Рабочая программа по биологии 11 класс к учебнику Д. К. Беляева

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к программе курса

«Общая биология» для учащихся 11 класса.


Данная рабочая программа предназначена для преподавания биологии учащимся

11 -х классов МБОУ «Граховская СОШ им. А.В.Марченко», обучающихся на основании БУП 2004 года, годового календарного учебного графика МБОУ «Граховская СОШ им. А.В.Марченко» на 2014 - 2015 учебный год.

Рабочая программа составлена с целью: конкретизировать содержание предметных тем образовательного стандарта, дать распределение учебных часов по темам и последовательность изучения тем с учётом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • «Закон об образовании в Российской Федерации» ФЗ- №273;

  • Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» 2004;

  • Федеральный компонент государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень),

  • Устав МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко»;

  • Положение о рабочей программе.

  • В соответствии с содержанием и структурой учебника Общая биология. 10 - 11 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010

Причиной составления рабочей программы является:

1. Несоответствие количества часов отведенных на изучение тем в примерной программе с количеством часов по отведенных в учебнике.

  • В Примерной программе на изучение темы «Вид» отводится 20 часа, по учебно-тематическому плану рабочей программе эта тема изучается 22 часа

  • Темы «Экосистема» - 8 часов, по плану - 12

Программа курса биологии для 11 класса средней школы полностью соответствует требованию федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану, календарно - тематический план в 11 классе предполагает обучение в объёме 34 часов (в неделю 1 час).

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии 11 класса (базовый уровень) направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в 10 классе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса:

  • Вид;

  • Экосистемы.

Цели изучения:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» в 11 классе на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Программой предусмотрено проведение 6 практических и 5 лабораторных работ.

Перечень лабораторных и практических работ:

Лабораторные работы

Практические работы

Лабораторная работа №1 «Морфологические особенности растений различных видов»

Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Практическая работа №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов к среде обитания»

Практическая работа № 3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Лабораторная работа №4 «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)»

Практическая работа № 4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Лабораторная работа № 5 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (на примере водоема)»

Практическая работа № 5 «Решение экологических задач»

Практическая работа № 6 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

Изучение нового материала сопровождается:

  • Демонстрационным экспериментом с дальнейшим описанием их результатов.

  • Соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

  • Использование для решения познавательных задач различных источников информации.

В 11 классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, проблемное обучение, ИКТ.

Одним из наиболее важных элементов обучения является контроль уровня усвоения ЗУН. Он осуществляется двумя способами - фронтально и посредством индивидуального опроса - с целью развития устной речи учащихся, а также путем тестирования и проведения письменных контрольных работ по вопросам темы, проведение лабораторных и практических работ. Результаты оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

  • полнота (соответствие объему программы).


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

При анализе тестовых работ и заданий по типу ЕГЭ:

Критерии оценок:

«5»: 90 - 100 % от общего числа баллов

«4»: 70 - 89 %
«3»: 50 - 69 %.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за письменные самостоятельные и контрольные работы (содержат только задания с развернутым ответом)


Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по

требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
При оценивании устного ответа:

Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну - две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну - две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.

Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением

цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;


Результаты обучения

Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.




















Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса средней

общеобразовательной школы по курсу «Общая биология»


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

• основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• описывать особей видов по морфологическому критерию;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения правил поведения в природной среде;

• оказания первой помощи при отравлении пищевыми продуктами;








Учебно - тематическое планирование курса

«Общая биология» для учащихся 11 класса.

Наименование тем

Содержание темы.

Общее количество часов

Количество уроков изучения нового материала.

Количество уроков - семинаров

Количество практических работ

Количество лабораторных

опытов

Количество уроков

итогового контроля знаний

Введение


1

-

-

-

-

-

1. Биология как наука. Методы научного познания

1

1

-

-

-

-

Тема 1. Эволюция


10

7

2

-

-

1


1. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

4

3

1

-

-

-

2. Механизма эволюционного процесса.

6

4

1

-

-

1

3. Возникновение жизни на Земле.







4. Развитие жизни на Земле







5. Происхождение человека







Тема 2. Основы экологии

6

4

1

-

1

1

1. Экосистемы

2

2

-

-

1

-

2. Индивидуальное развитие организмов.

4

2

1

-

-

1

Тема 3. Основы генетики и селекции

13

9

3

-

2

1

1. Основные закономерности явлений наследственности.

1

1

-

-

-

-

2. Биосфера. Охрана биосферы

7

5

2

-

1

-

3. Влияние деятельности человека на биосферу.

1

1

-

-

-

-

Итого


34

42

14

7

12

5










Учебная программа курса «Общая биология»

для учащихся 11 класса из расчета 1 час в неделю (всего 34 часа).


п/п

Тема урока

Оборудование

ЗУН

Тип учебного занятия

Вид контроля усвоения ЗУН

Домашнее задание

Дата проведения урока по плану

Дата фактического проведения урока

I полугодие

Возникновение и развитие эволюционных идей (теории Ж.Б. Ламарка, Ж.Кувье).

Компьютер, мультимедийный проектор

Знать:

1. История возникновения эволюционных идей

2. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка,

Уметь:

1. Работать с дополнительными источниками литературы

Урок изучения нового материала


П. 41, записи в тетради



Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Компьютер, мультимедийный проектор,

Знать:

1. Об естественных и социально-экономических предпосылках возникновения учения Ч. Дарвина;

2. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина на формировании современной естественнонаучной картины мира.

комбинированный урок

Фронтальный опрос

П. 42, записи в тетради



Доказательства эволюции. Вводный контроль знаний.

Рис. 52 - 56 учебника, индивидуальные карточки - задания

Знать:

1. Доказательства эволюции;

2. Сущность биогенетического закона;

3. Определение терминов:

  • Гомолог

  • Аналог

  • Атавизм

  • Рудимент

Уметь:

1. Использовать доказательства эволюции для отстаивания взглядов о реальности исторического развития живой природы.

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 43, записи в тетради



Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Компьютер, мультимедийный проектор

Знать:

1. Критерии вида

2. Определение терминов

  • Вид

  • Критерий вида

3. Определение термина «популяция» (как структурной единицы вида и единицы эволюции)

4. Характеристику популяции как биологической системы (плотность, численность, возрастная структура и т.д.)

5. Влияние движущих сил эволюции на генофонд популяции.

Уметь:

1. Составлять характеристики видов с использованием основных критериев

комбинированный урок

Фронтальный опрос

П. 44, записи в тетради



Лабораторная работа №1 «Морфологические особенности растений различных видов»

Индивидуальные карточки - задания

Уметь:

1. Давать морфологическое описание вида;

2. Уметь работать с текстом.

Урок применения полученных знаний на практике

Индивидуальный опрос

П. 44, оформить работу в тетради



Анализ лабораторной работы. Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Компьютер, мультимедийный проектор

Знать:

Наследственность и изменчивость;

Движущие силы эволюции, их влияние на

генофонд популяции.

комбинированный урок

Фронтальный опрос

П. 45, записи в тетради



Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Растения, принадлежащие к разным видам по 2-3 экземпляра каждого вида.

Уметь:

1. Наблюдать за натуральными объектами;

2. Находить признаки изменчивости

Урок применения полученных знаний на практике

Индивидуальный опрос

П. 45, оформить работу в тетради



Движущие силы эволюции. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Анализ лабораторной работы.

Компьютер, мультимедийный проектор, рис. 58 учебника

Знать:

1. Основные свойства естественного отбора

2. Основные формы естественного отбора

3. Отличия искусственного отбора и естественного

Уметь:

1. Определять формы отбора по характерным признакам

2. Составлять сравнительные характеристики различных форм отбора

комбинированный урок

Фронтальный опрос

П.47, записи в тетради



Движущие силы эволюции. Формы борьбы за существования

Компьютер, мультимедийный проектор,

Знать:

1. Формы борьбы за существование (межвидовая, внутривидовая, с неблагоприятными условиями среды)

Уметь:

1. Определять формы борьбы за существование на различных примерах.

Урок изучения нового материала (лекция)

Фронтальный опрос

П. 46, записи в тетради



Изоляция - эволюционный фактор. Приспособленность - результат эволюции.

Компьютер, мультимедийный проектор,

Знать:

1. Виды изоляции;

2. Что является результатом эволюции

3. Механизмы возникновения и формирования приспособлений под воздействием естественных факторов

4. Определение терминов:

  • Маскировка

  • Мимикрия

  • Предупреждающий окрас

  • Покровительственный окрас

Уметь:

1. Находить признаки приспособленности организмов

комбинированный урок

Фронтальный опрос

П. 49, 50, записи в тетради



Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов к среде обитания»

Рисунки животных, обитающих в различных средах

Уметь:

1. Наблюдать за натуральными объектами;

2. Находить признаки приспособленности организмов

Урок применения полученных знаний на практике

Индивидуальный опрос

П. 50, записи в тетради



Анализ лабораторной работы Видообразование. Причины вымирания видов. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосфера.

Компьютер, мультимедийный проектор,

Знать:

1. Причины образования новых видов организмов;

2. Два пути видообразования - аллопатрический и симпатрический;

3. Причины вымирания видов;

4. Сохранение многообразия видов -основа устойчивого развития биосферы.

5. Определение терминов:

  • Биологический прогресс

  • Биологический регресс

Уметь:

1. Приводить примеры видов, находящихся на стадии биологического прогресса или регресса.

Урок изучения нового материала (лекция)

Фронтальный опрос

П. 51, записи в тетради



Основные направления эволюции. Лабораторная работа №4 «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации (у насекомых)»

Индивидуальные карточки - задания, компьютер, мультимедийный проектор

Знать:

1. Сущность макроэволюции

2. Пути биологического процесса

3. Основные направления эволюции

-ароморфоз

-идиоадаптация

-дегенерация;

Уметь:

1. Определять основные направления эволюции на различных примерах (ароморфоз, идиоадаптацию, дегенерацию)

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 52, оформить работу, повторить п. 41 - 50



Контрольная работа №1

Индивидуальные карточки - задания

Знать:

1. История эволюционных идей. 2. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.

3. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

4. Вид, его критерии.

5. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

6. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

7. Приспособленность организмов - результат эволюции. 8. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого

развития биосферы



П. 41 - 52.



Анализ контрольной работы. Отличительные признаки живого. Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. (Гипотезы панспермии, стационарного состояния, самопроизвольного зарождения жизни и др.).

компьютер, мультимедийный проектор

Знать:

1. Отличительные признаки живого.

2. Историю развития представлений о происхождение жизни на земле;

2. Основные гипотезы происхождения жизни на Земле.

Уметь:

1. Использовать знания об опытах Л. Пастера, Ф. Реди для опровержения взглядов на самопроизвольное зарождение жизни.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

П. 53, записи в тетради



Гипотезы происхождения жизни. (теория биохимической эволюции) Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

компьютер, мультимедийный проектор

Знать:

1. Об условиях способствующих возникновению живого из неживого;

2. Основные постулаты теории А.И. Опарина - Д. Холдейна

Уметь:

1. Работать с дополнительными источниками литературы

2. Анализировать и оценивать различных гипотезы происхождения жизни

комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 54, оформить работу в тетради



II полугодие

Развитие жизни на Земле. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Компьютер, мультимедийный проектор

Знать:

1. Об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.

2. Основные направления ароморфозов, происходящие в различные эры.

Урок изучения нового материала (лекция)

Фронтальный опрос

Записи в тетради



Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов.

Таблицы «Вирусы», «Бактерии», «Многообразие растений», «Многообразие животных», «Грибы», портреты К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка

Знать:

1. Основные систематические группы живых организмов

2. О вкладе К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка и др. ученых в развитие систематики организмов

3. Особенности строения вирусов

4. Особенности строения и функций клеток прокариот и эукариот

5. Отличительные особенности царств Грибы, Растения и Животные

комбинированный урок

Фронтальный опрос

П.60, 61



Гипотезы происхождения человека. Практическая работа №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

компьютер, мультимедийный проектор

Уметь:

1. Работать с дополнительными источниками литературы

2. Анализировать и оценивать различных гипотезы происхождения человека

комбинированный урок

индивидуальный опрос

Записи в тетради, оформить работу



Доказательства родства человека с млекопитающими.

Скелет человека и любого млекопитающего, таблицу «Внутренние органы человека» и «Внутреннее строение млекопитающегося»

Знать:

1. Историю изучения вопроса о происхождении человека

2. Определение терминов

  • Рудименты

  • Атавизмы

  • Антропогенез

Уметь:

1. Определять место человека в системе животного мира

2. Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

П. 62



Основные этапы эволюции человека. Факторы эволюции человека. Происхождение человеческих рас.

компьютер, мультимедийный проектор

Знать:

1. Особенности эволюции человека (биологические и социальные факторы антропогенеза)

2. Причины происхождение человеческих рас

Уметь:

1. Объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе;

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

П. 63 -65, записи в тетради



Контрольная работа №2

Индивидуальные карточки - задания

Знать:

1. Гипотезы происхождения жизни.

2. Отличительные признаки живого.

3. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

4. Гипотезы происхождения человека.

5. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

6. Этапы эволюции человека.

Урок контроля полученных знаний

индивидуальный опрос

П. 53 -65



Предмет экологии. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

компьютер, мультимедийный проектор

Знать

1. Определение термина

  • Экология

  • Экологическая ниша

2. Задачи экологии

3. Группы экологических факторов среды, их значение в жизни организмов.

Уметь:

2. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

П. 67, записи в тетради



Взаимодействие популяций разных видов. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Компьютер, мультимедийный проектор

Знать:

1. Определение термина

  • Популяция

  • Вид

2. Типы взаимодействия популяций различных видов

Уметь:

1. Приводить примеры взаимодействие популяций различных видов.

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

П. 68, записи в тетради



Сообщества, экосистемы. Видовая, пространственная и экологическая структуры экосистем.

Компьютер, мультимедийный проектор,)

Знать:

1. Определение термина

  • Биоценоз

  • Биогеоценоз

  • Экосистема

  • Редуцент

  • Консумент
    Продуцент

2. Функциональные группы организмов в сообществе

Уметь:

1. Приводить примеры экосистем

2. Находить черты сходства и различия в разнообразных экосистемах

3. Описывать видовую, пространственную и экологическую структуры экосистем

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

П. 69, записи в тетради



Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Практическая работа № 3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Компьютер, мультимедийный проектор, карточки - задания, интернетресурсы (сайт virtulab.net)

Знать:

1. Трофические уровни организации экосистем (пищевые связи)

2. Виды пищевых цепей

3. Определение понятий

  • цепь питания,

  • пищевая пирамида,

  • энергетическая пирамида,

  • продуктивность

4. О превращении энергии в экосистемах

Уметь:

1. Составлять схем передачи веществ и энергии, цепи питания

Комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 70, оформить работу



Свойства экосистемы. Причины устойчивости и смены экосистем. Практическая работа № 4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Компьютер, мультимедийный проектор, интернетресурсы (сайт virtulab.net)

Знать:

1. Свойства экосистемы

  • Саморегулирующаяся система

  • Устойчивая система

  • Самовоспроизводящаяся система

2. Причины устойчивости и смены экосистем

3. Этапы процесса сукцессии

Уметь:

1. Определять причины, вызвавшие сукцессию

2. Управляя некоторыми внешними переменными, добиться устойчивости виртуальной экосистемы

Комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 71 72, оформить работу



Лабораторная работа № 5 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (на примере водоема)»

Уметь:

1. Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности

Урок применения полученных знаний на практике

Индивидуальный опрос

оформить работу



Искусственные сообщества - агроэкосистемы (агроценозы). Влияние человека на экосистемы. Практическая работа № «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Компьютер, мультимедийный проектор, интернетресурсы (сайт virtulab.net)

Знать:

1. Структуру агроэкосистемы

2. О поведение культурных и сорных растений в агроэкосистемах

Уметь:

1. Сравнивать природные экосистем и агроэкосистемы своей местности

Комбинированный урок

индивидуальный опрос

п. 73, оформить работу



Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Состав и функции биосферы.

Компьютер, мультимедийный проектор, таблица «Биосфера»

Знать:

1. Биосфера - глобальная экосистема.

2. Определение термина

  • Биосфера

  • Живое вещество

  • Костное вещество

  • Биокостное вещество

2. Границы биосферы

3. О вкладе В.И. Вернадского в развитие учения о биосфере

Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

П. 75, записи в тетради



Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

Рис. 107,108 учебника

Знать:

1. Определение круговорота веществ

2. О значении круговорота веществ для существования биосферы

3. О роли живых организмов в биосфере, в создании осадочных пород, почвы, в создании современной атмосферы

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

П. 76, 77, записи в тетрадях



Биосфера и человек. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Практическая работа № 5 «Решение экологических задач»

Компьютер, мультимедийный проектор

Знать:

1. О последствиях деятельности человека в окружающей среде

Уметь:

1. Соблюдать правила поведения в природной среде

Комбинированный урок

индивидуальный опрос

записи в тетрадях



Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Практическая работа № 6 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

Компьютер, мультимедийный проектор,

Знать:

1. Определение ноосфера

2. Основные источники загрязнения атмосфера, гидросферы, литосферы, изменения биосферы

Уметь:

1. Анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде,

2. Анализировать глобальные экологические проблемы и находить пути их решения

Комбинированный урок

индивидуальный опрос

П. 78. записи в тетради



Контрольная работа №3

Индивидуальные карточки - задания

Знать:

1. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

2. Видовую и пространственную структура экосистем.

3. Причины устойчивости и смены экосистем.

4. Последствия деятельности человека в окружающей среде. 5. Правила поведения в природной среде.

6. Роль живых организмов в биосфере.

Уметь:

1. Составлять пищевые связи,

круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Урок контроля полученных знаний

индивидуальный опрос

П. 67 -78











© 2010-2022