Тема: Формирование у учащихся на уроке биологических компетенций

Выступление на методическом объединении учителей естественного цикла  Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентностный подход в обр...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на методическом объединении учителей естественного цикла

Тема: Формирование у учащихся на уроке биологических компетенций

Учитель биологии Гущина М.И.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия "компетентности" и "компетентности", более соответствующие пониманию современных целей образования. Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий..

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции "закладываются" в образовательный процесс посредством:

Технологий;

Содержания образования;

Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Компетенция - 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный - 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

Компетенция - это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием , опытом.

Другими словами, компетентность - это способность установить и реализовать связь между "знанием - умением" и ситуацией.

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления

Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.

Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)ихся.

Формирование биологических компетенций у учащихся 5-6 классов

- Ценностно-смысловые компетенции.

Уметь видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.

- Учебно-познавательные компетенции.

Знать отличия живой и неживой природы, строение и свойства тел неживой и живой природы. Состав воздуха, воды, почвы их свойства и значение для живой природы, полезные ископаемые. Многообразие растений и животных и их использование человеком. Знать место и роль человека в природе, меры по охране природы. Уметь вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха, определять направление ветра, виды осадков. Определять высоту полуденного солнца над горизонтом. Ориентироваться по солнцу. Самостоятельно объяснять явления живой и неживой природы. Выращивать растения и ухаживать за ними. Ставить простейшие опыты.

Приводить примеры усложнения растений в процессе эволюции, приспособленности растений к среде обитания, наиболее распространенных видов и сортов культурных растений.

Ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками. Ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель, задавать вопросы к наблюдаемым фактам.

Характеризовать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений. Жизнедеятельность бактерий, грибов, растений. Особенности их питания: (сапрофитный, паразитический, симбиотический), дыхания, передвижения, выделения продуктов жизнедеятельности, размножения и роста, среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные).

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов, организма и среды, влияние деятельности человека на многообразие видов и на среду обитания, последствия этой деятельности.

Распознавать организмы бактерий, грибов, лишайников, растений, наиболее распространенные виды своего региона, растения разных семейств, классов, отделов, съедобные и ядовитые грибы.

Сравнивать семейства, классы покрытосеменных растений.

Применять знания о жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны, здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики заболеваний, для обоснования хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний.

Делать выводы об усложнении растительного мира в процессе эволюции.

Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом.

Отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, выбирать необходимые приборы и оборудование, работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы. Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). Выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

- Коммуникативные компетенции.

Способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

- Информационные компетенции:

Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет. Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ. Владеть навыками использования информационных устройств. Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

- Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.). Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми. Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля. Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи. Владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения.

Культуроведческая и природоведческие компетенции:

Уход за растениями, в том числе экзотическими. Знакомство со знаменитыми учеными-биологами России. Прививать уважение и гордость к великим людям страны.

Формирование биологических компетенций у учащихся 7-8 классов

- Ценностно-смысловые компетенции.

Уметь видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.

- Учебно-познавательные компетенции.

Называть общие признаки основных систематических категорий (царства, типа, класса, отряда, семейства, вида), причины и результаты эволюции.

Приводить примеры многообразие растений и животных и их использование человеком, усложнения животных в процессе эволюции, приспособленности животных к среде обитания, наиболее распространенных видов и пород домашних животных. Знать место и роль человека в природе, меры по охране природы. Ставить простейшие опыты.

Ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками. Ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель, задавать вопросы к наблюдаемым фактам.

Характеризовать строение, функции клеток животных, жизнедеятельность животных разных систематических групп, обмен веществ и превращение энергии в организме, особенности питания (сапрофитный, паразитический, симбиотический), дыхания, передвижения, выделения продуктов жизнедеятельности, размножения и роста, роль ферментов и витаминов в организме, иммунитет и его значение в жизни человека, профилактику СПИДа, размножение, рост и развитие животных и человека, среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды, родство млекопитающих и человека, человеческих рас, особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью, роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека, влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство, меры профилактики появления вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия, влияние деятельности человека на многообразие видов и на среду обитания, последствия этой деятельности.

Распознавать организмы животных, клетки органы и системы органов животных и человека, наиболее распространенные виды животных своего региона, животных разных семейств, классов, типов, ядовитых и опасных животных.

Сравнивать строение и функции клеток животных и клеток разных тканей человека, семейства, отряды, классы, типы животных.

Применять знания о жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны, о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики заболеваний и травм, для обоснования хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний.

Делать выводы об усложнении животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

Наблюдать сезонные явления в жизни животных, домашних и сельскохозяйственных животных, результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов, бережного отношения к организмам, природным сообществам, поведения в природе, здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены, профилактики отравлений ядовитыми продуктами питания.

Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом.

Отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, выбирать необходимые приборы и оборудование, работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы. Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). Выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

- Коммуникативные компетенции.

Способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

- Информационные компетенции:

Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет. Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ. Владеть навыками использования информационных устройств. Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

- Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.). Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми. Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля. Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи. Владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения.

Культуроведческая и природоведческие компетенции:

Уход за растениями, в том числе экзотическими. Знакомство со знаменитыми учеными-биологами России. Прививать уважение и гордость к великим людям страны.

Формирование биологических компетенций у учащихся 9-11 классов

- Ценностно-смысловые компетенции.

Уметь видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.

- Учебно-познавательные компетенции.

Называть общие признаки живого организма, основных систематических категорий (царства, типа, отдела, класса, отряда, семейства, вида), причины и результаты эволюции

Приводить примеры многообразия растений и животных и их использование человеком, усложнения животных и растений в процессе эволюции, природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности, приспособленности растений и животных к среде обитания, наиболее распространенных видов и пород домашних животных и сортов культурных растений. Знать место и роль человека в природе, меры по охране природы. Ставить простейшие опыты.

Ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками. Ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель, задавать вопросы к наблюдаемым фактам.

Характеризовать строение, функции клеток животных, растений, бактерий, грибов, деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира, строение и жизнедеятельность бактерий, грибов, растений животных разных систематических групп, организма человека, лишайников, обмен веществ и превращение энергии в организме, особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитный, паразитический, симбиотический), дыхания, передвижения, выделения продуктов жизнедеятельности, размножения и роста, роль ферментов и витаминов в организме, иммунитет и его значение в жизни человека, профилактику СПИДа, размножение, рост и развитие животных и человека, вирусы как неклеточные формы жизни, среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе, искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды, родство млекопитающих и человека, человеческих рас, особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью, роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека, влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство, меры профилактики появления вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия, влияние деятельности человека на многообразие видов и на среду обитания, последствия этой деятельности, роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

Распознавать организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных, клетки органы и системы органов растений, животных и человека, наиболее распространенные виды животных и растений своего региона, растений и животных разных семейств, классов, типов, ядовитых и опасных животных и растений.

Сравнивать строение и функции клеток растений, животных и клеток разных тканей человека, организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы, семейства, отряды, классы, типы животных и растений, царства живой природы.

Применять знания о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны, о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики заболеваний и травм, о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, вирусов для обоснования хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний, о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны, о движущих силах эволюции для обоснования ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.

Наблюдать сезонные явления в жизни растений и животных, домашних и сельскохозяйственных животных, результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.

Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом.

Отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, выбирать необходимые приборы и оборудование, работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы. Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). Выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

- Коммуникативные компетенции.

Способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

- Информационные компетенции:

Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет. Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ. Владеть навыками использования информационных устройств. Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

- Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.). Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми. Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля. Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи. Владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения.

Культуроведческая и природоведческие компетенции:

Уход за растениями, в том числе экзотическими. Знакомство со знаменитыми учеными-биологами России. Прививать уважение и гордость к великим людям страны.


© 2010-2022