План-конспект урока Тема: Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика

Цель. Способствовать осуществлению личностно – ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усвоения знаний о характерных признаках приматов.Задачи: 1. Образовательные: сформировать знания о характерных признаках приматов как о наиболее высокоразвитых млекопитающих. 2. Развивающие: развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор. 3. Воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащих...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект урока

Класс: 7 «В»

Учитель: Щекотурова Ю.С.

Тема: Отряд млекопитающих - приматы: общая характеристика.

Цель. Способствовать осуществлению личностно - ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усвоения знаний о характерных признаках приматов.

Задачи: 1. Образовательные: сформировать знания о характерных признаках приматов как о наиболее высокоразвитых млекопитающих.

2. Развивающие: развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.

3. Воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Тип урока : комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление) с использованием игровых технологий.

Методы обучения : частично - поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.

Оборудование. : таблицы и иллюстрации по отрядам класса «Млекопитающие», ноутбук, ММП: презентация Microsoft Power Point «Отряд приматы: общая характеристика»

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос:

1Вопрос: Назовите особенности строения, присущие представителям класса Млекопитающие?

(Наличие диафрагмы, гетеродонтная зубная система, покровы тела, развитие коры больших полушарий, развитие желез, выкармливание детенышей молоком, развитие детеныша в матке, характерно живорождение( кроме яйцекладущих), развита забота о потомстве, имеют 2 пары пятипалых конечностей, 4-х камерное сердце, 2 круга кровообращения, кровеносная система замкнутая, развиты органы чувств и т.д.)

2Вопрос: Почему млекопитающих считают высшими среди хордовых?

(Для всех млекопитающих характерен высокий уровень организации нервной системы, значительного развития достигают кора полушарий головного мозга и органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

3 Вопрос: Давайте вспомним систематические группы млекопитающих?

( Класс млекопитающие включает в себя 2 подкласса:

1 подкласс Яйцекладущие или первозвери

1Отряд Однопроходные

2 подкласс Плацентарные или Настоящие звери

1 отряд Сумчатые

1 семейство Ехидны

2 отряд Насекомоядные

2 семейство Утконосы

3 отряд Рукокрылые

4 отряд Грызуны

5 отряд Зайцеобразные

6 отряд Китообразные

7 отряд Ластоногие

8 отряд Хоботные

9 отряд Хищные

10 отряд Парнокопытные

11 отряд Непарнокопытные

12 отряд Приматы

Учитель: На прошлых уроках мы изучали отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные и т.д. Давайте вспомним некоторые особенности и представителей различных отрядов.

1 задание: Назовите лишнее животное в каждом ряду. Почему? (слайд 1)

2 задание: Подчеркните одной чертой хищных, двумя чертами- китообразных, волнистой чертой- ластоногих (кашалот, касатка, барсук, выдра, медведь, морской лев, морской слон ( слайд 2)

3 задание: Найдите названия животных. К какому отряду относятся эти животные?( мышь- отряд грызуны, кролик- отряд зайцеобразные, рысь- отряд хищные, бобр- отряд грызуны, лев- отряд хищные, суслик- отряд грызуны, тигр, волк- отряд хищные, заяц- отряд зайцеобразные, белка- отряд грызуны (слайд 3)

4 задание: Назовите хищных животных( медведь, волк, тигр, лев, рысь, гепард, соболь, барс (слайд 4)

5 задание: Угадай животное:

-Похожи на темно- серых овчарок, охотятся стаями, обычно ночью, убивают домашних животных(овец, коз, кур),нападает на собак( волк)

-Крупный, сильный зверь, он нападает на крупных диких и домашних животных. Может убить корову, оленя, кабана, любит ягоды, лягушек, яйца птиц( бурый медведь)

-Обитает в лесах Дальнего Востока и в джунглях Азии. Ведет одиночный образ жизни, очень прожорлив, может за раз съесть небольшого оленя(тигр)

-Тело короткое, плотное, мускулистое. Шерсть серая с небольшими пятнами, на ушах- кисточки. Питаются лисами, зайцами( рысь)

-Обитают в саваннах Африки, Самка очень сильно отличается от самца, живут небольшими стаями, на охоту ходит самка, самец защищает территорию. Охотятся на буйволов, антилоп. На водопой ходят по одному(лев) ( слайды5, 6)

6 задание: Сопоставьте места обитания с животными

В лесу- волк, медведь, рысь

В горах- снежный барс

В саваннах- лев

В джунглях- тигр( слайд 7)

7 задание: Поставьте все буквы на место, назовите животное и отряд, к которому это животное относится:

КИЛРОК- кролик- отряд грызуны

НАШУ- ушан- отряд рукокрылые

АОРНТАД- ондатра -отряд грызуны

ДАЕОЛПР- леопард-отряд хищные

ТРОК- крот- отряд насекомоядные ( слайды 8,9)

8 задание: С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки животных, относящихся к отрядам: слайды 10,11)

1 вариант- парнокопытные

2 вариант- непарнокопытные

-Наличие развитых 3 и 4 пальцев, покрытых копытом

-Питаются растительной пищей

-В скелете отсутствуют ключицы

-На конечностях сильно развит средний палец

-Имеют сложный желудок

-На голове имеются рога

-Зубы делятся на: клыки, резцы, коренные

-Представителями этого отряда являются: свиньи и бегемоты

-Хорошо развиты полушария головного мозга

-Лошадь, зебра, носорог- представители этого отряда

-Конечные фаланги пальцев снабжены ногтями

-Хорошо развиты органы зрения и слуха

(Отряд парнокопытные-1.5,6,8

Отряд непарнокопытные- 2,3,4,6,10)

Мотивация деятельности обучающихся.

Учитель приводит слова Винсона Брауна: «Накопление знаний подобно росту дерева» и высказывает надежду, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительной группе животных- приматах (слайд 1)

Тема урока: Класс млекопитающие. Отряд приматы( слайд 2)

Учитель: Давайте расшифруем слово «примат», у этого слова есть однокоренные слова: «примадонна, прима- балерина.

Приматы - значит «одни из первых». Термин впервые предложил в 1758 г. ученый Карл Линней ,объединив в отряде приматов обезьян и человека (слайды 3,4,5)

Познавательная цель урока: В каком отношении приматы - первые? Почему все остальные - вторые, пятые, десятые? Какие морфологические, анатомические, этологические особенности животных, объединенных в один отряд, дают нам основание называть их приматами. Кроме обезьян и полуобезьян, к приматам относят и человека, поэтому, говоря о морфологических признаках приматов, мы можем сопоставить с признаками, присущими и человеку. И это будет биологически корректно.

Изучение нового материала.

Рассказ учителя. Приматы ведут дневной образ жизни, питаются смешанной пищей, размножаются круглый год. Большинство живут в густых лесных зарослях. Распространены в тропиках Азии, Африки, Америки ( слайды 6,7)

Разнообразны по величине тела и внешнему облику (самые маленькие- высотой 9-12 см-долгопяты, тупайи), самые крупные- гориллы- высотой 2м) (слайды 8.9,10,11,12)

Давайте выясним, какие же признаки позволяют приматов назвать «одни из первых»

Особенности приматов( работа с текстом учебника - стр.184)

1.Ведут дневной образ жизни

2.Хорошо развиты слух и зрение

3.Бинокулярное зрение

4.Конечные фаланги снабжены ногтями

5.Глаза направлены вперед

6.Большой палец кисти противопоставлен остальным

7.Конечности пятипалые, хватательные

8.Характерно значительное развитие головного мозга (слайд 13)

Учитель: Запишем определение:

Бинокулярное зрение- способность видеть предметы обоими глазами одновременно (слайд 14)

Учитель: Давайте рассмотрим особенности строения кисти приматов (Большой палец кисти противопоставлен остальным- слайды 15.16)

Вывод: Из особенностей видно, что изменениям подверглись такие органы: рука- глаза- мозг по сравнению с другими млекопитающими (слайд 17)

Вопрос: Почему такое строение руки, расположение глаз и особенности мозга могут определить первенство приматов в органическом мире? (весь комплекс рука- глаза -мозг- это фундаментальная предпосылка способности к труду)

Учитель: Приматы широко используют предметы для достижения своих целей. О том, что обезьяна достает высоко висящий банан, поставив друг на друга ящики и используя палку,- знают все.

А вот менее известные факты: они мнут руками листья и этой «губкой» извлекают дождевую воду из углубления дерева, куда добраться языком невозможно. Обезьяны прикасаются палочкой к тому, к чему не хотели бы притронуться рукой. С помощью шеста преодолевают водоем, травой очищают тело от грязи, крови, пищи.

Вопрос: Морфологические особенности каких органов указывают на эволюционную продвинутость приматов(органы рука- глаза- мозг ,особенности органов)

Учитель: Как же жили приматы и какой образ жизни они вели?

(приматы- чаще стадные животные, но есть виды, которые живут парами и в одиночку. Стадо- великое благо- это и крепость и семья)

Учитель: В Древнем Египте культ обезьяны продержался несколько тысяч лет. Изображение обезьян имеют место на многих памятниках культуры того времени. Фараоны, обладавшие колоссальной властью, украшали себя павианьими хвостами. Приматы обожествлялись и другими народами, а во многих местах обитания почитаются и ныне: в Индии, Японии, Перу, Китае, Древнем Египте. Однако есть сведения, что по мере приближения к нашей эре обезьяны стали фигурировать в литературе как объекты пародии, смеха, забавы.

Учитель: Какие же еще особенности приматов позволяют говорить о том, что они «первые»?

Люди. обезьяны- мы очень похожи. На любого человека большое впечатление производит прикосновение обезьян друг к другу руками( рукопожатие), губами (поцелуи), лакомый кусочек обезьяны выпрашивают протянутой рукой ладонью вверх и т.д.Обезьяны единственные в царстве животных ( как и человек) способны к преднамеренному обману.

Далее учитель предлагает зарисовку из жизни павианов и просит учеников определить, какие этологические особенности обезьян она иллюстрирует. Зарисовка: "Молодой павиан выследил самку откопавшей вкусное корневище, он издал такой пронзительный крик, будто на стадо напали хищники. Самка (мать павиана) мигом оказалась на месте выдуманной трагедии. Недавняя обладательница корневищ пустилась на утек. Молодой павиан завладел добычей". (Преднамеренный обман, жесткие отношения соподчинения). Таким образом, для приматов характерно сложное поведение.

Учитель: В начале урока я говорила о том, что к отряду приматов относят и человека. Много отличий между нами и обезьянами, но есть одно отличие. позволяющее нам людьми- рода Человек- это общение- речь (слайды 18, 19,20,21)

Общая рефлексия: Итак, какие же особенности морфологии и этологии обезьян дают основание называть их приматами?

Закрепление знаний:

Ответьте на вопросы:

1.Как приспособлены обезьяны к жизни на деревьях?

2.Какие особенности позволяют им жить на деревьях?

3.Какие особенности приматов вы можете назвать?

4.Почему приматов называют « одни из первых»?

5.Какому ученому принадлежит термин «приматы»?

6.Что такое бинокулярное зрение?

7.Что называется грумингом?

8.С чем связано сложное поведение приматов? (слайд 22)

Заключение урока. Обращение учителя к классу: случайно так получилось или нет, не русское слово Человек можно прочитать как Чело Веко. Мы - люди - единственные, кто обладает способностью предвидеть, просчитывать будущее. Вдумайтесь же вы в эти факты: где-то в Заире бродят последние на воле 150 карликовых шимпанзе. Где-то на границе Уганды и Руанды осталось в живых всего 300 горилл. В лесах Бразилии вымирают лори, игрунки, колобусы, тамарины, индри, тупайи, долгопяты. Кто их спасет? Вымирают и другие животные. Но, глядя на них, человек испытывает не только любопытство и жалость, но и какое-то чувство вины. Ведь они - ближайшие наши родственники по эволюционному древу, живой привет нам из наших истоков. Кто спасет их? Мы- люди! Нам должно до них быть дело. Иначе мы не сможем ощущать себя людьми.

Подведение итогов урока

Домашнее задание. Изучить параграф №35 учебника, выучить записи в тетради; доклады (слайд 23)

Выставление оценок…….Комментарии оценок……




.






Литература

  1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Зоология». Книга для учителя, 7 класс, Воронеж, 2000

  2. Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология, 6 - 8 классы. М.: Дрофа, 1996

  3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии для учащихся 6 - 7 класса. М.: Просвещение, 1986


© 2010-2022