Конспект урока Методы изучения биологии

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока 5 класс «Методы изучения природы»

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. Отгадайте загадки:

1.Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.

Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.

2.Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это - клён, а это - ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной!

3.У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдёт - гвоздь упадёт

- Скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста?

- Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

- Как вы понимаете слово «Метод» (Путь исследования)

Тема нашего урока «Методы изучения природы» (запись на доске и в тетрадь)

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть видео о жизни пчёл. После просмотра ответьте на вопрос «Что необычного вы узнали?»

Ответы учащихся: образовались соты с медом, пчел стало меньше.

- Первый метод изучения природы - наблюдение (записываем в тетрадь)

- Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки? (эксперимент)

- Как ты понимаешь смысл слова «эксперимент»? Запись в тетрадь.

- Какие еще методы изучения природы вам известны? (измерение) - записываем в тетради и на доске

Учебник, рисунки и мультимедий-ные пособия, иллюстриру-ющие опыты и эксперименты. Рисунки научных приборов, микроскоп и препараты из окружающих предметов.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

II. Совместное открытие знаний.

- Сегодня мы с вами научимся применять методы изучения природы на практике. Для этого разобьемся на группы, подойдем к столам и выполним задания по карточке. Работа в группах (каждая группа занимается изучением определённого метода науки.)

Группа №1. Метод наблюдения.

Группа №2. Метод эксперимента.

Группа №3. Метод измерения.

Подведение результата изучения темы.

- Какие вам известны приборы для наблюдения? (лупа, телескоп, бинокль, микроскоп)

- С помощью каких приборов можно проводить эксперимент? (колба, магнит)

- Какие приборы для измерения вы знаете? (секундомер, линейка, мензурка, весы)

Записываем в тетрадь приборы для соответствующих методов.

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Формирование умения владеть смысловым чтением.

4. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

ТОУУ

Личностные УУД

2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

III. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Учитель читает высказывания, учащиеся поднимают зеленый квадратик, если согласны и красные, если не согласны.

  1. Измерением можно изучать строение растения (нет). Метод наблюдения

  2. Метод - это путь исследования (да).

  3. Приготовление пирога по новому рецепту - это эксперимент (да).

  4. Весы, лупа, телескоп - приборы для наблюдения (нет). Весы - измерение, лупа и телескоп - наблюдение.

  5. Масса тела, рост человека, скорость движения автомобиля - примеры измерений в окружающей природе (да).

IV. Рефлексия

Учиться оценивать свою работу на уроке.

- Все ли учебные задачи решены на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

Оцените себя по критериям: (поднимает зеленую карточку, если согласны, красную если нет)

- Я знаю и понимаю, что такое метод изучения природы

- Я знаю методы изучения природы и могу привести примеры

- Я знаю как использовать оборудование для изучения природы и могу научить другого.

Домашнее задание.

Изучить П. 3, выполнить задание на стр. 22. Обратить внимание на задание 9.





Группа №1

  1. Рассмотрите при помощи лупы конечности насекомых и определите их количество.

_____________________________________________________

  1. Рассмотрите при помощи лупы усики насекомых и определите их количество.

______________________________________________________

  1. Рассмотрите при помощи микроскопа объект. Какого его строение? _______________________________________________________

  2. Каким оборудованием вы пользовались, перечислите. _______________________________________________________

  3. Какой метод изучения природы вы использовали? _______________________________________________________

Группа №2

  1. Прилейте воду в пробирки с песком и солью. Что вы наблюдаете? _______________________________________________________

  2. Что необходимо сделать, чтобы отделить песок от воды? Проделайте это. ___________________________________________________

  3. Используя магнит определите, какое вещество притягивается магнитом, а какое - нет. _________________________________

  4. Каким оборудованием вы пользовались, перечислите. _______________________________________________________

  5. Какой метод изучения природы вы использовали? _______________________________________________________

Группа №3

  1. Опишите внешнее строение вики озимой и гороха полевого. Используя линейку определите размер семян. ____________________________________________________

  2. С помощью весов определите вес семян фасоли. ____________________________________________________

  3. Перелейте воду из колбы в мерный цилиндр. Каков объем воды? ____________________________________________________

  4. Каким оборудованием вы пользовались, перечислите. _______________________________________________________

  5. Какой метод изучения природы вы использовали? _______________________________________________________

© 2010-2022