- Преподавателю
- Биология
- Тема: «Обучать надо не всех, а каждого»
Тема: «Обучать надо не всех, а каждого»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жуванышева Р.Т. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Ляшевская основная общеобразовательная школа, филиал МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Оренбургской области.
Тема: «Обучать надо не всех, а каждого».
Доклад по обобщению и распространению собственного педагогического опыта учителя биологии Жуванышевой Равиги Тюллегеновны
Август 2008 год.
Тема: «Обучать надо не всех, а каждого».
Работая над темой самообразования. «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии», я стараюсь повысить эффективность каждого урока. Каждый учитель мечтает о том, чтобы его уроки нравились детям. Как сделать так, чтобы урок был интересным? Где найти «изюминку», чтобы заставить гореть глаза ребёнка?
Активная работа на уроке - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету.
Заинтересовать учащихся помогают различные методы ведения урока. Почти на каждом уроке я использую метод беседы и даже при объяснении новой темы постоянно возвращаю детей к ранее изученному материалу.
Так при изучении крови мы вспоминаем амебу и способ её питания; при знакомстве с экологическими факторами среды - теплокровность, фотосинтез. Если выясняется, что забыт какой- то важный материал, то в разговор вовлекаются все учащиеся, и мы вместе вспоминаем основные опорные точки этого материала.
Во время объяснения нового материала я часто использую схемы, позволяющие логический вывести ту или иную закономерность, а не диктую текст. Который нужно выучить. По мере изучения биологии учащиеся сами учатся выделять главное в описании любого биологического процесса и записывать его в виде схемы, опираясь на которую легко воспроизвести (устно или письменно) сущность этого процесса.
Важную роль на уроках играет самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительной литературой по заданиям.
Ну и, конечно, на уроках биологии не обойтись без лабораторных и практических работ. Ребятам они очень нравятся, они их ждут, а значит, и, работают на этих уроках с удвоенной силой. Особенно увлекает их работа с микроскопом. Изучив его устройство в 5 классе, усвоив правила работы и оформлением лабораторных тетрадей, мы исследуем микропрепараты на протяжении всех лет изучения биологии, учимся обобщать, наблюдать и формулировать выводы.
Многие учащиеся с большим интересом готовят сообщения, доклады по изучаемому материалу. В разделах «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» при изучении многообразия живой природы каждый ученик готовит сообщение об одном из представителей изучаемой группы организмов. Остальные ученики помимо того, что записывают за докладчиком интересные и важные моменты, должны задать ему по вопросу, поэтому даже не очень удачный доклад они слушают внимательно. Оценка за доклад складывается из качества подобранного материала, степени владения этим материалом и терминами, качеством ответов на дополнительные вопросы. Здесь имеет место и соревновательный момент: у кого доклад интересней.
С первого урока в 5 классе необходимо поддерживать и поощрять творческий подход учеников к предмету. На мой взгляд, большую роль в этом играет тетрадь по биологии. Оценку в тетради выставляю не только за ведение тетради, но и за отдельно выполненные задания.
В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание материала, важны и методы, с помощью которых учащиеся вовлекаются в процесс познания. Одним из таких методов является использование ролевых и деловых игр. Дети выступают от имени врачей, животных, растений, специалистов сельского хозяйства и т.п.
Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую такие приемы и методы в своей работе, как эвристическая беседа, создаю проблемные ситуации, задаю вопросы, содержащие проблему, которую в ходе урока решаем вместе. При этом в педагогическом отношении более важным оказывается не быстрое получение однозначного ответа, а сам процесс поиска, имеющий ярко выраженный развивающий характер. Поэтому такие вопросы и задачи целесообразно обсуждать в ходе коллективной работы класса, совместного поиска решений, обращение к учебнику и другим источникам информации.
Внедряю элементы модульной технологии на своих уроках - чтобы каждый ученик, работая с книгой, самостоятельно шел к достижению поставленной цели, выполняя задания от простого к сложному. Стремлюсь лишь направлять учащихся в нужное русло, стараюсь развивать в них самостоятельность мышления.
Большое значение на уроке имеет использование мультимедийного учебного электронного приложения к учебникам. Учащиеся самостоятельно просматривают материал урока, выполняют задания и получают оценку, которую им ставит компьютер. Считаю, что информационно-коммуникативные технологии - одни из самых эффективных технологий в развитии мотивации к обучению биологии. Сегодня невозможно представить современный образовательный процесс без использования информационно-коммуникативных технологий. Владение информационными технологиями - одна из компетенций учителя. В своей педагогической работе я постоянно использованию информационные средства, для повышения качества обучения, развития познавательного интереса к предмету.
Преимущества использования компьютерных технологий я вижу в:
- возможность использования на различных этапах урока;
- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;
- детализирование изучаемых объектов и их частей;
- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
В своей практике я применяю имеющиеся учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации для урока.
И главное при использовании электронных учебников - соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе на компьютере, и не увлекаться чрезмерным использованием компьютера на уроке во вред здоровью ребенка. Поэтому важное место здесь имеют здоровьесберегающие технологии. На уроках провожу с учащимися физкультминутки, упражнения для глаз с использованием схемы зрительно-двигательных траекторий, упражнения на релаксацию мышц глаз, лица, век, так как релакс - это аутогенная терапия, снимающая физическое утомление и предупреждающая неадекватное поведение учащихся.
Для уроков и внеклассных мероприятий подобрала стихи, загадки, пословицы, сказки. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Я стараюсь им в этом помочь. В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Тому, кто неплохо сочиняет, - предлагаю составить загадки или стихи по изученной теме. Подобрать рифму бывает очень непросто. Прежде чем создать рифмованные строки, нужно неоднократно обратиться к книге - источнику знаний и еще раз проработать изученный материал. Усидчивым предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом, общей буквой, общим окончанием. Тем, кто любит и умеет хорошо рисовать, время от времени предлагаю выполнить рисунки на тему урока.
Самые разнообразные методы и формы работы с детьми стараюсь использовать и во внеурочное время. Традиционными являются ежегодные предметные недели по биологии, праздники «Праздник урожая», «День птиц», «День Земли». Ученики с удовольствием принимают участие в игре КВН, турнире знатоков, конкурсах, викторине, игре «Что? Где? Когда?», беседе о косметике и макияже, занятиях-тренингах; пробуют себя в роли режиссёров и путешественников, «снимая фильм» об истории курения; на время становятся художниками и журналистами, выпуская газеты; вместе со сказочными героями находят путь к здоровью и отказываются от вредных привычек и т.д. Программу предметных недель стараюсь строить таким образом, чтобы она не загружала учащихся, но была бы насыщенна, интересна, познавательна, включала различные виды деятельности. Дети принимают в них активное участие. Они, с одной стороны, могут посоревноваться друг с другом, узнать много нового и интересного, а с другой - хорошо отдохнуть после учебного дня.
В жизни чаще востребованы творческие личности, поэтому личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании не просто слова. Постоянно работая над собой, совершенствуя свой профессиональный уровень, я и в своих учениках стремлюсь развивать личность. Я стараюсь рассмотреть в каждом из своих учеников его достоинства. Верю, что каждый ребенок талантлив.
Считаю, что «три кита успеха» в обучении детей - это творческий подход к каждому ребенку, интересные, эмоциональные задания и постоянный, справедливый контроль.