• Преподавателю
  • Биология
  • Доклад на тему: «Формирование экологической компетентности обучающихся через различные формы внеклассной работы»

Доклад на тему: «Формирование экологической компетентности обучающихся через различные формы внеклассной работы»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красновидовская основная общеобразовательная школа»

Красновидовского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального района

Республики Татарстан








ДОКЛАД

на тему:

«Формирование экологической компетентности

обучающихся через различные формы внеклассной работы»











Составитель: Букушкина Е.М.









2014 год

«Трогая цветок, мы трогаем звезды.

В конечном счете, природу может

спасти только любовь»

Жан Дорст.

Природа наградила нас завораживающими красотами, которые очаровывают нас. Из покон веков она вдохновляла людей на создание поэтических произведений, песен, картин. Но времена сменяют друг друга и человеческие ценности кардинально меняются. Этому подтверждение наши дети. У них абсолютно другие интересы. Природа, главным образом, является для них источником природных, минеральных ресурсов, продуктов питания.

Почему так происходит? Для этого нужно копнуть глубже.

Какие сказки читали детям раньше? Сказки, где человек был частью природы. Звери, птицы, деревья были его друзьями. Суть современных книг бывает порой непонятной не только ребенку, но и взрослому человеку.

А какие песни слушали раньше?! В них воспевали матушку природу, братьев наших меньших. Наши же дети поют те песни, которые слушают их родители («А я иду такая Дольчи Габанна» или «О Боже какой мужчина, я хочу от тебя сына…») Чему хорошему они могут их научить?

А как проводили свой досуг раньше?! На большие праздники молодежь собирались на открытой местности и водили хороводы, пели песни. В советские времена ребята ходили на пикники, в походы, где также, собравшись вокруг костра, пели песни об орленке, о звездах. Современные же дети часами сидят возле компьютеров, ноутбуков, планшетов. Они стали ограничены не только от природы, но и от живого общения со сверстниками.

Пока дети окончательно не очерствели к матушке природе, необходимо экологическое воспитание сделать приоритетным.

Сегодняшняя, всё усложняющаяся социальная, экономическая, нравственная атмосфера требует глубокого переосмысления школьных программ и отражения в воспитательно-образовательном процессе вопросов экологической ответственности человека за последствия своих действий в природе. Экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир, со стремления глубже узнать его, понять своё место в нём и свою ответственность перед ним. Формирование экологической ответственности должно стать этической нормой. Формирование экологического сознания (экологизации) осуществляется двумя путями:

1 - иррациональный (получение неосознаваемых эмоциональных впечатлений - действие на подсознание, т.е. через чувства).

2 - рациональный (через убеждение - действие на сознание человека), меняющий самого человека, его мировоззрение, поведение и ведущий к становлению нового типа культуры - культуры экологической.

Экологическое воспитание очень сжато в рамках какого-либо урока, а вот внеурочная деятельность дает ей широкий спектр развития.

Внеклассная работа имеет свои особенности и преимущества перед урочной системой: во-первых, часто она носит занимательный характер, что позволяет быстрее вовлечь ребят в природоохранную деятельность; во-вторых, участие во внеклассных мероприятиях способствует формированию нравственных качеств личности; в-третьих, дает возможность использовать различные формы обучения, что создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика; в-четвертых, добровольное участие школьников во внеклассных мероприятиях воспитывает ответственность за порученное дело; в-пятых, развивает творческие способности, такие, как изобретательность, воображение; в-шестых, дает большую свободу в выборе форм экологического образования.

Участие детей внеклассной работе экологического содержания воспитывает у них доброту, ответственность за свои поступки, отзывчивость, бережное отношение к природе.

Одной из основных внеклассных форм по реализации экологического воспитания является кружковая работа.

Экологический кружок. На занятиях учащиеся не просто узнают о существующих экологических проблемах, им важно осознать причины и уметь прогнозировать последствия той или иной деятельности человека.

При вовлечении школьников в кружковую работу появляется больше возможностей для поддержания развития и закрепления познавательных интересов учащихся, удовлетворения детской любопытности. Известно, что дети, особенно младшего школьного возраста имеется определенный интерес к окружающей их природе, но он еще не прочен и ограничен. Участие школьников в работе кружка, увлекают их. Они с удовольствием приходят на занятия, стараются своевременно и правильно выполнять каждое задание. Познавательный интерес учащихся начинает выступать движущей силой в поисках ответов на многие вопросы, появляется желание больше узнать, развивать активность и умственную деятельность.

Также на занятиях в кружке учащиеся шире и глубже изучают природу, ее компоненты и их отличительные признаки, убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу. Это подводит их к пониманию взаимосвязи в природе, ее материальности, формируется понятие о научной карте мира.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к ней, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств.

Необходимость проведения кружковой работы обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе, но и тем, что позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, развивать интерес к предмету. Участие школьников в кружке развивает нравственные чувства и нормы поведения, любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам. Такая форма работы дает широкое поле для восприятия ответственности за порученное дело, проявление инициативы, взаимопомощи.

Кружковая работа по экологическому воспитанию позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовиться к реальным экологическим ситуациям, учиться понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.

Особенность кружковой работы по экологии заключается, прежде всего, в том, что учащиеся получают возможность без спешки и суеты поставить наглядный опыт или провести интересный эксперимент, наблюдение за живыми объектами или природными явлениями, организовать школьный вечер. Окунувшись в мир живой природы, ребята глубже познают его, видят взаимосвязь и взаимозависимость всех его компонентов. Наблюдая, они накапливают знания, записывают впечатления, а затем рассказывают об этом в школе или дома. Все это захватывает учеников, заставляет их задуматься, вызывает любознательность, побуждает интерес к исследовательской работе.

Эффективным методом расширения знаний по экологии, является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, преданий, загадок на экологическую тематику, т.к. они ум обогащают, и волнуют душу: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Не поднимай природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.

Художественный кружок. На художественных кружках одной из любимых тематик всегда было изображение природы. Фантазия учащихся очень богата, поэтому в их рисунках мы увидели речку, зеленый лес, разноцветную поляну и родную улицу, маленький домик и тонкую тропинку, свою школу, и многое другое.

Все рисунки учащихся вывешиваю на выставочную доску, у нас получилась одна большая картина, на которой изображался край очень близкий детским сердцам. Очередной метод экологического воспитания.

Эффективность экологического воспитания возрастает, если помимо кружковых занятий проводят экскурсии, наблюдения в природе, исследования и т.п. На экскурсиях дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, находят места с плохой экологией, устанавливают причины этого и т.д. Например, на весенней экскурсии дети оценивают степень загрязненности местности мусором (по составу и количеству), наносят эти места на карту. Проводят мониторинг состояния водных объектов.

Внеклассная работа по экологическому воспитанию многогранна и необъятна по содержанию.

Практическая деятельность включает в себя:

• участие в акциях и операциях «Покормите птиц зимой», «Мы Волжане!», «Спаси дерево!», «Кормушка», «Чистый город, чистая школа!» и др.;

• подготовка и проведение праздников, экскурсий, походов, конкурсов, КВН, викторин, бесед, и др.

• работа по созданию проектной деятельности и участие в региональных и Всероссийских конкурсах.

Литература:

1. Андриянов А.П. Формирование экологической культуры с помощью поэтических образов. Журнал «География в школе» № 3 1998 год стр. 66

2. Серебренникова Г.А. Программа экологического кружка для V - VII классов журнал "География в школе» № 3 2005 год стр. 46

3. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. «Экологическое образование в школе»//Советская педагогика.-1990.-№12.-С.13.



© 2010-2022