Рабочая программа элективного курса по биологии Твое здоровье

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель РМО

________ Рафикова Р.К.

Протокол № 1

от « 26 » августа 2014 г.

«Согласовано»

Зам.дир. по УВР

_________ Гайнетдинова Н.Р

« 28» августа 2014г.

«Утверждаю»

Директор школы

____________Мифтахов А.В.

Приказ № 64

от «22 » августа 2014 г.




Рабочая программа

Элективного курса для 9 класса

"Твое здоровье"

МБОУ «Камско-Устьинская татарская средняя общеобразовательная школа»

Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан


Учитель-Загреева Нурия Рашитовна.первая квалификационная категоря

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«22 » августа 2014 г




2014-2015 учебный год

  • Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния - нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Если мы научим с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

Дети школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье

учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

2. Обучить учащихся приёмам по профилактике различных

заболеваний.

3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.

4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского

травматизма.

Программа курса«Твое здоровье» направлена на решение этих задач.



УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1Л.Б.Поддубная Элективный курс "Секретные материалы о твоем здоровье"(биология,экология) 9 класс-Волгоград-2005г.

2.М.В.Высоцкая "Экология" 9 класс-элективные курсы,Волгоград-2008г

3.Н.И.Сонин,М.Р.Сапин. Биологич 8 класс "Человек" ,Казань "Магариф"-2002г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.В. В .Талантов , Ш.М.Вахитов и другие «Школьникам о рациональном образе жизни и рациональном питании». Г.Казань-----2002г.

2. М..Я СТУДЕНИКИН «Книга о здоровье детей»

3. Б. А. Александров « Копилка витаминов» ТКИ--Казань

4.И .И.Акимушкин «Занимательная биология.»

5. Г.Гальперина «Здоровый образ жизни и долголетие».



КАЛЕНДАРЬНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема урока

Основное содержание

Оборудование

Практи -

ческая работа

Форма урока

Дом. задание

Дата прове-

дения

Приме -чание

1

Здоровье населения. Здоровье и болезнь. Здоровье и факторы риска болезни.

Тип воспроизводство населения.демография,рождаемость,продолжительность жизни. Болезнь, милосердие,факторы здоровья.факторы риска,право на здоровье

Таблицы : «Строение сердца», «Кровеносная система».

Ввод-

ная лекция

Подгото вить сообще ния» Инфекци онные заболева ния»

2

Анкетирование. «Отношение к здоровью к здоровому образу жизни»

Здоровый образ жизни, общение с природой , духовность

Тест»Индекс отношения к здоровью»

.

1

ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ,


3

Носители наследственности.

Аутосома, ген, гамета,зигота,наследственность,половые хромосомы,пол человека, соотношение полов,признак

Таблицы «Строение ДНК», «Мейоз»

Семи-

нар

Подгото вить сообще ние «Наследственные болезни :синдром Дауна, дальтонизм, гемофилия.

4

Наследственные болезни. Диагностика , лечение и предупреждение наследственных болезней

Генные, хромосомные, многофакторные наследственные Диагностика. Генная терапия, внутриутробная диагностика, дородовая диагностика.защита окружающей среды,профилактика,планиро вание семьи.заболевания.

Диск «Репетитор» -биология

Самостоя-

тель-

ная работа

Ген. задача

2

СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОС-

ТИ ЧЕЛОВЕКА


5

Природная среда--источник инфекционных заболеваний

Инфекционные болезни, пути передачи инфекции, устойчивость возбудителей

Таблица «Насекомые--переносчики инф. Заболеваний»,коллекция насекомых

Лек-

ция

6

"Совы» и «жаворонки» или природа биологических ритмов. Погода и самочувствие»

Биологический ритм, группа ритмов, цикадные ритмы,атмосферные давление,температура, теплоощущения

Портреты ученых физиологов, астрономов

Семи-

нар

Подгото вить сообще ние «Неинфекционные эндемич ные заболева ния»

7

Поселение как среда жизни. Среда жилого помещения.

Бытовой мусор,функциональная зона,ионизированный воздух,тепловой режим,синдром нездорового помещения

"Рельеф местности»

Семи-

нар

Подготовить сообще ние «Среда жилого помещения»

8

Пищевые отравления предупреждение и первая помощь

Отравления грибами, ботулизм,сальмонеллы, стафилококковые пищевые отравления,

Рисунки и муляжи шляпочных грибов

Практическая работа №1

Заполнять таблицы

3

ПРИРОДНАЯ СРЕДА ТЕРЯЕТ

СВОИ СВОЙСТВА


9

Организм защищается от загрязнений

Ксенобиотики, система барьеров, тканевые депо, транспортные системы, ферментные системы

Таблицы "Ткани организма», « Дыхательная система» «Органы пищеварения»

Семи-нар

Подгото вить сообще ние «Лучевая болезнь»

10

Радиация и здоровье

Ионизирующие излучения, радиационный фон,радон

рисунки

Семи-нар

11

Простейшие способы очистки воды из природных источников

Фильтрования, очистка воды

Колба коническая стеклянная палочка,поваренная соль,йод,воранка,фильтр.хвойные ветки

Практи

ческая работа №4

Оформ лять отчет

4

ЗДОРОВЫЫ ОБРАЗ ЖИЗНИ


12

СПИД --коварная болезнь

СПИД , клетки крови, способы передачи инфекции, обследование на вирус СПИД

плакаты

Лек-

ция

Подгото вить сообще ние «Здоро вые питание--условие долголе тия», Здоровая диета»

13

Культура питания . Культура движения.

Биологически активные вещества,здоровая диета, обработка пищевых продуктов,переедание, состав пищи

Таблица «Витамины»

Семи-

нар

Состав. схему

14

Алкоголизм --болезнь химической зависимости»

Алкоголь,внутренняя среда организма, патологическое влечение, хронический алкоголизм,социальное зло

Плакаты,брошюры

Семи-

нар

Рисунок на антирекламу-рисо вать

15

Табакокурение

Никотин, зависимость

Плакаты,

брошюры

Роле-

вая игра

Нарисо вать антирекламу

16

Наркотики, зависимость и последствия

Незаконный оборот наркотиков, зависимость и последствия

Брошюры

Работа в групп-

пах

Подгото вить сообще ние о наркоти ках

17

Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами

Группа витаминов, микроэлементы

Тесты ,таблица «Витамины»

Практическая работа №5


18

Всемирный День здоровья. Заключительное занятие.

Проблема ухудшения состояния здоровья людей влияния на здоровье человека условий окружающей среды ,основные компоненты здорового образа жизни

Конферен-

ция

Подгото вить сообще ние «Образ жизни и традиции моей семьи»


© 2010-2022