Рабочая программа элективного курса по биологии в 11 классе Клетки и ткани

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района Костромской области

Рассмотрено

на заседании МО

протокол № __ от ____20__г.

Согласовано

зам. директора по УВР

_________Цымлякова Н.Л.

Утверждено

Директор школы

________Басалаева С.М.

____________/___________/

__________ 2013 г.

_____________ 2013 г.


Рабочая учебная программа

элективного курса «Клетки и ткани» 11 класс



_____________________________3________________________________

(уровень, ступень образования)

__________________________1 год_______________________

(срок реализации программы)


Составлена на основе программы «Клетки и ткани». Профильное обучение. 10-11 классы. Элективные курсы. -М.: Дрофа, 2008.-

(наименование программы) (автор программы)

Басалаева Светлана Михайловна

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программы)

___________д. Березовка ____2013__________

(название населенного пункта, год разработки)





Пояснительная записка

Данная рабочая программа по курсу «Клетки и ткани »для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы элективных курсов для 10-11 классов (авторы-составители: В.Н.Кириленкова и Д.К.Обухова.).

Спецкурс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для обучающихся 11 классов для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение спецкурса поможет в выборе жизненного пути выпускника.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.

Спецкурс рассчитан на 34 часа. К нему разработан учебно-тематический план (Приложение 1). Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.

Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в ВУЗы и ССУЗы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией и гистологией.

Основная концепция курса:

  • Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;

  • Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;

  • Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;

  • Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные - молекулярно-генетические - основы деятельности клеток - и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;

  • Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Устройство светового микроскопа;

  • Положения клеточной теории;

  • Особенности прокариотической и эукариотической клеток;

  • Сходство и различие растительной и животной клеток;

  • Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

  • Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке - транскрипцию и трансляцию;

  • Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

  • Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

  • Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;

  • Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

  • Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

Учащиеся должны уметь:

  • Работать со световым микроскопом и препаратами;

  • Называть составные части клетки и "узнавать" их на схеме или фотографии;

  • Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

  • Определять тип ткани по фотографии;

  • Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);

  • Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

  • Работать с современной биологической и медицинской литературой;

  • Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;

  • Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.













Содержание курса

Общее количество часов - 34

Сравнительная (эволюционная) гистология - учение о тканях многоклеточных организмов - 14 ч.

Тема 1. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч).

Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).

Тема 2. Эпителиальные ткани (8 ч).

Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции - разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире - внутриклеточное и полостное.

Практическая работа. Изучение эпителиальных тканей.

Тема 3. Мышечные ткани (6 ч).

Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие).

Практическая работа. Изучение мышечной ткани.

Тема 4. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (10 ч).

  1. Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань).

  2. Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет - понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания. СПИД - чума XX века - смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.

Тестовая проверочная работа.

Тема 5. Ткани нервной системы (7 ч).

Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани - нейроны и глиальные клетки.

Демонстрация учебного фильма "Типы тканей".Итоговая контрольная работа (1 ч).

Методические рекомендации

Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведение семинаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Итогом проведения лабораторных работ или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками

Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель - ученик, активного обсуждения материала в форме ученик - ученик, ученик - учитель.

Для практических и демонстрационных занятий необходимы:

1. Световые микроскопы.
2. Набор электронно-микроскопических фотографий и схем типов клеток и тканей, их компонентов.
3. Препараты по цитологии и основным типам тканей

Межпредметные связи.

Неорганическая химия - строение вещества, окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия - принципы организации органических веществ, углеводы, жиры. Белки, нуклеиновые кислоты.
Физика - свойства жидкостей, тепловые явления, термодинамика.



Литература для учителя:


  1. Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных - пер. с нем. М: Мир, 1986.

  2. Заварзин А.А Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. - Л.: Наука, 1986.

  3. Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. - Изд-во СпбГУ, 1992.

  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 1998г.

  5. Андреева Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных - СПб: Лань, 1999.

  6. Ройт А. Иммунология - М.: Мир,2000.

  7. Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

  8. Маркосян А.А. Физиология. - М.: Медицина, 1968.

  9. Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. - М.: Мир, 1984.

  10. Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы, клетки. - М.: Мир, 1982.

  11. Болдырев А.А. Строение и функции биологических мембран. - М.: Знание, 1987.

  12. Либерман Е.А. Живая клетка. - М.: Мир, 1985.

  13. Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных. - М.: Высшая школа, 1983.

  14. Лэмб М. Биология старения. - М.: Мир, 1980.

  15. Райцина С.С. Сперматогенез и структурные основы его регуляции. - М.: Наука, 1985.

Литература для обучающихся:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т.

  2. Дюв К. Путешествие в мир живой клетки.

  3. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь.

  4. Левитина Т.П., Ливитин М.Г. Общая биология словарь понятий и терминов.

  5. Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту.

  6. Маркосян А.А. Физиология. - М.: Медицина, 1968.

  7. Либерман Е.А. Живая клетка. - М.: Наука, 1982.

  8. Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. - М.: Мир, 1987.

  9. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. - М.: Мир, 1988.

  10. Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. - М.: Мир, 1986.


© 2010-2022