Урок Развитие животных с превращением и без превращения 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие животных с превращением и без превращения.

Урок биологии в 7 классе.


Христофорова Елена Сергеевна, учитель биологии

МОБУ СОШ с. Демский, Бижбулякского района

Башкортостан

Цель: дать представление об индивидуальном развитии представителей

животного царства.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с развитием животных с превращением

и без превращения

Развивающие: развивать мышление, творческую и познавательную

активность, умение делать выводы

Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию познаваемости

мира и его закономерностей.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: - частично-поисковый

- объяснительно-иллюстративный

- самостоятельная работа

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная

- индивидуальная

- групповая

Оборудование: - мультимедийный проектор

- экран

- презентация Microsoft Power Point

- тестовые задания

- карточки с заданиями

План урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач.

III. Проверка домашнего задания по теме предыдущего урока.

IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

V. Этап усвоения новых знаний.

VI. Этап проверки понимания нового материала.

VII. Выполнение лабораторной работы.

VIII. Этап закрепления нового материала.

IX. Домашнее задание.

I. Организационный момент. Проверка присутствующих, готовности рабочих мест, оборудования.

II. Постановка целей и задач.

Как вам уже известно, способность размножаться - свойство живых организмов. Оно позволяет им воспроизводить себе подобных и существовать в историческом прошлом, настоящем и будущем. Сегодня мы с вами изучим виды развития животных и познакомимся новыми понятиями. (слайд №1)

III. Проверка домашнего задания по теме предыдущего урока.

  1. Первый ряд: отвечает на тестовые задания.

  2. Индивидуальный опрос у доски:

  • озвучить схему размножения животных, представленную на экране (слайд№2)

  • Чем отличается наружное и внутреннее оплодотворение, приведите примеры животных с данными способами

  1. Фронтальный опрос:

- Какую опасность таит «внешнее оплодотворение»?

- Почему гермафродитизм не получил широкого распространения в

природу?

- В чем преимущества полового размножения перед бесполым?

4. Взаимопроверка выполнения тестовых заданий. (слайд №3)

IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

(слайд №4) На планете огромное количество видов животных. Но индивидуальное развитие каждой особи, образовавшейся в ходе полового размножения начинается с единичной клетки - зиготы, которая образуется в результате слияния женских и мужских половых клеток. (слайд №5)

V. Этап усвоения новых знаний.

При выходе из яйца организм детеныша начинает личиночную стадию. Если личинка похожа на взрослую особь, но только меньше размером - говорят о развитии без превращения. Если же личинка сильно отличается от имаго (взрослой особи), и должна пройти еще несколько стадий в своем развитии - говорят о развитии с превращением, или метаморфозом. (слайд №6). Предлагаю рассмотреть таблицу: (слайд№7).

Развитие с метаморфозом наблюдается у большинства беспозвоночных животных, а также у некоторых позвоночных: миног, рыб и земноводных. Метаморфоз обычно сопровождается резкой сменой условий существования. При этом личинка сильно отличается от следующей за ней взрослой стадии и во время метаморфоза происходит подготовка её к взрослой форме, к жизни в новом месте обитания. (слайд №8)

Метаморфоз насекомых бывает двух типов - с неполным превращением и с полным. Неполный метаморфоз свойственен тараканам, саранчовым, клопам.

(слайд №9) У этих насекомых из яйца выходит личинка, похожая на взрослое насекомое (нимфа) и после каждой линьки происходит постепенный рост имеющихся крыльев и органов размножения. Таким образом, минуется неподвижная стадия куколки.

(слайд №10) У земноводных похожий на малька рыб головастик, обитающий в воде, превращается в лягушонка с легкими, конечностями, костными зубами, который выходит на сушу.

(слайд №11) Развитие с полным метаморфозом протекает с чередование четырех стадий: яйцо - личинка - куколка - имаго. Это развитие бабочек, жуков, комаров, пчел, мух и др. Питание таких насекомых происходит, в основном, на стадии личинки, а расселение и размножение - на взрослой стадии.

(показ видеофильма)

Развитие животных без превращения я предлагаю изучить самостоятельно на стр. 246 учебника.

Работа в тетрадях (закрепление понятий «ароморфоз», «развитие с полным превращением», «развитие с неполным превращением»).

VI. Этап проверки понимания нового материала.

Учащимся предлагается работа с карточками: из предложенных ответов выбрать правильные гипотезы.

1.Мальчик решил выяснить, что произойдет с гидрой, если её разрезать поперек на две части и поместить каждую из них в благоприятные условия. Он высказал несколько гипотез. Выберите наиболее правильную из них.

А) Передний конец со щупальцами восстановит подошву, и гидра через некоторое время сможет прикрепиться к поверхности предметов, а задний конец погибнет.

Б) Передний конец со щупальцами самостоятельно существовать не сможет и погибнет, а задний разовьет щупальца и рот.

В) Оба конца тела восстановят утраченные части, и через некоторое время разовьются две новые гидры.

Г) Обе части не смогут существовать раздельно и вскоре погибнут.

(Ответ В)

2. Определите последовательность стадий развития окуня.

А) Личинка→икринка→зародыш→взрослая рыба

Б) Икринка→зародыш→личинка→малек→взрослая рыба

В) Зародыш→икринка→малек→личинка→взрослая рыба

Г) Икринка→зародыш→малек→личинка→взрослая рыба

(Ответ Б)

  1. У беззубок и перловиц личинка - глохидий- паразитирует на жабрах или плавниках пресноводных рыб, зацепившись за них краями створок. Через 1-2 месяца глохидий превращается в молодую беззубку и выпадает из образовавшегося нарыва (разрывая стенки тела хозяина) на дно. Это пример:

А) прямого развития и возможностью разнообразить способы питания во избежания конкуренции с взрослыми особями

Б) неполного ароморфоза с возможностью расселения

В) полного ароморфоза

(ответ Б - неполный ароморфоз,

т.к. отсутствует стадия куколки)

VII. Выполнение лабораторной работы.

Лабораторная работа №14 «Определение возраста животных»

В 6 классе вы изучали, как можно определить возраст древесного растения. Это можно выяснить, подсчитав число годовых колец на спиле или, воспользовавшись специальным инструментом, пробурить дерево к сердцевине.

Предлагаю это же задание выполнить на примере раковины двустворчатых моллюсков и чешуи рыбы. Результаты внесите в таблицу.

Название объекта

Используемый материал

Возраст объекта

Беззубка

Гребешок

Карп

Язь

VIII. Этап закрепления нового материала.

Ответить на вопросы:

  1. Какие животные размножаются половым путем?

  2. Чем характерно развитие без превращения?

  3. Назовите стадии развития с полным превращением.

  4. Назовите представителей мира насекомых, чьи личинки - вредители растительных культур сельского хозяйства.

IX. Домашнее задание.

§47 пересказ, оформить лабораторную работу.

4

© 2010-2022