Разработка урока по биологии

      Цель урока: систематизация и закрепление знаний об углеводах.   Задачи: образовательная: рассмотреть классификацию углеводов, изучить структурные формулы и свойства представителей класса углеводов: ди, моно, полисахаридов, изучить химико-технологические свойства, биологические функции, значение, применение.   развивающая: формировать способность к самостоятельному приобретению знаний, развивать умения делать выводы на основе сравнения, работать с дополнительной литературой, реактивами, умение выступать перед аудиторией, развивать мышление через установление причинно-следственных связей «строение- свойства- применение»   воспитательная: воспитывать коммуникабельность, бережное отношение к оборудованию, аккуратность при работе с реактивами, интерес к предмету.      
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по биологии



Разработка урока по биологии


Разработка урока по биологии


Разработка урока по биологии



Тема урока: Органические вещества - углеводы.

Цель урока: систематизация и закрепление знаний об углеводах.

Задачи: образовательная: рассмотреть классификацию углеводов, изучить структурные формулы и свойства представителей класса углеводов: ди, моно, полисахаридов, изучить химико-технологические свойства, биологические функции, значение, применение.

развивающая: формировать способность к самостоятельному приобретению знаний, развивать умения делать выводы на основе сравнения, работать с дополнительной литературой, реактивами, умение выступать перед аудиторией, развивать мышление через установление причинно-следственных связей «строение- свойства- применение»

воспитательная: воспитывать коммуникабельность, бережное отношение к оборудованию, аккуратность при работе с реактивами, интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: проблемный.

Организационные формы: урок-практикум.

Вид деятельности: исследовательская работа учащихся при изучении нового материала.

Междисциплинарные связи: химия, биология, история.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с тестами, глюкоза, сахароза, крахмал, пробирки, пипетка.

План урока:

I. Организационно - мотивационный этап.

II. Изучение нового материала.

Сообщения учащихся:

1.Немного из истории углеводов

2. Классификация углеводов. Общая формула соединений

3.Функции углеводов в живой природе

4.. Физические свойства углеводов. (Лабораторная работа)

III. Закрепление-тест.

IY. Рефлексия (диамант) и итоги урока.

Y. Домашнее задание.

Ход урока.

Индуктор урока: 150 г хлеба на тарелке

Учитель начинает урок, посвящая году истории, словами «Не было бы этого хлеба, не было бы победы над фашизмом в блокадном Ленинграде. Что же это за Хлеб? В чем его сила?»

Это - блокадный хлеб! 125 граммов на человека.

В нем пищевой целлюлозы 10 процентов,

жмыха - 10 процентов,

обойной пыли - 2 процентов,

выбоек из мешков - 2 процентов,

хвои - 1 процентов,

муки ржаной обойной - 75 процентов.

Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Не будь хлеба - не было бы и Победы.

а) Стадия " Вызова"

Расчертить на доске и подписать графы.

Я знаю

Хочу узнать

Что узнал?

А что же является основным углеводом в составе хлеба? (крахмал.) А каким органическим веществам относится крахмал? (углевод).

Отсюда и тема нашего урока «Углеводы». Цель и задачи урока определяются вместе с учащимися: углубить знания об углеводах (классификации; строении, свойствах, нахождении в природе, применении и биологической роли). На доске эпиграф сегодняшнего урока.

Что вы знаете об углеводах? Какую роль играют углеводы в жизни живых организмов?

Что служит источником углеводов?

Какие вещества образуются в листьях растений из углекислого газа, поглощаемого из воздуха, и воды под действием энергии света?

Какую роль играет хлорофилл в реакции фотосинтеза?

При каких температурах происходит процесс образования углеводов?

Каковы условия протекания фотосинтеза?

6CO2 + 6H2O + 2920 кдж ------ C6H12O6+ 6O2

Вывод: источником углеводов служат растения, в которых протекают реакции фотосинтеза при плюсовой температуре и в присутствии катализатора хлорофилла.

Скажите пожалуйста, какими особенностями обладают углеводы? Все ли углеводы сладкие на вкус? Как определить относится ли данное вещество к классу «углеводов»?

II. Стадия "Осмысление"

Главными источниками углеводов из пищи являются: хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости. Чистым углеводом является сахар.

  1. Сообщение учащегося (Нилуфар). История углеводов.

Обмен углеводов в организме человека и животных:

Ротовая полость (растворение под действием ферментов слюны птиалин, мальтаза, амилаза)- 12-перстная кишка, ферменты поджелудочной железы - всасывание в тонком кишечнике глюкозы в кровь.

  1. Сообщение учащегося (Гульбану). Классификация углеводов.

Опыт №1. 1. Рассмотрите внешний вид глюкозы; 2. Прилейте в пробирку с глюкозой воду и проверьте растворимость вещества и среду реакции индикатором. 3. Сделайте вывод.

Физические свойства глюкозы: твердое, кристаллическое вещество, без цвета, слад-коватого вкуса, хорошо растворима в воде, характер среды - нейтральный.

Опыт №2. 1. Рассмотрите внешний вид сахарозы;2. Прилейте в пробирку с сахарозой воду и проверьте растворимость вещества и среду реакции индикатором.3. Сделайте вывод.

Физические свойства сахарозы: твердое, кристаллическое вещество, без цвета, имеет сладковатого вкуса, хорошо растворимая в воде, среда нейтральная.

Опыт №3. 1. Рассмотрите внешний вид крахмала; 2. Прилейте в пробирку с крахмалом воду и проверьте растворимость вещества..3. Сделайте вывод. Физические свойства крахмала: твердое, порошкообразное вещество, без цвета, без вкуса. В воде нерастворима, а в горячей воде разбухает и превращается в коллоидный раствор - в крахмальный клейстер.

  1. Сообщение учащегося (Мария). Биологическая роль углеводов.

Глюкоза - Нет ли особых свойств у глюкозы? Особые свойства глюкозы - брожение - расщепление под действием микроорганизмов: (беседа на антиалкогольную тему)

Физкультминутка по методике Кольцовой

II1. Закрепление:

Недостаток углеводов в пище вреден и приводит к тому, что в организме начинается усиленное использование энергетических возможностей белков и жиров. В этом случае резко увеличивает количество продуктов их расщепления, вредных для человека.

Избыток углеводов в пище вреден и приводит к ожирению. Обильное потребление сахара отрицательно сказывается на функции кишечной микрофлоры, приводит к нарушению обмена холестерина и повышению его уровня в сыворотке крови.

Крахмал - запасное питательное вещество у высших растений и зеленых водорослей. У животных эту функцию выполняет полисахарид гликоген.

- Тестирование

3. Стадия "размышления" (рефлексия)

Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

углеводы

строчка 2: определение
(2 прилагательных)

Сладкие , безвкусные

строчка 3: действие
(3 причастия)

Растворяющийся, набухающий, разлагающиеся

строчка 4: ассоциации
(4 существительных)

Сахар, пчелы, грибы, энергия

строчка 5: действие
(3 причастия)

Защищающий, сохраняющийся, запасающийся

строчка 6: определение
(2 прилагательных)

Питательный, энергетический

строчка 7: тема

(существительное)

Глюкоза

Итоги урока:

Оценка за урок по критериям

V. Задание на дом. 1)§

Дополнительный материал: сообщения учащихся о разных углеводах - крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин, гиалуроновая кислота, гликокаликс, историческая роль белков, классификация белков, биологическая роль белков.


Приложения:

Тесты по теме "Углеводы".

I вариант. Глюкоза.

1. Глюкоза С6Н12О6 является:

а) полисахаридом

б) дисахаридом

в) моносахаридом

2. Какие вещества являются изомерами по отношению друг к другу:

а) глюкоза и сахароза

б) глюкоза и целлюлоза

в) глюкоза и фруктоза

3. Распознавание глюкозы осуществляется с помощью:

а) йодной воды

б) раствора марганцовки

в) аммиачного раствора оксида серебра

4. Молекулы глюкозы могут быть:

а) линейными и циклическими

б) только линейными

в) только циклическими

5. Какой объем оксида углерода (IV) (н. у.) выделится при спиртованном брожении глюкозы количеством вещества 5 моль?

а) 2,24л

б) 22л

в) 224л

г) 2240л

6.Основными источниками углеводов являются:

а) нефть и каменный уголь;

б) животные организмы;

в) растительные организмы.

7. В названиях углеводов используют суффикс:

а) - овая

б) - оза

в) - аза

г) - ол

Ответы к тесту:1- в. 2-в.3-в.4-а.5-в.6-в.7-б


© 2010-2022