Использование ЭОР в образовательной деятельности учителя биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский педагогический конкурс

«Инновационные методики и технологии в обучении»


Использование ЭОР в образовательной деятельности учителя биологии.

Кудрявцева Е.А., учитель биологии МБОУ «Гимназия №3» города Рубцовска Алтайского края.


Применение электронных образовательных ресурсов осуществляет влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициирует распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появление новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Построение учебного процесса на основе использования ЭОР предполагает изменение роли учителя.

Специфика деятельности учителя в новых условиях

Сформулируем основные тезисы, отражающие роль учителя в условиях нового подхода к организации процесса обучения.

1. Учитель - не единственный источник информации.

2. Учитель организует поиск учащимися информации и ее отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями и, таким образом, является посредником между учащимся и источниками информации.

3. Учитель определяет оптимальную для каждого учащегося совокупность ЭУМ в соответствии с результатами диагностики.

4. Учитель определяет форму контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями.

5. Учитель - инициатор новых форм взаимодействия учащихся с учителем и между собой на уроке и во внеурочное время.

6. Учитель - организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время.

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на основе использования ЭОР предполагает следующие позиции педагога, которые заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности обучающегося.

Изменение роли ученика при организации обучения на основе использования ЭОР

На слайде сформулированы основные тезисы, отражающие роль ученика в учебном процессе в условиях использования ЭОР.

1. Ученик - не пассивный участник учебного процесса.

2. Ученик определяет цель своей деятельности и пути ее достижения.

3. Ученик - активный участник дискуссии, обсуждения, исследования.

4. Ученик выбирает способ взаимодействия с ЭУМ: определяет порядок усвоения учебного содержания, темп и порядок выполнения заданий.

5. Ученик отбирает необходимый для достижения цели материал.

6. Ученик осуществляет поиск необходимой информации в рекомендованных учителем ЭУМ, отобранных самостоятельно, в дополнительных материалах.

7. Ученик демонстрирует полученные в результате своей деятельности результаты, обосновывая их выбранными материалами ЭУМ.

В конечном итоге ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного материала соответствующего учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута.

Практическая часть

В своей работе в 5 классах я применяю ЭОР, они помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод. Лучше всего использовать интерактивные ЭОРы. Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, интерактивный практический ресурс - для выявления способов ее решения. Богатую коллекцию к урокам можно найти на сайтах · единая коллекция ЦОР· ФЦИОР

Для разработанных уроков используются различного типа цифровые образовательные ресурсы: анимации, интерактивные рисунки и схемы, интерактивные задания. Каждый из этих типов ресурсов имеет свои особенности многопланового применения в образовательном процессе. Это позволяет учителю адаптировать их к конкретным условиям преподавания, учитывать уровень готовности учащихся и создавать возможность реализации личностного творческого потенциала каждого участника учебного процесса.
При обучении биологии в 5 классах я использую такие электронные пособия, как «Биология. 1С Репетитор», «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», собственные презентации и фотографии.

Рассмотрим некоторые объекты и дидактические особенности их применения на уроках биологии.

- Текст или текстовый фрагмент, воспроизводимый на экране. Хорошо сочетается с любым другим типом информационных объектов. Использую для предъявления учащимся формулировки, условия задания, алгоритма действия.
- Изображение.(статичный объект: рисунок или фотография) Сопровождаю объяснение нового материала.
- Анимация (динамический объект, демонстрирующий с помощью мультипликации ход различных процессов). Иллюстрирую явления, наблюдение которых в реальной жизни невозможно или требует специального оборудования.
- Видео. (Динамический объект, содержащий видеозапись реальных явлений и процессов). Сопровождаю объяснение, использую для мотивации, постановке проблемы или задачи, при проверке знаний (приём "озвучивание")

-Модель (трёхмерное изображение реального предмета). Применяю при изучении объектов сложной формы, строение которых трудно себе представить даже на фотоизображении.
- Интерактив (медиаобъект, обеспечивающий обратную связь с пользователем). Использую при проведении тренировочных и проверочных заданий, проведении практических и лабораторных работ (виртуальная лаборатория), обучающих игр.

Интерактивные задания и модели стимулируют интерес к учебному процессу. Как показала моя личная практика применения электронных ресурсов при работе со школьниками, ученики успешнее осваивают достаточно сложный учебный материал, активно обсуждают происходящее в сюжетах, логично доказывают свою точку зрения.

Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения:

В зависимости от технической оснащённости класса (в нашей школе кабинетная система). Мы получили оборудование для кабинета биологии, что позволяет мне на своих уроках использовать ЦОР.

Предлагаемые для урока цифровые образовательные ресурсы позволяют динамично выстраивать урок, в необходимой для образовательного процесса последовательности, таким образом, чтобы можно было учитывать уровень готовности учащихся.
Очень важно, чтобы используемые цифровые образовательные ресурсы, не мешали стилю и педагогическому своеобразию конкретного учителя, не перечёркивали, а дополняли традиционную методику обучения, и в то же время имели высокую эффективность при использовании в учебном процессе.

Выстроенный ряд цифровых образовательных ресурсов, грамотно составленные к ним задания, смена деятельности - и урок пройдет в быстром темпе, учащиеся не утомятся и смогут получить больше положительных эмоций от урока.
Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, исправлять свои ошибки, самообучаться.
• Использование мультимедиа учителем очень удобно для учащихся 5 классов: можно отключить звук и попросить ученика прокомментировать сюжет, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшей рассказ о растениях или животных.
• Использование компьютера учениками: представляют свой ответ в виде презентации или другого продукта и выстраивают защиту.

Целью таких уроков является формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения. Кроме того, в процессе урока формируются умения слушать, уважать мнение оппонента, анализировать суждения противной стороны.

Благодаря ЭОР активно организуется индивидуальная работа с учащимися, которая имеет следующие направления:
• имеющими пробелы в знаниях
• имеющими интерес к предмету
• при подготовке к олимпиадам
• профессионально ориентированными на специальности, связанные с предметом биологии.
Индивидуальная работа может осуществляться как под непосредственной координацией педагога, так и как средство самообразования.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия. В сетевом городе для ребят размещается определенный ЭУМ. Домашнее задание становится полноценным, оно отличается от традиционного.

Подготовка к любому уроку с использованием ЭОР, конечно, кропотливая работа, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

Использование ЭОР - одна из возможностей разнообразить урок, делать его более интересным. Естественно все хорошо в меру---10-15 минут на уроке, так как чрезмерное и непродуманное включение учителем электронных образовательных ресурсов на уроках может привести к потере интереса учащихся.

Список литературы:

1. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 31 с.



© 2010-2022