- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса по биологии в 11 классе Клетки и ткани
Рабочая программа элективного курса по биологии в 11 классе Клетки и ткани
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Басалаева С.М. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района Костромской области
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № __ от ____20__г.
Согласовано
зам. директора по УВР
_________Цымлякова Н.Л.
Утверждено
Директор школы
________Басалаева С.М.
____________/___________/
__________ 2013 г.
_____________ 2013 г.
Рабочая учебная программа
элективного курса «Клетки и ткани» 11 класс
_____________________________3________________________________
(уровень, ступень образования)
__________________________1 год_______________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы «Клетки и ткани». Профильное обучение. 10-11 классы. Элективные курсы. -М.: Дрофа, 2008.-
(наименование программы) (автор программы)
Басалаева Светлана Михайловна
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программы)
___________д. Березовка ____2013__________
(название населенного пункта, год разработки)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу «Клетки и ткани »для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы элективных курсов для 10-11 классов (авторы-составители: В.Н.Кириленкова и Д.К.Обухова.).
Спецкурс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для обучающихся 11 классов для учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение спецкурса поможет в выборе жизненного пути выпускника.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.
Спецкурс рассчитан на 34 часа. К нему разработан учебно-тематический план (Приложение 1). Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в ВУЗы и ССУЗы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией и гистологией.
Основная концепция курса:
-
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
-
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
-
Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, других биологических наук;
-
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные - молекулярно-генетические - основы деятельности клеток - и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и, порой, невозможно;
-
Практические и семинарские занятия. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, фотографии, таблицы) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-
Устройство светового микроскопа;
-
Положения клеточной теории;
-
Особенности прокариотической и эукариотической клеток;
-
Сходство и различие растительной и животной клеток;
-
Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
-
Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке - транскрипцию и трансляцию;
-
Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;
-
Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
-
Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
-
Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
-
Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
-
Работать со световым микроскопом и препаратами;
-
Называть составные части клетки и "узнавать" их на схеме или фотографии;
-
Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
-
Определять тип ткани по фотографии;
-
Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);
-
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
-
Работать с современной биологической и медицинской литературой;
-
Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;
-
Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Содержание курса
Общее количество часов - 34
Сравнительная (эволюционная) гистология - учение о тканях многоклеточных организмов - 14 ч.
Тема 1. Понятие о тканях многоклеточных организмов (2 ч).
Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
Тема 2. Эпителиальные ткани (8 ч).
Покровные ткани позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции - разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире - внутриклеточное и полостное.
Практическая работа. Изучение эпителиальных тканей.
Тема 3. Мышечные ткани (6 ч).
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечно-полосатые; гладкие).
Практическая работа. Изучение мышечной ткани.
Тема 4. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (10 ч).
-
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань).
-
Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет - понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование аутоиммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания. СПИД - чума XX века - смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
Тестовая проверочная работа.
Тема 5. Ткани нервной системы (7 ч).
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани - нейроны и глиальные клетки.
Демонстрация учебного фильма "Типы тканей".Итоговая контрольная работа (1 ч).
Методические рекомендации
Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведение семинаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы. Итогом проведения лабораторных работ или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель - ученик, активного обсуждения материала в форме ученик - ученик, ученик - учитель.
Для практических и демонстрационных занятий необходимы:
1. Световые микроскопы.
2. Набор электронно-микроскопических фотографий и схем типов клеток и тканей, их компонентов.
3. Препараты по цитологии и основным типам тканей
Межпредметные связи.
Неорганическая химия - строение вещества, окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия - принципы организации органических веществ, углеводы, жиры. Белки, нуклеиновые кислоты.
Физика - свойства жидкостей, тепловые явления, термодинамика.
Литература для учителя:
-
Вельш У., Шторх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных - пер. с нем. М: Мир, 1986.
-
Заварзин А.А Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. - Л.: Наука, 1986.
-
Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. - Изд-во СпбГУ, 1992.
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 1998г.
-
Андреева Н.Г. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных - СПб: Лань, 1999.
-
Ройт А. Иммунология - М.: Мир,2000.
-
Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
-
Маркосян А.А. Физиология. - М.: Медицина, 1968.
-
Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. - М.: Мир, 1984.
-
Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы, клетки. - М.: Мир, 1982.
-
Болдырев А.А. Строение и функции биологических мембран. - М.: Знание, 1987.
-
Либерман Е.А. Живая клетка. - М.: Мир, 1985.
-
Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных. - М.: Высшая школа, 1983.
-
Лэмб М. Биология старения. - М.: Мир, 1980.
-
Райцина С.С. Сперматогенез и структурные основы его регуляции. - М.: Наука, 1985.
Литература для обучающихся:
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т.
-
Дюв К. Путешествие в мир живой клетки.
-
Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь.
-
Левитина Т.П., Ливитин М.Г. Общая биология словарь понятий и терминов.
-
Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту.
-
Маркосян А.А. Физиология. - М.: Медицина, 1968.
-
Либерман Е.А. Живая клетка. - М.: Наука, 1982.
-
Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. - М.: Мир, 1987.
-
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. - М.: Мир, 1988.
-
Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. - М.: Мир, 1986.