Урок биологии Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 5 классе по теме: «Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания».

Данная разработка урока составлена для учащихся 5 класса УМК В. В. Пасечник. Урок изучения нового материала: предполагает работу учащихся с текстом учебника, микроскопами (при выполнении лабораторной работы), работой с гербариями, моделирование, что позволяет учащимся организовать свои действия, работать с информацией, работать в группе, делать выводы.

Конспект урока по теме: «Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания» 5 класс

Задачи:

- познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;

- сформировать знания об их среде обитания;

- раскрыть особенности строения тела;

- показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидоманады;

- познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;

- продолжить развивать умение пользоваться микроскопом;

- продолжить формирование умения работать с учебником;

План урока:

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала. Лабораторная работа.

3. Закрепление

4. Домашнее задание

Оборудование: гербарий, морские водоросли, дидактические карточки, микроскоп, микропрепараты зеленой водоросли хламидомонады, аппликация хлореллы, спирогиры, хламидомонады.

Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты УУД

1. Оргмомент.

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

2 Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока

Антошка: Мои рыбки в аквариуме все водоросли съели - и валлиснерию, и рдест.

Биолог: Ты ошибаешься, валлиснерия и рдест - цветковые растения. Не все, что в воде растет, - водоросли.


Диалог двух учеников

Личностные

Понимание важности знаний

  1. Чем различаются взгляды Антошки и биолога?

Не все, что в воде растет, - водоросли.

.Что общего и чем отличаются водоросли от других растений? ПВ

2. Что нужно обсудить на уроке, чтобы Антошка согласился с биологом?

Выдвигает проблему

Необходимо выяснить , что такое водоросли

Каково их строение


Предметные

Формирование первоначальных систематизированных представлений

Тема урока: «Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания»

Цель:

Познакомиться с особенностями среды обитания водорослей, их строением и многообразием.

Все вы наверняка видели водоросли. Где?

Сообщает тему урока


- В аквариуме, в реке, на море.

Личностные

формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение живой природы

3. Изучение нового материала

1.В чём принципиальное отличие растений от других живых

существ?

2.На какие две группы делятся растения?

3.Какие растения относятся к группе водорослей?

Учитель задает вопросы

1. В строении клетки

2.Высшие и низшие


(фрагмент фильма) 50 сек

3.Какие растения относятся к группе водорослей?

Показывает фрагмент фильма 50 сек

Учитель задает вопросы

Заполняют схему на доске:

Водоросли

Одноклеточные многоклеточные

Строение хламидомонады

В самом начале лета отправившись к пруду мы обнаруживаем, что вода в нем стала совсем зеленой. Мы говорим: «Пруд зацвел».

Что это значит? Ведь если он зацвел, то должны быть цветы. Где же они?

Придется проводить расследование в нашей лаборатории.


Одноклеточные водоросли (хламидомонада и хлорелла).

Хламидомонада (с греческого "простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой). Хламидомонада имеет овальную форму, и два жгутика, благодаря которым она передвигается в воде(см. рис. 59 стр. 95учебника). Снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма, ядро, хлоропласт чашевидной формы и красный «глазок», с помощью которого хламидомонада различает свет, необходимый ей для фотосинтеза. «Глазок» воспринимает свет - и хламидомонада движется в сторону освещенного места. У нее есть пульсирующие вакуоли, которые выводят из клетки избыток воды.

Хлорелла распространена в пресных водоемах и во влажной почве. Снаружи клетка покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма с ядром, а цитоплазме хроматофор.

В стоячих и медленно текущих водах часто плавают или оседают на дно скользкие ярко-зеленые комки. Они похожи на вату и образованы скоплениями нитчатой водоросли спирогиры (см. рис. 61 стр. 97учебника). Вытянутые цилиндрические клетки спирогиры покрыты слизью. Внутри клеток - хроматофоры в виде спирально закрученных лент.

У некоторых водорослей имеются образования, которые по форме и по выполняемым функциям напоминают корни, стебли, листья, но по строению они не имеют ничего общего с этими органами высших растений. Например, к грунту они прикреплаются с помощью бесцветных ветвистых нитевидных клеток, которые называют ризоидами (от греческих слов «риза» - корень и «эйдос. - вид).


Смысловое чтение. Выполняют задание в рабочей тетради №61 стр. 41, №62 стр 42

Предметные результаты

Объяснять строение и жизнедеятельность организма

Коммуникативные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение навыков работы с учебником и информацией

Лабораторная работа

Приготовить и рассмотреть препарат хлореллы


Инструктаж по выполнению лабораторной работы

Готовят и рассматривают препарат хлореллы

Предметные результаты

проводить биологические опыты ,наблюдение объяснять их результаты.

4. Закрепление


СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ

моделирование

Модель аппликация хлореллы, спирогиры, хламидомонады

Моделирование по описанию объекта

Коммуникативные

результаты

Умение работать с разными источниками биологической информации (текст учебника)

Умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем

Вопросы:

1. Почему водоросли относятся к низшим растениям?

2. Где обитают одноклеточные зеленые водоросли?

3. Какое строение имеет хламидомонада?

4. Где обитают и какое строение имеют зеленые водоросли?

Заполнение схемы:

водоросли

Одноклеточные многоклеточные

Хламидо спирогира

хлорелла

(фрагмент фильма) красные и бурые водоросли

Получают информацию о многообразии водорослей

Вывод:

Водоросли - это низшие слоевищные растения, их тело представлено в виде таллома (слоевища). В их клетках содержится хлоропласты с пигментами

Обобщают информацию, формируют отношение к изученному материалу

5.рефлексия

Вставь пропущенные слова. ______________________

Широко распространена в природе шаровидная одноклеточная водоросль -………………………… . В цитоплазме располагаются ядро и один хлоропласт - ……………………….. . В нем содержится хлорофилл. Среди одноклеточных водорослей есть подвижные формы. Например,……………..………… .Органом ее движения служат ………………………..- тонкие выросты цитоплазмы.

Используй слова: жгутики, хроматофор, хламидомонада, хлорелла.




Выполняют работу

« Вставь пропущенные слова»

Личностные УУД

Проявление интереса к изучаемой теме и результатам её освоения.

Какая водоросль имеет в названии следующие составные

части: предлог, кулинарное изделие, имя девочки. (спирогира)

Д/З п18 стр 95-98



© 2010-2022