Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.      Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей      Ос...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс








Рабочая учебная программа

по учебному курсу Биология



для обучающихся 8 класса


МБОУ «ООШ с. Квасниковка»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

на 2014/2015 учебный год



Составитель:

Литовченко Любовь Викторовна,

учитель химии и биологии

категория: соответствие с

занимаемой должностью
















ПРОГРАММА

КУРСА БИОЛОГИЯ

8 КЛАСС


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, авторской программы для V-VІІІ классов автора Н.И. Сонина, //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, - М.: Дрофа, 2006. -138с.//

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

-нормализация учебной нагрузки обучающихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

-соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям;

-личностная ориентация содержания образования;

-деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности;

-усиление воспитывающего потенциала;

-формирование ключевых компетенций - готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

-обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Концептуальной основой биологии являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей

Основная цель практического раздела программы - формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность обучающихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно-деятельностный подход, использование здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетради включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и решение познавательных задач, требующих от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве проверки домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для получения объективной информации о достигнутых обучающимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений обучающихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: уроки-зачеты, контрольные работы, компьютерного тестирование. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Исходными документами для составления программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



    Тематический блок


    Кол-во часов

    В том числе

    Использование ИКТ

    Использование проектной деятельности

    Использованиеисследовательской деятельности

    лабораторных и практических работ

    контрольных работ

    1

    Человек как биологический вид.

    2



    1



    2

    Происхождение человека.

    2



    1



    3

    Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

    1






    4

    Общий обзор строения и функций организма человека.

    4

    2


    2



    5

    Координация и регуляция.

    10

    2

    1

    7



    6

    Опора и движение.

    8

    3

    1

    3



    7

    Внутренняя среда организма.

    3

    1


    2



    8

    Транспорт веществ.

    4

    2

    1

    1



    9

    Дыхание.

    5

    1


    3



    10

    Пищеварение.

    5

    2


    3



    11

    Обмен веществ и энергии.

    2






    12

    Выделение.

    2






    13

    Покровы тела

    3


    1

    1



    14

    Размножение и развитие

    3



    2



    15

    Высшая нервная деятельность.

    5



    3


    1

    16

    Человек и его здоровье.

    4

    2



    2


    17

    Повторение. Закрепление. Обобщение.

    5


    1





    ИТОГО:

    68

    15

    6

    27

    2

    1

  2. Содержание учебно-тематического плана

урока

Тематический блок,

тема учебного занятия

Количество часов

Форма учебного занятия

1

Тема 1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД (2часа).

Инструктаж по технике безопасности. Место человека в системе органического мира.

1

Мини-лекция, урок с использованием ИКТ

2

Особенности человека.

1

Заочное путешествие.

3

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2часа).

Эволюция человека.

1

лекция, урок с использованием ИКТ

4

Расы человека..

1

Заочное путешествие.

5

Тема 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ

И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1час).

История развития знаний о строении и функциях организма человека

1

Мини-лекция.

6

Тема 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4часа).

Клеточное строение организма.

1

урок с использованием ИКТ

7

Клеточное строение организма.

1

лекция, урок с использованием ИКТ

8

Ткани и органы

1

Мини-лекция.

9

Системы органов.

1

лекция

10

Тема 5. КОРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (10 часов)

Гуморальная регуляция.

1

лекция, урок с использованием ИКТ

11

Роль гормонов в обмене веществ.

1

Мини-лекция, урок с использованием ИКТ

12

«Нервная система» (4часа)

Строение и значение нервной системы

1

Лекция

13

Спинной мозг

1

Мини-лекция

14

Строение

и функции головного мозга

1

Лекция, урок с использованием ИКТ

15

Полушария большого мозга

1

Лекция

16

«Анализаторы» (4часа)

Орган зрения и зрительный анализатор.

1

Лекция, урок с использованием ИКТ

17

Анализаторы слуха и равновесия

1

Мини-лекция.

18

Кожно-мышечная чувствитель

ность. Обоняние. Вкус

1

Лекция, урок с использованием ИКТ

19

Контрольная работа №1 по теме «Координация и регуляция».

1

20

Тема 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8часов).

Скелет человека, его значение и строение.

1

Лекция, урок с использованием ИКТ

21

Строение, костей.

1

Мини-лекция

22

Строение скелета.

1

Мини-лекция, урок с использованием ИКТ

23

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

практикум

24

Мышцы, их строение и функции

1

Лекция

25

Работа мышц

1

Мини-лекция

26

Значение двигательной активности

1

Лекция, урок с использованием ИКТ

27

Контрольная работа №2

1

28

Тема 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3часа)

Внутренняя среда организма.

1

Мини-лекция, урок с использованием ИКТ

29

Иммунитет.

1

Лекция

30

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор

1

Мини-лекция, урок с использованием ИКТ

31

Тема 7. Транспорт веществ

Органы кровообращения

1

Лекция, урок с использованием ИКТ

32

Работа сердца

1

Мини-лекция

33

Движение крови и лимфы по сосудам

1

Лекция

34

Контрольная работа №3

1

35

Тема 9. ДЫХАНИЕ (5часов).

Строение органов дыхания

1

Лекция, урок с использованием ИКТ

36

Система органов дыхания

1

Лекция

37

Газообмен в легких и тканях.

1

Мини-лекция

38

Нейрогуморальная регуляция дыхания

1

Лекция, урок с использованием ИКТ

39

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Зачет по теме «Дыхание»

1

Урок защиты проектов, урок с использованием ИКТ

40

Тема 9. Пищеварение (5часов).

Пищевые продукты и питательные вещества

1

Экскурсия, урок с использованием ИКТ

41

Пищеварение в ротовой полости

1

Лекция, урок с использованием ИКТ

42

Пищеварение в желудке.

1

Мини-лекция

43

Пищеварение в кишечнике.

1

Мини-лекция

44

Гигиена питания. Профилактика инфекций.

1

Лекция, урок с использованием ИКТ

45

Тема 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2часа)

Обмен веществ.

1

Лекция

46

Витамины

1

Мини-лекция

47

Тема 12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа).Выделение. Строение и работа почек.

1

Лекция

48

Заболевания почек, их предупреж

дение

1

Мини-лекция

49

Тема 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (3часа).

Строение и функции кожи

1

Лекция, урок с использованием ИКТ

50

Роль кожи в терморегуляции организма

11

Лекция

51

Контрольная работа №4

1

52

Тема 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3часа)

Половая система человека

2

Мини-лекция

53

Оплодотворение и развитие организма.

1

Лекция, урок с использованием ИКТ

54

Возрастные процессы

1

Лекция, урок с использованием ИКТ

55

Тема 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (5часов)

Рефлектоная деятельность нервной системы.

1

Мини-лекция

56

Торможение, его виды и значение

1

Лекция

57

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

1

Урок-исследование

58

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

1

Лекция

59

Типы нервной системы

1

Мини-лекция

60

Тема 16 Человек и его здоровье.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

1

Урок защиты проектов, урок с использованием ИКТ

61

Оказание первой доврачебной помощи.

1

Урок диспут

62

Факторы риска.

1

Лекция

63

Человек и окружающая среда.

1

Урок защиты проектов, урок с использованием ИКТ

64

ПОВТОРЕНИЕ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Обобщение по теме «Высшая нервная деятельность»

1

Урок-диспут

65

Контрольная работа № 5

1

66

67


Повторение


2

Урок практикум



  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока


Наименование

тем уроков


Кол-во

час.


Дата проведения


Основные

понятия и

термины


по

плану

по факту

1 триместр


Тема 1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД (2часа).


1

Место человека в системе органического мира.

1

02.09.2014

Повторение: Систематика.

Место и роль человека в системе органического мира.

2

Особенности человека.

1

05.09.2014

Повторение: Строение животных.

Сходство человека с животными и отличие от них.

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2часа).


3

Эволюция человека.

1

09.09.2014

Стадии эволюции: древнейшие люди, древние люди, современные люди.

4

Расы человека..

1

12.09.2014

Расы человека. Их происхождение и единство

Тема 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ

И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1час).


5

История развития знаний о строении и функциях организма человека


16.09.2014


Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий


Тема 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4часа).


6

Клеточное строение организма.

1

19.09.2014


Клеточное строение организма человека. Строение и функции органоидов клетки: ядра, эндоплазматической сети, комплекса Гольджи.

7

Клеточное строение организма.

1

23.09.2014


Клеточное строение организма человека. Строение и функции органоидов клетки: митохондрий, лизосом, клеточной мембраны.

8

Ткани и органы

1

26.09.2014


Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество

9

Системы органов.

1

30.09.2014


Системы органов: скелетная, мышечная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, половая, мочевыделительная, эндокринный аппарат.


Тема 5. КОРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (10 часов)


10

Гуморальная регуляция.

1

3.10.2014


Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

11

Роль гормонов в обмене веществ.

1

07.10.2014


Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез.

«Нервная система» (4часа)

12

Строение и значение нервной системы

1

10.10.2014


Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция.

13

Спинной мозг

1

14.10.2014


Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

14

Строение

и функции головного мозга

1

17.10.2014


Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус.

15

Полушария большого мозга

1

21.10.2014


Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

«Анализаторы» (4часа)


16

Орган зрения и зрительный анализатор.

1

24.10.2014


Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость.

17

Анализаторы слуха и равновесия

1

28.10.2014


Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор.

18

Кожно-мышечная чувствитель

ность. Обоняние. Вкус

1

31.10.2014


Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Тактильный анализатор. Обонятельный анализатор. Вкусовой анализатор.

19

Контрольная работа №1 по теме «Координация и регуляция».

1

11.11.2014


Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.


Тема 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8часов).


20

Скелет человека, его значение и строение.

1

14.11.2014


Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы.

21

Строение, костей.

1

18.11.2014


Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество.

22

Строение скелета.

1

21.11.2014


Скелет головы. Отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка (ребра, грудина). Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо - плечевая кость; предплечье - локтевая и лучевая; кисть - запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижняя (бедро - бедренная кость; голень - малоберцовая и большеберцовая; стопа -предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).

23

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

25.11.2014


Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

2 триместр

24

Мышцы, их строение и функции

1

28.11.2014


Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

25

Работа мышц

1

02.12.2014


Динамическая, статистическая работа мышц. Мышцы-сгибатели. Мышцы-разгибатели. Развитие утомления мышц. Рефлекторный характер мышечной деятельности.

26

Значение двигательной активности

1

05.12.2014


Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия.

27

Контрольная работа №2

1

9.12.2014


«Опора и движение».


Тема 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3часа)


28

Внутренняя среда организма.

1

12.12.2014


Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови

29

Иммунитет.

1

16.12.2014


Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный),

30

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор

1

19.12.2013


Группы крови. Переливание крови. Тканевая совместимость тканей. Резус-фактор.


Тема 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (4часа).


31

Органы кровообращения

1

23.12.2014


Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения.

32

Работа сердца

1

26.12.2014


Сердечный цикл, регуляция работы сердца (фазы сердечной деятельности).

33

Движение крови и лимфы по сосудам

1

30.12.2014


Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Пульс. Частота сердечных сокращений.

34

Контрольная работа №3

1

13.01.2015


«Внутренняя среда организма. Транспорт веществ».


Тема 9. ДЫХАНИЕ (5часов).


35

Строение органов дыхания

1

16.01.2015


Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосо-образования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ.

36

Система органов дыхания

1

20.01.2015


Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

37

Газообмен в легких и тканях.

1

23.01.2015


Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения.

38

Нейрогуморальная регуляция дыхания

1

27.01.2015


Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга). Заболевания органов дыхания и их профилактика.

39

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Зачет по теме «Дыхание»

1

30.01.2015



Тема 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ (5часов)


40

Пищевые продукты и питательные вещества

1

03.02.2015


Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

41

Пищеварение в ротовой полости

1

06.02.2015


Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтоза, крахмал, глюкоза.

42

Пищеварение в желудке.

1

10.02.2015


Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

43

Пищеварение в кишечнике.

1

13.02.2015


Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ.

44

Гигиена питания. Профилактика инфекций.

1

17.02.2015


Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита.


Тема 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2часа)


45

Обмен веществ.

1

20.02.2014


Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен

3 триместр

46

Витамины

1

24.02.2015


Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы A, B, С, D. Проявления ави таминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение

Тема 12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа).


47

Выделение. Строение и работа почек.

1

27.02.2015


Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

48

Заболевания почек, их предупреж

дение

1

03.03.2015


Мочеполовые инфекции, меры
их предупреждения для сохра-
нения здоровья. Предупреждение заболеваний почек.

Соблюдение санитарно-
гигиенических норм и правил
здорового образа жизни.

Фактор риска: переохлаждение.
Вредные и полезные привычки,
их влияние на состояние здоровья


Тема 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (3часа).


49

Строение и функции кожи

1

06.03.2015


Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями.

50

Роль кожи в терморегуляции организма

11

10.03.2015


Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. Закаливание организма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

51

Контрольная работа №4

1

13.03.2015


«Обмен веществ и энергии»

Тема 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3часа)


52

Половая система человека

2

17.03.2015


Система органов размножения. Хромосомы. Женская половая система. Яйцеклетка. Мужская половая система. Сперматозоиды.

53

Оплодотворение и развитие организма.

1

20.03.2015


Оплодотворение и развитие зародыша. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

54

Возрастные процессы

1

31.03.2015


Рождение организма. Периоды жизни человека.

Тема 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (5часов)


55

Рефлекто

ная деятель

ность нервной системы.

1

03.04.2015


Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

56

Торможение, его виды и значение

1

07.04.2015


Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность.

Психология и поведение человека.

57

Биологи

ческие ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

1

10.04.2015


Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна.

58

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

1

14.04.2015


Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие.

59

Типы нервной системы

1

17.04.2015


Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Тема 16. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (4часа)


60

Соблюде

ние санитарно-гигиени

ческих норм и правил здорового образа жизни.

1

21.04.2015


Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: вырабаты-вание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление.

61

Оказание первой доврачебной помощи.

1

24.04.2015


62

Факторы риска.

1

28.04.2015


Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека.

63

Человек и окружающая среда.

1

05.05.2015


Организм человека - единое целое.

ПОВТОРЕНИЕ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА


64

Обобщение по теме «Высшая нервная деятельность»

1

08.05.2015

Повторение и закрепление пройденного материала

65

Контрольная работа № 5

1

12.05.2015



«Высшая нервная деятельность»

66

67


Повторение


2

15.05.2015


19.05.2015



Место человека в системе органического мира, об эволюции человека, клеточном строении организма, тканях и органах, система органов



5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


Программа основного общего образования «Биология. Человек» 8 класс. Автор: Н.И.Сонин.

Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- Дрофа, 2010. - 272с;

Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. -М.: Дрофа, 2011. -64с.

Электронное пособие «Биология. Человек» к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина. «Биология. Человек» 8 класс

Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;

Пепеляева О.А. Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек). М.: «ВАКО» 2007.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

Лабораторный электронный практикум «Биология. 6-11 класс»

Мультимедийное пособие: «Биология. Анатомия и физиология человека»

Электронные пособия: «Биология. 6-9 класс», «1С:Репетитор.Биология» «Уроки биологии. 6 класс. Растения, Бактерии. Грибы». «Животные. 7 класс».

Мультимедийные презентации по биологии.

Материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (school-collection.edu.ru/)

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

bio.1september.ru - газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru - научные новости биологии

edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

-учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы обучающихся)

-инструментарий диагностики уровня обученности обучающихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения обучающимися содержания биологического образования);

-варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

-материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).







Тема 1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД (2часа).

знать: место человека в системе органического мира; черты сходства человека и животных, факторы антропосоциогенеза.

уметь: выявлять особенности строения тела человека, объяснять сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека; определять органы и системы органов человека, характеризовать стадии эволюции человека, расы человека, отделы скелета; распознавать на моделях, скелете, таблицах, рисунках отделы скелета, кости, его образующие, у человека и животных.

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2часа)

знать: биологические и социальные факторы антропосоциогенеза; основные этапы эволюции человека, их особенности; отличительные признаки расы.

Тема 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1час).

знать: представление по истории развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней.

Тема 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4часа).

знать: клеточное строение организма, строение живот
ной клетки, функции частей и органоидов клетки; строение и значение тканей; органы и системы органов.

уметь: раскрывать особенности строения и функций от
дельных частей, органоидов клетки человека, тканей всех типов; взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека; называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов; распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки.

Тема 5. КОРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (10 часов)

Задачи раздела «Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности» (2часа).

знать: строение и роль эндокринного аппарата в организме человека; основные функции эндокринных желез.
уметь: распознавать основные железы внутренней секреции.

Задачи раздела «Нервная система» (4часа)

знать: строение и функции нервной системы, ее частей; нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга;

роль нервной системы в регуляции функций организма человека, в согласованной деятельности органов и связи организма с окружающей средой; роль вегетативной нервной системы, коры больших полушарий, отделов мозга.

уметь: сравнивать строение нервной системы человека и животных; распознавать основные ее части; работать с учебником; осуществлять самоконтроль, проводить наблюдения.

Задачи раздела «Анализаторы» (4часа)

знать: органы чувств человека, части зрительного, слухового анализаторов; находить их на рисунках, таблицах, моделях; роль анализаторов в восприятии и анализе (различении) раздражений окружающей среды; их взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека.

уметь: характеризовать гигиену органов зрения и слуха, обоняния и вкуса; объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, способность частей анализаторов различать раздражения, взаимосвязь органов чувств (анализаторов).

Тема 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8часов).

знать: состав и свойства костей, значение опорно-двигательного аппарата; влияние физического труда и спорта на его формирование; роль двигательной активности в сохранении здоровья; меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия.

уметь: распознавать части опорно-двигательного аппарата (скелет, мышцы); характеризовать черты приспособленности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, и приводить примеры; характеризовать строение костей, типы их соединений, работу мышц; оказывать первую доврачебную помощь при ушибах,растяжениях связок, вывихах суставов, при переломах; соблюдать правильную осанку; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета; разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата, влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления; устанавливать связь между строением частей и выполняемыми ими функциями; доказывать сходство млекопитающих животных и человека; характеризовать торможение как результат нервной регуляции, координирующей движение.

Тема 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3часа)

знать: основные компоненты внутренней среды организма, значение и строение форменных элементов крови; сущность понятий иммунитет, инфекционные
заболевания, значение предупредительных прививок и лечебных сывороток, правила личной и общественной гигиены, выполнение которых предупреждает распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний.

уметь: распознавать на таблицах, микропрепаратах,
рисунках клетки крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты; объяснять значение внутренней среды организма, ее компонентов, объяснять состав крови, функции ее форменных элементов.

Тема 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (4часа).

знать: строение органов кровообращения; сущность понятий пульс, кровяное давление; изменение крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу.

уметь: распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения; оказывать доврачебную помощь при кровотечениях; подсчитывать пульс, измерять артериальное давление.

Тема 9. ДЫХАНИЕ (5часов).

знать; строение и функции органов дыхания, их взаимосвязь; изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу; меры профилактики заболеваний органов дыхательной системы.

уметь: распознавать на таблицах органы дыхания, объяснять взаимосвязь их строения и функции, соблюдать гигиенические требования, оказывать первую доврачебную помощь при остановке дыхания.

Тема 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ (5часов)

знать: состав пищи человека и роль пищевых компонентов в жизнедеятельности организма; сущность и значение питания и пищеварения, строение и функции органов пищеварительной системы, роль пищеварительных желез и ферментов в пищеварении, сущность и значение всасывания; роль нервно-гуморальной регуляции процессов пищеварения, методы изучения пищеварения; гигиенические требования к составу пищи; меры профилактики зубных и желудочно-кишечных заболеваний; влияние курения, алкоголя, наркотиков на функционирование пищеварительной системы.

уметь: распознавать органы пищеварительной системы на таблицах, муляжах, рисунках, обосновывать основные гигиенические правила питания и пищеварения; оказывать первую доврачебную помощь при пищевых отравлениях

Тема 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2часа)

знать: суть и значение обмена веществ и энергии;

анатомо-физиологические и гигиенические понятия о пластическом и энергетическом обмене, значении питательных веществ, витаминах и авитаминозах, нормах питания.

уметь: объяснять биологическую роль обмена веществ, витаминов, общебиологические понятия о клеточном строении и обмене веществ организма, о связи организма со средой; на конкретных фактах проводить разъяснительную работу о вреде алкоголя и наркомании для организма подростков.

Тема 12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа).

знать: роль и значение мочевыделительной системы, особенности ее строения.

уметь: распознавать органы выделительной системы по
таблицам; объяснять, почему заболевания почек оказывают
очень серьезное влияние на здоровье человека, необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек

Тема 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (3часа).

знать: строение кожи, ее функции; относительное постоянство температуры тела человека; значение закаливания организма; гигиенические требования к коже, одежде и обуви; меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма.

уметь: оказывать первую помощь при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции; устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи; разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания.

Тема 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3часа)

знать: сущность процесса оплодотворения и его значение; развитие зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым; гигиенические требования к режиму будущей матери; вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство.

уметь: находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих и человека.

Тема 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (5часов)

знать: особенности высшей нервной деятельности чело
века, ее значение в восприятии окружающей среды, ориентацию в ней; значение профилактики утомления, активного отдыха, сна, вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему.

уметь: объяснять роль безусловных рефлексов в развитии врожденных форм поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность; психическую деятельность человека как функцию мозга; понятия потребность организма, психика человека память, внимание, характер, личность, темперамент; характеризовать поведение, рефлекторную теорию поведения, роль условного торможения.


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Исходными документами для составления программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.

© 2010-2022