- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока Методы изучения биологии
Конспект урока Методы изучения биологии
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Абрашина И.Ю. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока 5 класс «Методы изучения природы»
Этап
Содержание
Оборудование
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. Отгадайте загадки:
1.Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.
2.Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.
Это - клён, а это - ива, вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной!
3.У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдёт - гвоздь упадёт
- Скажите, пожалуйста, откуда берутся такие народные мудрости? На чём основывался человек, составляя подобные загадки, то есть, что он проделывал сначала, перед написанием текста?
- Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?
- Как вы понимаете слово «Метод» (Путь исследования)
Тема нашего урока «Методы изучения природы» (запись на доске и в тетрадь)
- Сейчас я вам предлагаю посмотреть видео о жизни пчёл. После просмотра ответьте на вопрос «Что необычного вы узнали?»
Ответы учащихся: образовались соты с медом, пчел стало меньше.
- Первый метод изучения природы - наблюдение (записываем в тетрадь)
- Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта о методах науки? (эксперимент)
- Как ты понимаешь смысл слова «эксперимент»? Запись в тетрадь.
- Какие еще методы изучения природы вам известны? (измерение) - записываем в тетради и на доске
Учебник, рисунки и мультимедий-ные пособия, иллюстриру-ющие опыты и эксперименты. Рисунки научных приборов, микроскоп и препараты из окружающих предметов.
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
II. Совместное открытие знаний.
- Сегодня мы с вами научимся применять методы изучения природы на практике. Для этого разобьемся на группы, подойдем к столам и выполним задания по карточке. Работа в группах (каждая группа занимается изучением определённого метода науки.)
Группа №1. Метод наблюдения.
Группа №2. Метод эксперимента.
Группа №3. Метод измерения.
Подведение результата изучения темы.
- Какие вам известны приборы для наблюдения? (лупа, телескоп, бинокль, микроскоп)
- С помощью каких приборов можно проводить эксперимент? (колба, магнит)
- Какие приборы для измерения вы знаете? (секундомер, линейка, мензурка, весы)
Записываем в тетрадь приборы для соответствующих методов.
Личностные УУД
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
3. Формирование умения владеть смысловым чтением.
4. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД
3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
ТОУУ
Личностные УУД
2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
III. Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Учитель читает высказывания, учащиеся поднимают зеленый квадратик, если согласны и красные, если не согласны.
-
Измерением можно изучать строение растения (нет). Метод наблюдения
-
Метод - это путь исследования (да).
-
Приготовление пирога по новому рецепту - это эксперимент (да).
-
Весы, лупа, телескоп - приборы для наблюдения (нет). Весы - измерение, лупа и телескоп - наблюдение.
-
Масса тела, рост человека, скорость движения автомобиля - примеры измерений в окружающей природе (да).
IV. Рефлексия
Учиться оценивать свою работу на уроке.
- Все ли учебные задачи решены на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?
Оцените себя по критериям: (поднимает зеленую карточку, если согласны, красную если нет)
- Я знаю и понимаю, что такое метод изучения природы
- Я знаю методы изучения природы и могу привести примеры
- Я знаю как использовать оборудование для изучения природы и могу научить другого.
Домашнее задание.
Изучить П. 3, выполнить задание на стр. 22. Обратить внимание на задание 9.
Группа №1
-
Рассмотрите при помощи лупы конечности насекомых и определите их количество.
_____________________________________________________
-
Рассмотрите при помощи лупы усики насекомых и определите их количество.
______________________________________________________
-
Рассмотрите при помощи микроскопа объект. Какого его строение? _______________________________________________________
-
Каким оборудованием вы пользовались, перечислите. _______________________________________________________
-
Какой метод изучения природы вы использовали? _______________________________________________________
Группа №2
-
Прилейте воду в пробирки с песком и солью. Что вы наблюдаете? _______________________________________________________
-
Что необходимо сделать, чтобы отделить песок от воды? Проделайте это. ___________________________________________________
-
Используя магнит определите, какое вещество притягивается магнитом, а какое - нет. _________________________________
-
Каким оборудованием вы пользовались, перечислите. _______________________________________________________
-
Какой метод изучения природы вы использовали? _______________________________________________________
Группа №3
-
Опишите внешнее строение вики озимой и гороха полевого. Используя линейку определите размер семян. ____________________________________________________
-
С помощью весов определите вес семян фасоли. ____________________________________________________
-
Перелейте воду из колбы в мерный цилиндр. Каков объем воды? ____________________________________________________
-
Каким оборудованием вы пользовались, перечислите. _______________________________________________________
-
Какой метод изучения природы вы использовали? _______________________________________________________