Урок по биологии на тему Плоды (6класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Чикская средняя общеобразовательная школа №6


Муниципальный конкурс педагогического мастерства

«Формула успеха - 2014»



Номинация конкурса


«География, химия, биология и экология »




Разработка нестандартного урока

по биологии (6кл)

по теме «ПЛОДЫ»

(урок с использованием готовых ЭОРов)













Выполнила:

Виндимут Александра Анатольевна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

МКОУ Чикская СОШ №6




с. Прокудское

2014г

Краткая аннотация к уроку:

Ф.И.О. Виндимут Александра Анатольевна ([email protected])

Образование: высшее

Педагогический стаж: 15лет

Должность: учитель биологии

Место работы: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Чикская средняя общеобразовательная школа №6 Коченёвского района.

Место и роль разработанного урока в программе данного предмета:

урок используется при изучении раздела «Органы цветковых растений» курса «Биология. Живой организм» в 6 классе. Для воспроизведения электронных учебных модулей, используемых на уроке, может потребоваться установка свободно распространяемого программного обеспечения - проигрывателя ресурсов.

Цель урока: знакомство со строением и разнообразием плодов.

Задачи:

Образовательная:

  • изучить строение, разнообразие плодов растений, показать многообразие плодов;

  • продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений;

  • подвести учащихся к выводу о родстве цветковых, расширить кругозор обучающихся.

Развивающая:

  • развивать учебные умения - исследовательские, способствовать развитию логических умений и навыков по применению биологических знаний на практике;

  • стимулировать развитию навыков познавательного интереса, выявлению связей «строение - функция», синтеза, анализа, делать выводы.

Воспитывающая:

  • воспитание аккуратности и самостоятельности в работе, экологическое воспитание. Продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе.

Продолжительность: 45минут.

Базовый учебник: Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6класс. Дрофа, 2010.

Тип урока: комбинированный (повторение, изучение новой темы, проверка усвоения знаний).

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ведущая технология: ИКТ-технология (использование готовых электронных образовательных ресурсов)

Оборудование: коллекция семян и плодов, таблицы, учебник, раздаточный материал, демонстрационное оборудование: компьютер, проектор, экран.

Используемые источники:

  • Базовый учебник Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6класс. Дрофа,2010;

  • Ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

Знакомство со строением и разнообразием плодов, контроль знаний на уроке происходит с использованием готовых электронных образовательных ресурсов, что делает изучаемый материал наглядным, доступным, интересным. При закреплении материала выполняется лабораторная работа, благодаря которой развиваются исследовательские способности, воспитывается аккуратность и самостоятельность.

Применение ИКТ на данном уроке, считаю целесообразным и результативным, так как это даёт возможность активизировать познавательный интерес у детей, развивает их творческие способности, стимулирует их умственную деятельность, делает урок более ярким и увлекательным, повышает познавательную активность.







Таблица 1.

СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организацион-ный момент


Проверка готовности к уроку. Постановка целей и задач урока.

Подготовка к уроку

2 мин

2

Проверка пройденного материала

ЭУМ К-типа

«Цветок»

Определяет ЭОР контрольного типа.

Выполнение заданий по модулю

5 мин

3

Изучение новой темы

ЭУМ И-типа

«Плоды. Разнообразие плодов»(слайд 1,2).

Предъявляет материалы модуля.

Слушают, участвуют в диалоге, записывают выводы

4 мин

ЭУМ

И-типа

Плоды. Разнообразие плодов (слайд 3,4,5).

Предъявляет материалы модуля. Организовывает самостоятельное изучение «Разнообразие плодов».

Самостоятельно изучают слайды 3,4,5, медиаколлекцию, делают выводы и записывают их в тетрадь

6 мин

ЭУМ И-типа

«Распространение плодов»

Предъявляет материалы модуля.

Слушают, изучают, участвуют в диалоге, записывают выводы.

6 мин

Физминутка

Читает, показывает

Слушают, смотрят, выполняют

1 мин

ЭУМ И-типа

«Плоды. Разнообразие плодов» (слайд 7)

Предъявляет материалы модуля.

Слушают, участвуют в диалоге, записывают выводы.

2 мин

4

Закрепление знаний

Знакомит с инструкцией по выполнению лабораторной работы «Классификация плодов».

Слушают инструктаж, после приступают к выполнению работы: рассматривают, классифицируют плоды. Заполняют таблицу, делают выводы.

5мин

5

Контроль качества знаний.

ЭУМ К-типа

«Разнообразие плодов»

Определяет ЭОР контрольного типа

Выполняют тестирование на компьютере

6 мин

6

Выводы

Рефлексия

Что узнали?

Чему научились?

Что было самым интересным на уроке?

Ответы учащихся

3 мин

7

Итоги урока

Объявляет оценки комментирует их, подводит итоги урока.

Фиксируют итоги урока

3 мин

8

Домашнее задание

Объявляет домашнее задание

Стр. 46-48, головоломка.

Слушают, записывают задание

2 мин


КОНСПЕКТ УРОКА


I. Организационный момент

II. Проверка знаний (ЭУМ К-типа Цветок)

III. Изучение нового материала

- Отгадайте загадку:

Весной повис,

Всё лето кис,

А сладок стал -

На землю пал.

(Плод)

- Как вы думаете, о чём идёт речь?

(Ответы детей)

Слово учителя.

Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах. Основа всей жизни на Земле - растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена. Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок отцвел, наступает новый этап в его развития - образование плода.

  1. Строение и функции плодов (ЭУМ И-типа «Плоды. Разнообразие плодов», слайды 1,2)

Комментарий учителя.

Плод - это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.

Плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.

Плод состоит из околоплодника и семян.

Околоплодник - это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи. В образовании околоплодника участвует основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Функции плода:

  • обеспечивают защиту,

  • развитие и созревание семян,

  • осуществляют их распространение по земной поверхности.

  1. Разнообразие плодов (ЭУМ И-типа «Плоды. Разнообразие плодов», слайды 3,4,5)

Комментарий учителя.

Все плоды делятся на группы по трем признакам:

  • по количеству воды в околоплоднике;

  • по количеству семян;

  • по количеству пестиков, участвующих в образовании плода.

В зависимости от количества воды в околоплоднике. Плоды разделяются на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Разнообразие плодов очень велико.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет.

  1. Распространение плодов. Изучение способов распространения семян. (ЭУМ И-типа «Распространение плодов»)

Задание: прослушав загадку, определить способ распространения семян и приспособления плодов, способствующие лучшему распространению; ответы записать в тетрадь.

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

(Животными - крючки, липучки).

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь -

На себе их все найдёшь! (Лопух)

(Человеком - крючки, липучки)

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

(Одуванчик)

Пролетают вереницы -

Новосёлы - птицы;

Прилетят домой -

И крылья долой.

(Клён)

(Ветром - лёгкие, имеются крылышки).

На сучке - арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась -

Всё развалилось

(Созревшие семена гороха)

(Самораспространение - плоды, вскрываются самостоятельно).

Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

(Кокос)

(Водой - лёгкие, маленькая плотность).

Записи в тетради:

Способы распространения семян:

  • животными и человеком;

  • ветром;

  • самораспространение;

  • водой.

  1. Значение плодов. (ЭУМ И-типа «Строение и формирование плодов», слайд 7)

Комментарий учителя.

Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад.

IV. Закрепление

Лабораторная работа «Классификация плодов»

Цель: изучить и классифицировать плоды.

Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник, таблицы.

Задание:

1. Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью учебника и таблиц определите их названия.

2. Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

3. Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 - просто поставьте знак « +»)

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

1. Сочный

2. Сухой

3. Односемянной

4. Многосемянной

Вывод: плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

V. Контроль качества знаний.

ЭУМ К-типа «Разнообразие плодов»

VI. Выводы.

1. Все плоды образуются из завязи.

2. Внутри плода находится одно или много семян, которые окружены околоплодником.

3. В зависимости от содержания воды в плодах (то есть их сочности), они могут быть сочными или сухими.

4. Сочные и сухие плоды различаются способами распространения.

Рефлексия

  • Что узнали?

  • Чему научились?

  • Что было самым интересным на уроке?

VII. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

VIII. Задание на дом.

1. Учебник - стр. 46-48

2. Решить головоломку (для сильных учащихся)

Приложения к плану-конспекту урока

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Цветок

ЭУМ

К-типа

Тестовые задания: на выбор правильного ответа, на соотношение биологических терминов.

fcior.edu.ru/card/27072/kontrol-stroenie-cvetka-detalizirovannoe-predstavlenie.html

2

Строение и формирование плода

ЭУМ

И-типа

иллюстрации, текст

fcior.edu.ru/card/239/razvitie-ploda-raznoobrazie-plodov.html

3

Разнообразие плодов

ЭУМ

И-типа

иллюстрации, текст

fcior.edu.ru/card/239/razvitie-ploda-raznoobrazie-plodov.html

4

Распространение плодов.

ЭУМ

И-типа

иллюстрации, видеофрагменты, текст

fcior.edu.ru/card/27161/rasprostranenie-plodov-i-semyan-detalizirovannoe-predstavlenie.html

5

Значение плодов.

ЭУМ

И-типа

иллюстрации, текст

fcior.edu.ru/card/239/razvitie-ploda-raznoobrazie-plodov.html

6

Разнообразие плодов

ЭУМ

К-типа

Тестовые задания:на выбор правильного ответа, на соотношение биологических терминов.

fcior.edu.ru/card/27159/kontrol-raznoobrazie-plodov-detalizirovannoe-predstavlenie.html


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Лабораторная работа «Классификация плодов»

Цель: изучить и классифицировать плоды.

Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.

Задание:

  1. Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью учебника и таблиц определите их названия.

  2. Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

  3. Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 - просто поставьте знак « +»).

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

1. Сочный

2. Сухой

3. Односемянной

4. Многосемянной

Вывод:

ГОЛОВОЛОМКА (домашнее задание)

Если вы знаете названия плодов, то сможете решить головоломку "Многообразие плодов", вписав их названия так, что буква " 0" будет общей для всех строчек


Урок по биологии на тему Плоды (6класс)

© 2010-2022