- Преподавателю
- Биология
- Перспективно тематическое планирование по биологии для специалистов (39 часов)
Перспективно тематическое планирование по биологии для специалистов (39 часов)
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сизяева Е.С. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования Вологодской области
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Череповецкого технологического техникума»
Рассмотрено на заседании
методической комиссии
общеобразовательных дисциплин
«___»_________20___г.
______________
Согласовано:
Зам. директора
____________
________Кузнецова И.В.
«__»_______2015 г.
Перспективно-тематическое планирование по общей биологии (39 часов).
15.02.08 Технология машиностроения
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Преподаватель биологии
Угарова Е.С.
Череповец, 2015
Перспективно-тематическое планирование по общей биологии (39 часов).
№
урока
по теме
Тема урока
Тип урока
Основной метод
Опорные знания и умения учащихся
Триединая задача урока
Повторяемый материал, межпредметные
связи
Виды контроля знаний
Средства
обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
1 (1)
Введение
Лекция
Понятия: жизнь, биология, основные отличия живых организмов от объектов неживой природы, уровни организации живой материи, многообразие живого мира.
Умения: объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляции, понятие гомеостаза и другие как результат эволюции живой материи.
Расширить представления обучающихся об основных критериях жизни, сформировать у учащихся понятия об уровнях организации живой материи. Научить обучающихся определять конкретный уровень организации жизни по его сущестностным характеристикам.
Начать формирование у обучающихся эмоционально - ценностного отношения к современным проблемам общей биологии.
Обществознание
материя, формы и способы ее существования.
Фронтальный
Схема структуры царств живой природы
Тема 1. Учение о клетке (5часов).
1. (2)
Клеточная теория. Цитоплазма эукариотической клетки. Клеточные структуры и их функции. Ядро
Семинар
Самостоятельная работа с учебником
Знать: Основные положения клеточной теории. Понятия :эукариоты, прокариоты.
Уметь отличать растительную и животные клетки.
Знать: основные части клетки, и органоиды цитоплазмы, включения, хромосомы, их строение.
Познакомить обучающихся с основными положениями клеточной теории, с историей развития представлений о строении и функции клетки. Научить обосновывать положения клеточной теории научными фактами и примерами из области цитологии.
Познакомить обучающихся со строением и функциями некоторых клеточных структур. Продолжить развитие у обучающихся умения сравнивать строение различных клеточных структур, объяснять причины их сходства и различия. Сформировать убежденность в том, что различные органоиды образуют в клетке структурно - функциональное единство.
Физика: свойства жидкостей.
Фронтальный.
фронтальный
Демонстрация клеток прокариот и эукариот.
Схема строения органоидов растительной и животной клетки.
2. (3)
Изучение строения растительной и животной клетки.
Лабораторная работа.
Уметь работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Научить обучающихся понимать различие между растительной и животной клетки.
Физика: оптика
Фронтальный
Микроскопы, препараты, покровные, предметные стекла.
3. (4)
Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы и липиды.
Беседа
Знать: органические и неорганические вещества , образующие структурные компоненты клеток.
Расширить знания о химическом составе внутриклеточной среды: строении и значении в жизни клетки различных неорганических соединений, о строении и значении в жизни клетки углеводов и липидов. Научить выявлять связь между составом, строением молекулы химического соединения и его функциями в клетке.
Химия: Вода, соли. Сложные эфиры. Жиры.
Фронтальный.
Модели молекул глицерина, глюкозы, карбоновых кислот.
4. (5)
Состав и строение белков. Функции белков в клетке. Нуклеиновые кислоты. АТФ.
Объяснение преподавателя с демонстрацией моделей молекул белка, аминокислот
Беседа.
Знать: первичную, вторичную, третичную, четвертичную структуру белка. Основные функции белков. Знать: строение нуклеиновых кислот, отличие ДНК от РНК, строение и функции АТФ
Обеспечить усвоение обучающимися знаний о составе и строении аминокислот, принципе их объединения в полипептидную цепочку, расширить знания о функциях белков в живой клетке. научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков. Сформировать у обучающихся знания о структуре и функциях нуклеиновых кислот (РНК и ДНК); раскрыть сущность матричного синтеза, характерного для живой природы. Научит сравнивать строение, состав и функции ДНК и РНК в клетке; выявлять причины наблюдаемых явлений.
Химия: амины, аминокислоты, белки. Кислородсодержащие соединения фосфора, теория химического строения органических соединений.
Анатомия: Образование иммунитета, функции эритроцитов, ферменты.
Фронтальный.
Таблица: Белки. Модель молекулы ДНК. Таблица: ДНК, Репликация молекул ДНК.
5. (6)
Пластический обмен веществ в клетке. Биосинтез белка. Фотосинтез
Лекция.
Семинарское занятие.
Знать: понятие обмена веществ, биосинтез белковых молекул, роль различных веществ принимающих участие в синтезе белка. Энергетический обмен. Фотосинтез.
Расширить знания обучающихся о различных формах обмена веществ в клетке и организме; сформировать представление о биосинтезе белковых молекул. Научить определять роль различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белка. Сформировать представление о фотосинтезе. Научить определять роль различных веществ в процессе фотосинтеза.
Химия: реакция поликонденсации, фиксация водорода.
фронтальный
Таблицы: Схема строения клетки. Белки. Репликация ДНК. Биосинтез белка. Таблица: Фотосинтез. Презентация.
Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов (4 часов)
1. (7)
Организм - единое целое. Многообразие организмов.
Беседа.
Знать: организм.
Углубить знания обучающихся об организме; расширить знания о многообразии организмов..
Биология, 6, 7 класс: многообразие организмов.
фронтальный.
Таблица: Многообразие организмов, презентация.
2. (8)
Размножение организмов. Мейоз. Деление клетки. Митоз. Образование половых клеток. Оплодотворение. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.
Беседа с демонстрацией таблиц. Лекция с выборочным анализом конспектов. Рассказ преподавателя с использованием таблиц и схем.
Знать: значение митоза, его фазы. Уметь: объяснять процесс митоза.. Знать: значение митоза, его фазы. Уметь: объяснить процесс мейоза. Знать: значение оплодотворения, понятие эмбриогенеза и этапах его- эмбриональном и постэмбриональном.
Уметь: правильно характеризовать события происходящие при зародышевом и постэмбриональном развитии.
Углубить знания обучающихся о значении непрямого деления клетки-митозе, о подготовке клетки к делению и его фазах. Сформировать у учащихся умение объяснять причины и следствия внутриклеточных процессов, происходящих при митозе. Познакомить обучающихся с сущностью мейоза, как одного из способов деления клетки; с его основными фазами и процессами. Научит правильно проводить сравнение митоза и мейоза, выявлять основные черты сходства и признаки различия между этими двумя типами деления клетки.
Биология, 6 класс:
митоз. Биология, 6 класс: мейоз Биология, 8 класс: оплодотворение. Анатомия: вредное влияние курения и употребления алкогольных напитков на деятельность организмов.
Фронтальный.
Таблицы: Митотическое деление клетки. Мейоз. Сперматогенез. Овогенез. Презентация. Таблица: Индивидуальное развитие хордовых. Модели зародышей позвоночных на разных стадиях эмбрионального развития.
Познакомить обучающихся с процессом образования половых клеток и процессом оплодотворения. Расширить знания обучающихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого и послезародышевого развития организмов. сформировать у учащихся убеждение в том, что процесс развития животного и растения осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей.
3. (9)
Индивидуальное развитие человека.
ПР. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. Последствия влияния вредных привычек
Рассказ преподавателя с использованием моделей и Беседа. Лекция с элементами беседы.таблиц
Знать: понятие эмбриогенеза и этапах его-эмбриональном и постэмбриональном. Уметь: правильно характеризовать события происходящие при зародышевом и постэмбриональном развитии. Знать: понятие репродуктивное здоровье Знать: понятия алкоголизм, наркомания, табакокурение, окружающая среда.
Расширить знания обучающихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого и послезародышевого развития человека. Углубить знания обучающихся о репродуктивном здоровье человека. Углубить знания обучающихся о влиянии вредных привычек и среды на здоровье человека.
Биология, 8 класс: развитие человека. Биология, 8 класс: индивидуальное развитие организма.
ОБЖ: репродуктивное здоровье. Биология, 8 класс: гигиена беременности.
ОБЖ: вредные привычки и их профилактика
фронтальный.
Презентация.
4.
(10)
Контрольная работа «Клетка и. Размножение и индивидуальное развитие организмов»
тест
Тема 3. Основы генетики и селекции (9 часов).
1-2. (11, 12)
Генетика- наука о наследственности и изменчивости.
Моногибридное скрещивание.
Рассказ преподавателя с использование моделей и таблиц.
Рассказ преподавателя с использование моделей и таблиц.
Знать: основные понятия генетики: признаки и свойства, гены, аллельные гены; генотип и фенотип организма.
Знать: закономерности наследования признаков моногибридного скрещивания.
Уметь: объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение.
Познакомить обучающихся с историей возникновения генетики как науки; с гибридолоческим методом исследования, с основными генетическими понятиями и терминами.
Сформировать понятие о моногибридном скрещивании, познакомить с сущностью первого и второго закона Менделя.
Общая биология: формы размножения организмов.
Фронтальный.
Портрет Г. Менделя.
Презентация.
Общая биология: формы размножения организмов.
Математика: решение задач.
фронтальный
Портрет Г. Менделя. Таблица: Моногибридное скрещивание.
Презентация.
3. (13)
Анализирующее скрещивание и неполное доминирование. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности.
Беседа с использованием таблиц. Беседа с использованием таблиц. Объяснение преподавателя с использованием таблиц.
Знать: понятие анализирующее скрещивание, сущность и причина неполного доминирования. Знать: закономерности наследования признаков дигибридного скрещивания.
Уметь: объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение. Знать: закономерности хромосомной теории.
Уметь: объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение.
Продолжить развитие у обучающихся умения записывать схемы скрещивания растений и животных в генном и хромосомном выражении. Убедить обучающихся в том, что взаимоотношения между генами в клетке и организме не всегда складываются по принципу полного доминирования. Расширить представления обучающихся о дигибридном скрещивании, полученные на уроке Основы генетики. Научить использовать специальную систему записи результатов скрещивания для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании. Расширить представления обучающихся о генетических закономерностях. Научить использовать хромосомную теорию для объяснения передачи признаков и свойств из поколения в поколение.
Общая биология: формы размножения организмов.
Математика: решение задач. Общая биология: формы размножения организмов.
Математика: решение задач. Математика: решение задач.
фронтальный
Конверты с моделями особей - потомками анализирующего скрещивания.
Презентация. Таблица: Дигибридное скрещивание и его цитологические основы. Конверты с набором моделей особей, полученных в результате модельных дигибридных скрещиваний.
Презентация. Таблица: Хромосомная теория.
Презентация.
4. (14)
Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Множественное действие генов и взаимодействие генов.
ПР Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.
Объяснение преподавателя с использованием таблиц.
Знать: генетическое определение пола растений и животных. Знать: эффекты множественного действия и взаимодействия генов.
Сформировать у обучающихся представление о сцепленном наследовании, группах сцепления, о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом (на примерах дальтонизма и гемофилии у человека, наследования окраски шерсти у кошек). Научить объяснять причины сцепленного наследования генов, а также - нарушения сцепления между ними, которое происходит в профазе первого деления мейоза. Объяснять причины равной вероятности рождения мальчика или девочки. Познакомить обучающихся с эффектами множественного действия гена и взаимодействия генов.
Математика: решение задач. Общая биология, 9 класс: взаимодействие генов.
Фронтальный.
Таблица: Хромосомное определение пола. Перекрест хромосом. Презентация.
5. (15)
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Беседа с демонстрацией презентации.
Знать: понятия: наследственная изменчивость, хромосомные, генные и геномные болезни.
Познакомить обучающихся с наследственными болезнями.
Расширить знания обучающихся о влиянии факторов внешней среды на процесс формирования признаков организма.
Физика: Биологическое действие мутагенов.
Фронтальный.
Презентация, схемы наследования гемофилии, иллюстрации признаков наследственныч болезней.
6. (16)
Модификационная изменчивость. Построение вариационной кривой
Лабораторная работа.
Знать: понятие модификационная изменчивость.
Уметь: строить вариационный ряд и вариационную кривую
Расширить знания обучающихся о влиянии факторов внешней среды на процесс формирования признаков организма, о закономерностях модификационной изменчивости.
Общая биология 9 класс: модификационная изменчивость.
Фронтальный.
Презентация, инструктивные карточки.
7 (17)
Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. Модификационная изменчивость.
Лекция. Беседа с элементами лекции.
Знать: формы изменчивости.
Знать: формы наследственной изменчивости. Знать: модификационная изменчивость, норма реакции.
Сформировать у обучающихся систему знаний о формах изменчивости, их причинах и влиянии на организм. Развить у учащихся умение классифицировать формы изменчивости, сравнивать их друг с другом; приводить примеры, иллюстрирующие каждую. Сформировать у обучающихся систему знаний о формах наследственной изменчивости, их причинах и влиянии на организм. Развить у учащихся умение классифицировать формы наследственной изменчивости, сравнивать их друг с другом; приводить примеры, иллюстрирующие каждую. Сформировать у обучающихся систему знаний о формах изменчивости, их причинах и влиянии на организм. Развить у учащихся умение классифицировать формы изменчивости, сравнивать их друг с другом; приводить примеры, иллюстрирующие каждую.
Сформировать представление об особенностях модификационной изменчивости и ее значении для селекции.
Общая биология, 9 класс: изменчивость.
Фронтальный.
Таблицы: наследственная изменчивость, модификационнная изменчивость, презентация Таблицы: наследственная изменчивость,
Таблицы: модификационная изменчивость, презентация Презентация.
8. (18)
Генетика. Теоретические основы селекции. Начальные этапы селекции.
Беседа с элементами лекции.
Знать: понятия селекция, начальные этапы селекции, центры происхождения, закон гомологичных рядов.
.
Сформировать у обучающихся представления о начальных этапах развития селекции, об учении Н.И. Вавилова и законе гомологичных рядов.
Общая биология, 9 класс: селекция.
Фронтальный.
Таблица: центры происхождения культурных растений.
Портрет Н.И. Вавилова.
Презентация.
9. (19)
Методы селекции. Основные достижения современной селекции Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Клонирование животных и этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии.
Беседа. Беседа с элементами лекции.
Знать: искусственный отбор, гибридизация, гетерозис, порода, сорт, штамм, основные достижения селекции. Знать: понятия биотехнология. Знать: понятия клонирование
Сформировать у учащихся представления об основных методах селекционной работы с животными и растениями возможностями их практического применения.
Уметь:
Понимать необходимость развития селекции для повышения эффективности с/ х производства. Сформировать у обучающихся представления о биотехнологии и ее достижениях. Расширить представление обучающихся о биотехнологии
Общая биология, 9 класс: селекция.
Фронтальный.
Презентация, рефераты обучающихся.
Муляжи растений. Гербарные материалы, набор муляжей полиплоидных растений.
Тема 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение (8часов).
1. (20)
Додарвиновский период развития биологии.
Беседа.
Знать: эволюция, популяция.
Обогатить знания учащихся об историческом прошлом биологической науки. Сформировать у учащихся представление о предпосылках возникновения дарвинизма.
Общая биология, 9 класс: эволюционное учение.
Фронтальный
Портреты: Ж.Б Ламарка, К. Линнея, презентация.
Карточки с заданиями.
2. (21)
Возникновение эволюционного учения, его основные положения и значение.
Беседа.
Знать: эволюция, популяция, вид.
Сформировать у учащихся представление о биологическом виде и популяции как элементарной единице эволюции. Научить правильно использовать знания о критериях вида в процессе изучения натуральных биологических объектов.
и основных положениях эволюционного учения Ч. Дарвина.
Ботаника: Представление об основных систематических категориях: вид, семейство, класс.
Фронтальный
Живые и гербарные экземпляры растений одного вида, разных видов, но одного рода.
Портрет Ч. Дарвина. Карта с изображением путешествия Ч. Дарвина.
Презентация.
3. (22)
Биологический вид: его критерии и структура. Популяция.
Рассказ преподавателя
Знать: понятия вид, популяция, критерии вида.
Сформировать у обучающихся представление о концепции вида, его структуры и критерии, о популяции, как структурной единицы вида и эволюции.
Ботаника: Представление об основных систематических категориях: вид, семейство, класс.
Фронтальный
Презентация, карточки с заданиями.
4. (23)
Борьба за существование Естественный отбор и другие факторы эволюции.
Рассказ преподавателя
дискуссия
Знать: понятие борьба за существование, ее формы.
Познакомить обучающихся с различными формами борьбы за существование, которые осуществляются в природе. Научить правильно определять формы борьбы за существование, сравнить их друг с другом. Сформировать у обучающихся правильное отношение к проблеме реализации идеи «борьбы за существование» в природе и человеческом обществе.
Общая биология, 9 класс: борьба за существование.
Тест
Таблица: Борьба за существование и ее формы.
Презентация.
Рассказ преподавателя
дискуссия
Знать: формы естественного отбора. Уметь: проводить анализ действия стабилизирующего и движущего отбора.
Сформировать у обучающихся систему знаний о естественном отборе и его роли в эволюции. Сформировать умение сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по сущностным характеристикам. Убедить обучающихся в том, что естественный отбор является основной и направляющей движущей силой эволюционного процесса.
Алгебра: Графическое изображение.
Фронтальный.
Таблица: Формы естественного отбора.
Презентация.
5. (24)
Микроэволюция. Макроэволюция. Доказательства эволюции.
Объяснение преподавателя с демонстрацией таблиц. Беседа с использованием биологических объектов, таблица и схемы.
Знать: понятие микроэволюция, географическое и экологическое видообразование, современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен) Знать: пути достижения биологического прогресса- ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А.Н. Северцова. Уметь: на основе движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды. Знать: доказательства эволюции.
Сформировать у обучающихся систему знаний о микроэволюции, дивергенции. Географическом и экологическом видообразовании. Сформировать у обучающихся представление о географическом и экологическом способах видообразования. Научить обучающихся определять способы видообразования и сравнивать их друг с другом. Продолжить формирование у обучающихся убежденность в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сформировать у обучающихся представление о доказательствах эволюции органического мира
Обществознание: диалектика- переход количественных изменений в качественные. Зоология: Представление о виде, классе, типе.
Фронтальный.
Таблица: микроэволюция.
Презентация.
Портреты: С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен. Таблица: Макроэволиция.
Презентация.
Портрет: А.Н Северцева
6. (25)
Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.
Беседа.
Знать: концепцию устойчивого развития.
Сформировать у обучающихся представление о концепции устойчивого развития..
Обществознани, география: глобальные проблемы человечества.
Фронтальный.
Презентация.
7. (26)
Возникновение и начальные этапы жизни на Земле.
Беседа. Рассказ преподавателя с демонстрацией картин
Знать: основные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Сформировать у обучающихся систему знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов. Научить обучающихся выявлять и обосновывать значение для эволюции ароморфозов у микроорганизмов, растений и животных
Зоология: основные этапы развития животного мира.
Фронтальный
Презентация Репродукция картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов, схем развития царств живой природы, окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.
8. (27)
Краткая история развития органического мира.
Рассказ преподавателя с демонстрацией картин.
Знать: Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям среды.
Уметь: использовать текст учебника для составления таблиц, отражающих этапы развития Земли. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям среды.
Уметь: использовать текст учебника для составления таблиц, отражающих этапы развития Земли.
Сформировать у обучающихся систему знаний об основных ароморфозах у растений в процессе эволюции. Научить обучающихся правильно обосновывать эволюционное значение основных итогов развития жизни.
Зоология: основные этапы развития животного мира.
Фронтальный.
Презентация.
Тема 5. Происхождение человека (3 часов).
1. (28)
Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).
Лабораторная работа.
Уметь: выявлять черты приспособленности организмов к разным средам обитания.
Научить обучающихся выявлять черты приспособленности к различным средам обитания.
Зоология: черты приспособленности организмов.
Фронтальный
Презентация, инструктивные карточки.
2. (29)
Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их происхождение и единство.
Объяснение преподавателя, самостоятельная работа с учебником.
Знать:
Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.
Уметь: Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма». Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма», давать аргументированную критику расизма «социального дарвинизма».
Ознакомить обучающихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука. Сформировать умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения, систему знаний об антропогенезе, его сущности и движущих силах. Научить обучающихся применять знания о факторах антропогенеза для объяснения процесса происхождения человека. Дополнить и обобщить имеющиеся у обучающихся знания о человеческих расах. Научить обучающихся использовать знания о расах человека для доказательства единства их происхождения.
История: Культура Западной Европы конца 15-первой половины 17 века. Культура первого периода нашей истории. Обществознание: критика расизма.
Фронтальный.
Таблица: Рудименты и атавизмы человека.
Модели мозга человека и животных, модель стопы человека и обезьяны. Презентация.
3. (30)
Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.
Рассказ преподавателя с демонстрацией моделей.
Уметь: использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека.
Сформировать у обучающихся представления об общих предках человека и человекообразных обезьян, о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа. Научить обучающихся сравнивать предков человека и объяснять причины их сходства и различия, выявлять черты биологической и социальной организации у каждого из них.
Экономическая география зарубежных стран: Население мира. География населения мира.
Тематический.
Презентация, учебный фильм.
Тема 6. Основы экологии (6 час.)
1.
(31)
Экология как наука, ее задачи и значение. Понятие об экологических факторах.
Беседа с демонстраций таблиц, схем, картин.
Знать: понятия экология, внешняя среда, экологические факторы.
Сформировать у обучающихся систему знаний о задачах экологии, закономерностях влияния различных факторов среды на организм.
Продолжить развитие умения у обучающихся выполнять признаки приспособленности организмов к влиянию экологических факторов.
Сформировать у обучающихся интерес к науке экологии и желание изучать ее закономерности на последующих уроках данной темы.
Технология: физические, химические, пылевые факторы производственной среды
Таблицы, схемы, картины с изображением экониш разных видов животных.
Презентация.
2. (32)
Абиотические, биотические, антропогенные факторы.. Рациональное использование видов и сохранение их разнообразия. Экологическая характеристи-
ка вида и популяции.
Беседа
Знать: абиотические, биотические и антропогенные факторы среды. Знать: антропогенные факторы среды.
Сформировать у обучающихся представление о разнообразии абиотических и абиотических факторов среды, об особенностях реакции организмов на воздействие этих факторов.
Научить обучающихся приводить примеры, иллюстрирующие ответные реакции организмов на воздействие абиотических и биотических факторов среды.
Убедить обучающихся в том , что каждый организм находится под комплексным воздействием разнообразных экологических факторов и характеризуется приспособленностью к ним.
Физика: абиотические факторы.
Фронтальный.
Презентация
3.
(33)
Биоценоз и биогеоценоз,
их структура и функционирование.
Беседа с использованием аквариума, динамических пособий.
Знать: понятия биоценоз, биогеоценоз, продуценты, консументы, редуценты, саморегуляция.
Уметь: выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах, анализировать видовой состав.
Познакомить обучающихся с сущностью понятий «биоценоз» и «биогеоценоз», с их видовой и пространственной структурой, сформировать понятие об организмах-производителях, потребителях и разрушителях органических веществ.
Научить обучающихся выделять в структуре любого биоценоза его основные компоненты, приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов; выявлять взаимосвязи между ними.
Убедить обучающихся в наличии причинно-следственных связей, лежащих в основе функционирования биогеоценоза.
Ботаника: растительные сообщества.
Математика: решение задач.
Фронтальный.
Аквариум с полным набором обитателей.
Презентация.
4. (34)
Сравнительное описание естественной природной системы и агроценоза. Составление цепей питания.
Лабораторная работа.
Уметь: Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов и агроценозов. Выявлять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях существования.
Сформировать у обучающихся представления о пищевых цепях и сетях в природных биогеоценозах.
Научить обучающихся выявлять взаимосвязи организмов в естественном водоеме и дубраве, определять принадлежность конкретных растений к тому или иному ярусу леса.
Подвести обучающихся к выводу о необходимости охраны природных биогеоценозов.
Ботаника: растительные сообщества.
Математика: решение задач.
Индивидуальный.
Таблицы: Биоценоз дубравы и пресноводного водоема, агроценозов.
Презентация.
5.
(35)
Изменения в природных биогеоценозах. Смена биогеоценозов. Взаимоотношения между организмами
Объяснение преподавателя
Знать: понятия смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Знать: понятия симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция, нейтрализм.
Обобщить и расширить знания обучающихся об изменениях в биогеоценозах.
Научить обучающихся выявлять внешние и внутренние причины смены биогеоценозов.
Убедить обучающихся в том, что знания об изменениях в природных биогеоценозах необходимы для их охраны. Сформировать у обучающихся представление о формах взаимоотношений между организмами, позитивными и антибиотическими.
Ботаника: растительные сообщества
Фроньальный.
Таблицы: с изображением биоценозов. Гербарии водных, луговых растений.
Презентация. Демонстрация примеров симбиоза представителей различных царств живой природы. Презентация.
6.
(36)
Понятие о биосфере. Ноосфера. Круговорот важнейших биогенных элементов. Глобальные проблемы человечества.
Лекция. Беседа.
Знать: понятия биосфера, ее структура, компоненты биосферы, знать учение о биосфере В.И.Вернадского, ноосфера. Знать: схему круговорота важнейших элементов. Знать: основы рационального природопользования и охраны природы.
Уметь: выявлять причины глобальных проблем человечества и пути их решения.
Сформировать у обучающихся представление о ноосфере и биосфере как живой оболочке Земли. Познакомить обучающихся с круговоротом важнейших элементов. Воспитать у обучающихся бережное отношение к природе.
Физика: неживая составляющая биосферы. Химия. Обществознание, география: глобальные проблемы человечества.
Фронтальный.
Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Презентация. Схемы круговоротов элементов, презентация.
Тема 7. Бионика (3 час)
1.
(37)
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.
Беседа
Знать: особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
Сформировать у обучающихся представление о бионике. Воспитать у обучающихся бережное отношение к природе.
Физика: кибернетика.
Фронтальный.
Презентация, рефераты обучающихся.
2, 3. (38,39)
Дифференцированный зачёт
Билеты с вопросами
23