- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока по биологии
Разработка урока по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нургалиева С.Р. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Органические вещества - углеводы.
Цель урока: систематизация и закрепление знаний об углеводах.
Задачи: образовательная: рассмотреть классификацию углеводов, изучить структурные формулы и свойства представителей класса углеводов: ди, моно, полисахаридов, изучить химико-технологические свойства, биологические функции, значение, применение.
развивающая: формировать способность к самостоятельному приобретению знаний, развивать умения делать выводы на основе сравнения, работать с дополнительной литературой, реактивами, умение выступать перед аудиторией, развивать мышление через установление причинно-следственных связей «строение- свойства- применение»
воспитательная: воспитывать коммуникабельность, бережное отношение к оборудованию, аккуратность при работе с реактивами, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: проблемный.
Организационные формы: урок-практикум.
Вид деятельности: исследовательская работа учащихся при изучении нового материала.
Междисциплинарные связи: химия, биология, история.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с тестами, глюкоза, сахароза, крахмал, пробирки, пипетка.
План урока:
I. Организационно - мотивационный этап.
II. Изучение нового материала.
Сообщения учащихся:
1.Немного из истории углеводов
2. Классификация углеводов. Общая формула соединений
3.Функции углеводов в живой природе
4.. Физические свойства углеводов. (Лабораторная работа)
III. Закрепление-тест.
IY. Рефлексия (диамант) и итоги урока.
Y. Домашнее задание.
Ход урока.
Индуктор урока: 150 г хлеба на тарелке
Учитель начинает урок, посвящая году истории, словами «Не было бы этого хлеба, не было бы победы над фашизмом в блокадном Ленинграде. Что же это за Хлеб? В чем его сила?»
Это - блокадный хлеб! 125 граммов на человека.
В нем пищевой целлюлозы 10 процентов,
жмыха - 10 процентов,
обойной пыли - 2 процентов,
выбоек из мешков - 2 процентов,
хвои - 1 процентов,
муки ржаной обойной - 75 процентов.
Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Не будь хлеба - не было бы и Победы.
а) Стадия " Вызова"
Расчертить на доске и подписать графы.
-
Я знаю
Хочу узнать
Что узнал?
А что же является основным углеводом в составе хлеба? (крахмал.) А каким органическим веществам относится крахмал? (углевод).
Отсюда и тема нашего урока «Углеводы». Цель и задачи урока определяются вместе с учащимися: углубить знания об углеводах (классификации; строении, свойствах, нахождении в природе, применении и биологической роли). На доске эпиграф сегодняшнего урока.
Что вы знаете об углеводах? Какую роль играют углеводы в жизни живых организмов?
Что служит источником углеводов?
Какие вещества образуются в листьях растений из углекислого газа, поглощаемого из воздуха, и воды под действием энергии света?
Какую роль играет хлорофилл в реакции фотосинтеза?
При каких температурах происходит процесс образования углеводов?
Каковы условия протекания фотосинтеза?
6CO2 + 6H2O + 2920 кдж ------ C6H12O6+ 6O2
Вывод: источником углеводов служат растения, в которых протекают реакции фотосинтеза при плюсовой температуре и в присутствии катализатора хлорофилла.
Скажите пожалуйста, какими особенностями обладают углеводы? Все ли углеводы сладкие на вкус? Как определить относится ли данное вещество к классу «углеводов»?
II. Стадия "Осмысление"
Главными источниками углеводов из пищи являются: хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости. Чистым углеводом является сахар.
-
Сообщение учащегося (Нилуфар). История углеводов.
Обмен углеводов в организме человека и животных:
Ротовая полость (растворение под действием ферментов слюны птиалин, мальтаза, амилаза)- 12-перстная кишка, ферменты поджелудочной железы - всасывание в тонком кишечнике глюкозы в кровь.
-
Сообщение учащегося (Гульбану). Классификация углеводов.
Опыт №1. 1. Рассмотрите внешний вид глюкозы; 2. Прилейте в пробирку с глюкозой воду и проверьте растворимость вещества и среду реакции индикатором. 3. Сделайте вывод.
Физические свойства глюкозы: твердое, кристаллическое вещество, без цвета, слад-коватого вкуса, хорошо растворима в воде, характер среды - нейтральный.
Опыт №2. 1. Рассмотрите внешний вид сахарозы;2. Прилейте в пробирку с сахарозой воду и проверьте растворимость вещества и среду реакции индикатором.3. Сделайте вывод.
Физические свойства сахарозы: твердое, кристаллическое вещество, без цвета, имеет сладковатого вкуса, хорошо растворимая в воде, среда нейтральная.
Опыт №3. 1. Рассмотрите внешний вид крахмала; 2. Прилейте в пробирку с крахмалом воду и проверьте растворимость вещества..3. Сделайте вывод. Физические свойства крахмала: твердое, порошкообразное вещество, без цвета, без вкуса. В воде нерастворима, а в горячей воде разбухает и превращается в коллоидный раствор - в крахмальный клейстер.
-
Сообщение учащегося (Мария). Биологическая роль углеводов.
Глюкоза - Нет ли особых свойств у глюкозы? Особые свойства глюкозы - брожение - расщепление под действием микроорганизмов: (беседа на антиалкогольную тему)
Физкультминутка по методике Кольцовой
II1. Закрепление:
Недостаток углеводов в пище вреден и приводит к тому, что в организме начинается усиленное использование энергетических возможностей белков и жиров. В этом случае резко увеличивает количество продуктов их расщепления, вредных для человека.
Избыток углеводов в пище вреден и приводит к ожирению. Обильное потребление сахара отрицательно сказывается на функции кишечной микрофлоры, приводит к нарушению обмена холестерина и повышению его уровня в сыворотке крови.
Крахмал - запасное питательное вещество у высших растений и зеленых водорослей. У животных эту функцию выполняет полисахарид гликоген.
- Тестирование
3. Стадия "размышления" (рефлексия)
Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное)
углеводы
строчка 2: определение
(2 прилагательных)
Сладкие , безвкусные
строчка 3: действие
(3 причастия)
Растворяющийся, набухающий, разлагающиеся
строчка 4: ассоциации
(4 существительных)
Сахар, пчелы, грибы, энергия
строчка 5: действие
(3 причастия)
Защищающий, сохраняющийся, запасающийся
строчка 6: определение
(2 прилагательных)
Питательный, энергетический
строчка 7: тема
(существительное)
Глюкоза
Итоги урока:
Оценка за урок по критериям
V. Задание на дом. 1)§
Дополнительный материал: сообщения учащихся о разных углеводах - крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин, гиалуроновая кислота, гликокаликс, историческая роль белков, классификация белков, биологическая роль белков.
Приложения:
Тесты по теме "Углеводы".
I вариант. Глюкоза.
1. Глюкоза С6Н12О6 является:
а) полисахаридом
б) дисахаридом
в) моносахаридом
2. Какие вещества являются изомерами по отношению друг к другу:
а) глюкоза и сахароза
б) глюкоза и целлюлоза
в) глюкоза и фруктоза
3. Распознавание глюкозы осуществляется с помощью:
а) йодной воды
б) раствора марганцовки
в) аммиачного раствора оксида серебра
4. Молекулы глюкозы могут быть:
а) линейными и циклическими
б) только линейными
в) только циклическими
5. Какой объем оксида углерода (IV) (н. у.) выделится при спиртованном брожении глюкозы количеством вещества 5 моль?
а) 2,24л
б) 22л
в) 224л
г) 2240л
6.Основными источниками углеводов являются:
а) нефть и каменный уголь;
б) животные организмы;
в) растительные организмы.
7. В названиях углеводов используют суффикс:
а) - овая
б) - оза
в) - аза
г) - ол
Ответы к тесту:1- в. 2-в.3-в.4-а.5-в.6-в.7-б