- Преподавателю
- Биология
- План самообразования учителя биологии и химии
План самообразования учителя биологии и химии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Паршакова А.А. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ.
Тема школы: Управление качеством образования.
Методическая тема школы: Компетентностный подход в образовании, как способ повышения качества обучения и воспитание личности на духовных ценностях народа.
Тема самообразования: Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии и химии с применением активных методов обучения, как средство формирования познавательной активности учащихся.
Обоснование выбранной темы.
Вопросы экологического воспитания и активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качеств учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Актуальность данной темы состоит в том, что экологическое воспитание и активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо- поисковой деятельности.
Работа над темой начата в 2007 году.
Предполагается закончить работу над темой в 2015 г.
Цель: введение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, обеспечивающих полноценное образование, экологическое воспитание, учитывающих способности, интересы учеников; обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя.
Задачи:
-
Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения;
-
Использование на уроках новых технологий и средств, включая ИКТ;
-
Повышение своего методического уровня.
В ходе реализации поставленных задач предстоит:
-
Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
-
Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, информационные технологии, дифференциация обучения, технология системно-деятельностного подхода, игровые технологии.
Дифференцированный подход к обучению
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Дифференцированное обучение сводится к выявлению и развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге
направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.
Игровые технологии
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Чаще всего включаю педагогические игры на этапе повторение
пройденного материала, на уроках обобщение пройденного материала, внеклассных мероприятиях, которые ведут к формированию экологического воспитания.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Суть его - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим
через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь. Не обойтись без них и на уроке, использовать их можно на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.
Деятельностный подход в обучении направлен на развитие способности учащихся выполнять ту или иную деятельность(действия). В связи с этим перед учителем стоит очень важная задача: спланировать и построить урок так, чтобы не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформулировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. ( работать в результате у школьников были сформированы умения самостоятельно получать и контролировать качество полученного продукта).
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ.
№
Действия и мероприятия
Срок реализации
1.
Изучить литературу по данной теме.
Регулярно
2.
Изучить новые программы и учебники, выяснить их особенности и требования.
2014 - 2015 гг.
3.
Повышать квалификацию на курсах ИПК г.Кокшетау, г.Астаны.
2014-2015 гг.
4.
Изучать новые технологии через предметные издания и Интернет.
Регулярно
5.
Ознакомиться с новыми ГОССтандартами по предметам
2014-2015 г.
6.
Предложить для разработки учащимися примерных тем проектов: «Драгоценные камни и их влияние на здоровье человека»; «Дикорастущие растения Целиноградского района и их значение для человека», «Есть ли будущее»
2013 г. и далее
7.
Принимать участие в мероприятиях школьного, районного, областного, республиканского и международного уровня.
Регулярно
8.
Провести открытые уроки и внеклассные мероприятия, на которых показать применение указанных технологий.
Регулярно
9.
Разработать варианты итоговых контрольных работ по предмету по полугодиям. Проводить диагностику 1-2 раза в год.
2014-2015, ежегодно
10.
Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
Ежегодно
11.
Создать электронное портфолио и веб-сайт.
2013-2014 г и далее.
12.
Повысить категорию на высшую. Пройти аттестацию учителя биологии и химии.
2014 - 2015 гг.
Ожидаемый результат.
-
Освоить проектную технологию;
-
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку;
-
Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на сайте;
-
Разработать и провести открытые уроки;
-
Освоить программу Presi, для создания презентаций;
-
Получить сертификаты за участие в олимпиадах, конкурсах школьного, районного, областного, республиканского и международного уровня.
-
Периодически проводить анализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах на МО, педсоветах, поместить на сайте.
Тема : Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии и химии с применением активных методов обучения, как средство формирования познавательной активности учащихся
ПЛАН.
I Введение ………………………………………………………………….
I I Историко - педагогический аспект проблемы экологического воспитания.
2.1. Цели и задачи экологического воспитания…………………..
2.2. Взгляд на проблему экологического воспитания методистов биологов……………………………………………….
2.3. Методы и формы экологического воспитания……………..
2.4.Развитие проблемы экологического воспитания…………………………………………………………
2.5.Экологическое воспитание школьников на уроках биологии……………………………………………………………
2.6. Экологическая культура, нормы экологического поведения, особенности их восприятия школьниками……………………………………………………..
III Материалы и методы исследования ..............................................................
IV .Из опыта работы по экологическому воспитанию школьников на уроках биологии в Максимовской средней школе……………………………………..
V Результаты и предложения…………………………………………………….
VI Выводы…………………………………………………………………………
VII Список литературы
Приложения
Ә/Б ОТЫРЫСЫНДА КЕЛІСЕМІН: БЕКІТЕМІН: ҚАРАЛДЫ: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
РАССМОТРЕНО Оқу ісінің меңгерушісі Директор
НА ЗАСЕДАНИИ М/О Зам. директора УВР
______________ __________Неринг И.В. ___________ Нижник Е.В.
«_____»08.2014г. «_____»08.2014г. «_____» 08.2014г.
средняя школа № 9
с. Максимовка