• Преподавателю
  • Биология
  • Мастер-класс по элективному курсу «Ткани внутренней среды организма. Кровь. Лабораторная работа «Изучение крови человека и лягушки»

Мастер-класс по элективному курсу «Ткани внутренней среды организма. Кровь. Лабораторная работа «Изучение крови человека и лягушки»

Элективный курс «Клетки и ткани» поддерживает, углубляет, расширяет базовые знания учащихся по биологии. Вместе с тем минимум содержания даже профильного уровня биологического образования не предусматривает расширение и углубление знаний о тканях как биологических системах. В результате информированность о растительных тканях остается на уровне- 6 класса, животных-8 класса. Курс предполагает использование  мультимедийного приложения - Лабораторный практикум по биологии с иллюстративными и некото... Ведущими формами занятий являются лабораторные работы (в программе предусмотрено 11 лабораторных работ), интерактивные занятия с применением компьютерных технологий, семинары, работа в парах и в группах, что развивает коммуникативную компетентность;  основные методы работы: частично - поисковый; проблемный метод изложения. Главная мотивация работы — это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы... В рамках данной программы предлагаем разработку урока (мастер- класс), где  приобретенные знания и умения используются в практической деятельности учащихся.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс по элективному курсу: «Ткани внутренней среды организма. Кровь. Лабораторная работа «Изучение крови человека и крови лягушки»

10 класс.

Тема: Ткани внутренней среды организма. Кровь. Лабораторная работа «Изучение крови человека и крови лягушки»

Кабинет оформлен плакатом «Кровь - зеркало здоровья»

Цель урока: актуализировать личностную значимость изучаемой темы; углубить, обобщить и систематизировать знания о крови как жидкой ткани внутренней среды; значение и роль структурных элементов крови в поддержании гомеостаза.

Задачи:

- дать общую характеристику тканей внутренней среды; особенности морфологии и классификации.

-изучить состав крови, основные функции.

-изучить форменные элементы крови;

-дать понятие лейкоцитарной формулы, ее значение в поддержании гомеостаза;

Знать: классификацию тканей внутренней среды; состав и функции крови; значение и роль форменных элементов крови в поддержании гомеостаза;

Уметь:

-находить и описывать изучаемые элементы крови под микроскопом;

-сравнивать эритроциты человека и лягушки;

-делать выводы о значении эритроцитов;

-описывать форменные элементы крови человека;

- комментировать лабораторные исследования крови человека (L-формулой) как важного диагностического инструментария.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, проектор, экран для демонстрации презентаций, мультимедийный диск «Лабораторный практикум»; мобильный класс.

План урока.

Урок начинается с выявления проблемы:

-почему при обращении к врачу с недомоганием рекомендуют сдать кровь на лабораторное исследование?

- почему врачи не ограничиваются описанием жалоб пациента?

1.Актуализация знаний об особенностях морфологии и классификации тканей внутренней среды; о составе и функции крови человека, (презентация ученика.) 10 минут

На каждом занятии определяется предварительный уровень знаний учащихся и уровень готовности к занятиям.

Уделяется большое внимание формированию системы теоретических знаний (с использованием дополнительных источников знаний), развитию информационной и коммуникативной компетентности с использованием мобильного класса, где установлен диск « Биология»)

2. Обобщение и систематизация знаний о составе крови.

а) лабораторная работа 9 Ткани внутренней среды. Кровь. (15 минут)

( Приложение№1)

Учащиеся выполняют задание №1, 2, где сравнивают эритроциты крови человека и лягушки.

б) обсуждение результатов:

-почему зрелые эритроциты человека не имеют ядра?

-как это связано с выполняемыми функциями эритроцитов?

-как шла эволюция эритроцитов позвоночных животных

- каково диагностическое значение СОЭ?

- каковы функции тромбоцитов? (эвристическая беседа)

в) лейкоциты. Лейкоцитарная формула. 15минут. (презентации учащихся с использованием дополнительных источников информации; обсуждение функции гранулоцитов и агрунолоцитов; их диагностическое значение)

г) практическое применение знаний о составе крови как важного диагностического инструментария.

3. Применение знаний в практических ситуациях (практико- ориентированное задание). Учащимся выдаются анонимные лабораторные направления крови с лейкоцитарной формулой; (работа в парах, обсуждение результатов лабораторных исследований) 20 минут.

Выступления учащихся; ответы на вопросы:

- каково значение гемоглобина крови; на какие процессы оно влияет?

- каково содержание СОЭ; на что оно указывает?

-какова роль эозинофилов, нейтрофилов, сегментов, лимфоцитов, моноцитов в поддержании гомеостаза;

- какие характерные изменения произошли в соотношении различных форм лейкоцитов; (беседа; выступление пар)

4. Контроль знаний. Выполнение тестов для самоконтроля знаний по теме

« Кровь» ( мобильный класс- мультимедийный диск «Лабораторный практикум» 10 минут)

5. Рефлексия деятельности. 10 минут.

-насколько важно для вас знания о результатах лабораторных исследований;

- могли ли вы обойтись без этих знаний и умений;

-что нужно по- вашему, делать (или не делать), чтобы все лабораторные показатели были в норме.

6. Домашнее задание. Оформить отчет по выполненной лабораторной работе и ответить на вопросы (Приложение 1).



Приложение №1. Лабораторная работа. Ткани внутренней среды. Кровь.

Цель: ( Поставить цель работы)

Уметь: 1Описывать ткани внутренней среды на микропрепаратах (на примере крови человека).

2.Описывать изучаемый объект, используя готовые микропрепараты:

-уметь сравнивать кровь человека и кровь лягушки;

-делать выводы о значении эритроцитов;

-находить форменные элементы крови на микропрепаратах;

Методические рекомендации по самоподготовке:

Необходимый исходный уровень знаний по теме: «Кровь. Состав крови». 9 класс.

«Животные ткани. Ткани внутренней среды организма» 10 класс. Элективный курс

« Клетки и ткани»

Методические указания к самостоятельной работе на занятии.

Карта заданий и ориентировочные основы действия.

Задание

Программа действия

Возможные ориентиры

1.Изучите кровь лягушки на готовых микропрепаратах.

1.Изучите микропрепарат при малом и большом увеличении.

2.Зарисуйте микропрепарат и укажите на нём элементы крови лягушки: эритроциты и лейкоциты.

Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите все форменные элементы крови. Рассмотрите эритроциты, убедитесь, что они безъядерные.

Обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате.

2.Изучите кровь человека на готовых микро

препаратах.

1.Изучите микропрепарат при большом увеличении.





2.Зарисуйте микропрепарат и укажите на нём все элементы крови: эритроцит, нейтрофил, эозинофил, базофил, лимфоциты, моноцит; кровяные пластинки.

Обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите все форменные элементы крови. Рассмотрите эритроциты, убедитесь, что они безъядерные. Обратите внимание на размеры белых кровяных телец, особенности строения их цитоплазмы и ядра. Нейтрофилы несколько крупнее эритроцитов, имеют сегментное темно окрашенное ядро и мелкую, плохо заметную нейтрофильную зернистость в цитоплазме, Эозинофилы - крупные клетки с двух-, трехлопастным ядром и с крупной зернистостью в цитоплазме, окрашивающейся кислыми красками в розовый цвет. Базофилы несколько мельче, имеют сегментированное ядро в центре и крупную зернистость в цитоплазме и окрашивающуюся основными красками в фиолетовый цвет. Моноциты - самые крупные клетки крови, имеют крупные бобовидной формы ядра, окрашивающиеся в темно-фиолетовый цвет, и цитоплазму, окрашивающуюся в голубой цвет. Средние и малые лимфоциты - это клетки с крупным округлым ядром (фиолетовое окрашивание) и цитоплазмой, окружающей ядро со всех сторон (голубое окрашивание).

Между кровяными клетками при этой окраске найдите кровяные пластинки в виде глыбок, расположенных группами и одиночно.

При оформлении отчета ответьте на следующие вопросы:

-найдите черты сходства в строении эритроцитов в крови человека и лягушки;

-найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки;

-сделайте вывод об особенностях эритроцитов крови человека и лягушки;

-как шла эволюция эритроцитов позвоночных животных;

-каковы особенности соотношения форменных элементов крови у здорового человека;

Справочная информация к оформлению отчета.

Гомеостаз- это постоянство физико-химических свойств внутренней среды организма.

Эритроциты поддерживают относительное постоянство газового состава крови. В составе эритроцитов содержится белковое вещество гемоглобин, придающее крови красный цвет. Гемоглобин состоит из белковой части- глобина- и небелкового вещества- гема, содержащего ион двухвалентного железа. В капиллярах легких гемоглобин соединяется с кислородом, образуя оксигемоглобин. В норме содержание гемоглобина в крови здорового человека-120- 140

Анемия- группа заболеваний, характеризующихся уменьшение количества эритроцитов, содержания в них гемоглобина или общей массы крови. (Синоним: малокровие)

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ)- если кровь, оставить на несколько часов, то эритроциты оседают с определенной скоростью, в силу силы тяжести. У женщин в норме 7-12 мм. в 1 час; у мужчин 3- 9 мм. в час. Это имеет важное диагностическое значение в медицине; при различных воспалительных процессах в организме СОЭ повышается.

Лейкоцитарная формула - процентное соотношение различных видов лейкоцитов в крови здорового человека; относительно постоянная. При некоторых заболеваниях наблюдается характерные изменения соотношения отдельных форм лейкоцитов. При наличии глистов, при аллергических реакциях увеличивается число эозинофилов, при воспалениях возрастает число нейтрофилов; при туберкулезе обычно отмечают увеличение количества лимфоцитов.

Часто лейкоцитарная формула меняется в течение заболевания. В острый период инфекционного заболевания, при тяжелом течении болезни эозинофилы могут не обнаруживаться в крови, а с началом выздоровления, еще до видимых признаков улучшения состояния больного, эозинофилы отчетливо видны под микроскопом. Применение некоторых лекарств (антибиотики) могут увеличить количество эозинофилов.




Приложение №2. Тест для самоконтроля по теме « Ткани внутренней среды организма. Кровь»

1. Какие ткани относятся к системе тканей внутренней среды:

а) хрящевая ткань; б) эпителиальная ткань; в) мышечная ткань; г) костная ткань; д) кровь?

2. Источник развития тканей внутренней среды:

а) эктодерма; б) мезенхима; в) энтодерма; r) нефротом; д) миотом.

3. Функции тканей внутренней среды:

а) механическая защита; б) клеточная защита; в) пограничная; г) сократительная; д)секреторная.

4. Ткани внутренней среды в организме:

а) образуют скелет внутренних органов; б) покрывают организм; в) сопровождают сосуды и нервы; г) циркулируют в кровеносных сосудах; д) образуют миокард.

5. К клеткам крови относятся:

а) остеобласты; б) базофилы; в) эритроциты; г) хондроциты; д) лимфоциты.

6. Группы крови были открыты:

а) Ландольтом; б) Ландштейнером; в) Лоури; г) Лавуазье.

7. Фагоцитоз и образование окислителей характерно для:

а) эритроцитов; б) нейтрофилов; в) тромбоцитов; г) эозинофилов.

8. К гранулоцитам относят:

а) моноциты; б) базофиллы; в) эритроциты; г) тромбоциты.

9. В свертывание крови принимают участие:

а) эритроциты; б) нейтрофилы; в) тромбоциты; r) эозинофилы.

10. В макрофаги способны превращаться:

а) моноциты; б) эритроциты; в) тромбоциты; г) базофиллы.



© 2010-2022