Конспект урока по биологии на тему Многообразие стеблей

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок с применением технологий проблемного и личностно-ориентированного подходов в обучении

Тема урока: Многообразие стеблей.

Цель: изучить многообразие стеблей.

Задачи:

Образовательные задачи:

1).познакомить учащихся с разнообразием стеблей в связи с выполняемыми функциями.

Воспитательная задача: показать многообразие форм стеблей и их значение в жизни растений.

Развивающая задача: способствовать формированию компонентов мышления, а так же способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Оборудование: таблица «Разнообразие стеблей», гербарные экземпляры растений, а также комнатные растения с вьющимися, падающими, ползучими, прямостоящими и другим направлением роста стеблей..

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Орг.момент

Отметить отсутствующих.

Сконцентрировать внимание учащихся.

2. Проверка знаний

1. Индивидуальная работа по карточкам (2 учащихся)

2. Индивидуальный опрос с фрагментами фронтального.

а) Особенности внешнего строения стебля.

б) Какие функции выполняет стебель?

в) Как происходит рост стебля в длину?

г) Каково внутренне строение стебля? (Ответ у доски по таблице)

д) Как осуществляется передвижение органических веществ по стеблю?

е) Чем представлена проводящая ткань древесины, их функции?

ж) Как происходит рост стебля в толщину?

з) Что такое годичное кольцо?

и) В чем проявляется взаимосвязь стебля с другими органами растения?

3. Изучение нового материала


Определение

темы урока

Определение

задач урока


Рассказ













Самостоят. работа с учебником





Проверка выполнения задания

Рассказ учителя




Вопрос

Рассказ учителя

с элементами беседы







Вопрос



Вопрос




Рассказ учителя






Самостоят. работа с учебником



Выступления учащихся















Вопрос


Рассказ учителя

На предыдущем уроке мы с вами изучили

внешнее и внутренне строение стебля. Выяснили значение стебля в проведении питательных веществ, а также другие функции стебля. Кроме того, изучили рост стебля в длину и толщину.

А сегодня нам предстоит познакомиться с многообразием стеблей растений.

Как будет звучать тема нашего урока?

Тема урока: Многообразие стеблей.

Откройте тетради и запишите тему урока.

Каковы же задачи урока?

1) Познакомиться с разнообразием стеблей.

А почему стебли так многообразны, интересно узнать или нет? Значит,

2) выяснить, с чем связано появление в природе многообразия форм стеблей растений.

Стебли (как части побега) у разных растений очень многообразны, хотя у всех они состоят из узлов и междоузлий, и выполняют важные функции в побеге.

На предыдущем уроке мы уже познакомились с некоторыми видами стеблей. Какими? (Удлиненными и укороченными).

По длине междоузлий различают

Конспект урока по биологии на тему Многообразие стеблей.

удлиненные укороченные

стебли побегов стебли побегов

Если при раскрытии почки начинают быстро развиваться междоузлия, то появляются побеги с удлиненными стеблями. Но если междоузлия почти не вырастают, то образуются побеги с укороченным стеблем.

На укороченных побегах листья сидят очень близко друг к другу, как бы в розетке.

Растения с такими укороченными побегами называют розеточными. К ним относятся примула, подорожник, сенполия и многие другие. Сближенное расположение листьев в розетку, отсутствие вытянутых междоузлий обеспечивают усиленное питание растению и развитие сильных цветковых побегов.

Конспект урока по биологии на тему Многообразие стеблей.Конспект урока по биологии на тему Многообразие стеблей.Стебли растений могут быть


Травянистые Деревянистые

Травянистые стебли гибкие, нежные (травы и молодые побеги древесных пород). Они лучше приспособлены к меняющимся условиям среды, их формы очень разнообразны.

Деревянистые стебли приобретают твердость благодаря отложению в оболочке их клеток особого вещества - личника.

Работа с учебником

Найдите в учебнике на стр. 77 информацию о том, какие выделяют стебли по направлению их роста. Продолжите схему.

По направлению роста стебли делят на:

Конспект урока по биологии на тему Многообразие стеблей.

прямо лежачие

стоячие

вьющиеся ползучие

падающие

Рост стебля у травянистых и древесных растений обычно направлен вверх к солнцу, в связи с чем побеги многих зеленых растений являются прямостоячими.

Но есть растения, побеги которых в процессе эволюции приобрели форму не прямостоячих стеблей, а лежачих, ползучих, лазающих и вьющихся. Лежачие побеги часто называют плетями, а ползучие - усами.

Лежачие побеги (плети) в узлах имеют хорошо развитые зеленые листья и небольшие междоузлия. Обычно растение имеет несколько плетей, и на них развиваются боковые побеги.

Как выдумаете, какую пользу может принести растению такое расположение стебля? (Предположения учащихся).

Быстро нарастая и устилая поверхность почвы облиственными побегами, такие растения скоро захватывают большую площадь, чем обеспечивают себе благополучное существование. Нередко плети укореняются, но это необязательно. Такие стебли образуются, например, у тыквы, арбуза, дыни, настурции, традесканции.

С помощью ползучих побегов растение активно захватывает территорию. Ползучие стебли обычно очень тонкие, их междоузлия длинные. На узлах развиваются чешуевидные листья, а из верхушечной почки развиваются укороченные розетковидные побеги с зелеными листьями - усы. С их помощью растения вегетативно размножаются и передвигаются с одного места на другое. Ползучие побеги имеют земляника (лесная и садовая), живучка ползучая, гусиная лапка и др. растения.

Растения с ползучими и вьющимися побегами часто называют лианами. Большое количество разнообразных лиан встречается в тропических лесах.

Скажите, а на территории России встречаются растения, которые можно отнести к лианам? (Ответы учащихся).

Среди растений, растущих на территории России, к лианам относятся: огурец, хмель, виноград, ломонос, клематис, плющ, актинидия, лимонник, а также горох, фасоль, вьюнок.

*Давайте приглядимся внимательнее, может лианы есть совсем рядом с нами - в нашем классе?!

В комнатных условиях выращивают такие лианы, как монстера, пассифлора, циссус, аспарагус, клеродендрон.

*Давайте рассмотрим их стебли поближе, чтобы выяснить как лианы удерживают свои побеги на опоре.

(Лианы для удержания побегов на опоре используют различные приспособления в виде щетинок, шпилек, крючков, усиков, прищепок).

При этом, все эти приспособления являются видоизменениями или корней, или листьев, или боковых побегов. Многие лианы обвивают опору своими удлиненными побегами с не прямостоячими стеблями. Например, хмель обвивает опору всем стеблем и обычно направляет побеги по часовой стрелке, а вьюнок и боб обвивают опору против часовой стрелки. Виноград поднимается по опоре с помощью разветвленных усиков - видоизмененных побегов, а горох тоже посредством разветвленных усиков, но листового происхождения. Клематисы и княжик сибирский закрепляют свои тонкие одревесневшие стебли обкручиванием опоры черешками листьев. А плющ поднимается по опоре, используя особые короткие корешки, которые, проникнув в стенку опоры, там несколько разбухают, принимают форму заклепки, и прочно удерживают на вертикале густо облиственные побеги.

Самостоятельная работа учащихся по двум вариантам с последующим ответом.

I вариант - найти в учебнике на стр. 78 информацию о форме стеблей растений, обитающих в пустынях с жарким климатом.

II вариант - найти в учебнике на стр. 79 информацию о форме стеблей растений, произрастающих в Крыму и на Кавказе.

Сделать соответствующие записи в тетрадях.

В пустынях с жарким климатом и с недостаточным содержанием воды в течение года встречаются растения с сочным мясистым толстым стеблем, но с незначительным и слабым развитием листьев. К ним относятся, например, кактусы, кактусовидные, молочаи, стапелии. Стебель таких растений превращен в орган, способный накапливать воду. Растения с сочными мясистыми стеблями (кактусы) или листьями (алоэ) называют суккулентами.

Мексиканские кактусы имеют форму мясистых стеблей в виде ребристых шаров, высоких ребристых колонн, цилиндров и канделябров, толстых лепешковидных побегов. В карликовом виде представители кактусов часто встречаются в уголках живой природы и у некоторых любителей в доме. У кактусов нет зеленых листьев. Они у этих растений представлены в виде пучков игл. Поэтому хлоропласты находятся в клетках стебля, в его поверхностных тканях. Здесь у кактусов и происходит фотосинтез.

На острове Сокотра в Аденском заливе у восточного побережья Африки на выжженной солнцем каменистой почве произрастает ряд суккулентных деревьев с чрезвычайно толстыми, как бочки, стволами и малым количеством листьев. Одно из них, красиво цветущий адениум тучный, имеет толстый бочковидный короткий ствол с большими резервуарами для воды.

Воду может накапливать в своих стволах и баобаб. Его мягкие и пористые ткани запасают в период дождей так много воды, что ствол заметно разбухает, приобретает выпуклую форму. Этой запасенной воды дереву хватает на весь засушливый сезон. Расходуя воду, ствол баобаба худеет. Таким же свойством обладают стволы у некоторых пальм. Из-за утолщения стволов, вызванных запасом, такие деревья получили название бутылочных.

Стебли некоторых растений приобретают уплощенную листообразную форму, например у иглицы и аспарагуса. Эти растения, произрастающие в Крыму и на Кавказе, нередко выращиваются как комнатные. У многих растений побеги приобретают вид колючки. Так, у груши, сливы, дикой яблони короткие боковые побеги становятся колючками.

Вы нашли интересную информацию о разнообразии стеблей растений, произрастающих в различных местообитаниях. А теперь подумайте и ответьте на вопрос: под воздействием чего формируются подобные формы стеблей у растений? (Под воздействием факторов окружающей среды).

Каждое растение в процессе жизни постоянно находится под воздействием условий окружающей среды. Воздействие факторов среды отражается на растении, в том числе на внешнем и внутреннем строении стебля. Особенно сильно влияет на рост стебля интенсивность света.

В густом лесу, где интенсивность света невелика, деревья (клен, дуб, липа, осина) совершенно лишены зеленых боковых ветвей на значительном протяжении ствола. У них зеленые листья раскрываются лишь на побегах, хорошо освещенных солнечным светом, т.е. на самом верху кроны. У того же растения, выросшего вне леса, на хорошо освещенном месте, ствол густо покрыт ветвями с зелеными листьями почти от его основания.

Стебли злаков (пшеница, рожь) или льна при недостатке света, в частности в загущенных посевах, быстро полегают. В условиях затенения в них слабо развиваются механические ткани, поэтому стебли формируются тонкостенными, неупругими, не способными устоять под тяжестью листьев побега и соцветий.

Сильные односторонние ветры также изменяют форму побегов кроны, придавая им флагообразный вид.



Формулируют тему урока и записывают ее в тетради

Формулируют задачи урока




Записывают схему в тетради




Записывают определение в тетради


Записывают схему в тетради





Записывают схему в тетради



Проверяют

правильность

выполнения задания




Высказывают свои предположения







Ответы учащихся



Находят лианы


Рассматривают стебли предложенных им растений

Делают вывод








Выполняют самостоят. работу по вариантам


Делают записи в тетрадях

Делают доклады, проверяют свои работы















Отвечают на вопрос

4.Формулирование

вывода

Давайте подведем итог: выполнили ли мы образовательные задачи урока.

Задачи нашего урока выполнены:

1) Мы познакомились с разнообразием стеблей.

2) Выяснили, с чем связано появление в природе многообразия форм стеблей растений.

Сформулируем выводы:

Многообразие стеблей обусловлено видоизменением стебля в связи с приобретением им новых функций в жизни растения (лианы, усы, колючки). В то же время состояние стебля у побега, его внешний вид и внутреннее строение зависят от условий окружающей среды, особенно от интенсивности освещения.

Ответы учащихся

5. Закрепление

1.Назовите основные видоизменения стебля.

2. Охарактеризуйте, какие побеги имеются у хлорофитума, традесканции и сциндапсуса.

Ответы учащихся

6. Домашнее задание

§ 21. Повторить § 20, принести луковицу и клубень картофеля.

Записывают д/з

7. Итоги урока, рефлексия

Мнение учащихся об уроке.

Оценка работы учащихся по итогам урока.












Карточка №1

Рассмотрите рисунок с изображением поперечных распилов древесных стеблей. Ответьте на вопросы:

  1. Какой из этих стеблей старше?

  2. Почему вы так считаете?

  3. Что еще можно определить по распилу?





Карточка №2

На коре дерева сделали кольцевой надрез и сняли кору (до древесины). Что произойдет с деревом? Почему вы так думаете?

© 2010-2022