- Преподавателю
- Биология
- Использование проблемно - деятельностного подхода на уроках биологии в 6 классе. Урок Семя
Использование проблемно - деятельностного подхода на уроках биологии в 6 классе. Урок Семя
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сотникова Э.С. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Уроки по биологии для 6 класса «Семя»
Использование проблемно - деятельностного подхода на уроках.
Как сделать урок интересным для детей? Поняла, что урок будет интересен только тогда, если ребенок самостоятельно будет приобретать знания. Девиз самостоятельности на моем уроке звучит кратко: «Я сам!» Но как организовать непринужденную научную самостоятельную работу? Считаю, что проблемно - деятельностный подход дает ответ на этот вопрос. Как пример, привожу ход работы на уроках по теме «Семя»
Из начальной школы, а так же из личного жизненного опыта дети знают о созревании семян осенью и прорастании их весной. Урок начинается с воспоминания этого материала. Затем ребята рассматривают семена разных растений, сравнивая их по величине и форме, и таким образом подводятся к выводу о том, что семена разных растений различны, но из каждого семени могут возникнуть новые растения.
На основе этого выдвигается проблема: почему из семян могут развиваться новые растения?
Ребята высказывают свои предположения (главная мысль: когда достаточно воды и тепла, тогда и появляется возможность прорастания семян)
Но семена всех ли растений прорастают весной? Для этого мысленно обращаемся к своему огороду, где все лето ведется борьба с сорными растениями. Учащиеся приводят примеры семян растений (например, пастушья сумка), которые могут прорастать и летом. Делаем вывод, что и в это время года для прорастания семян достаточно воды и тепла.
Такие рассуждения приводят к гипотезе: необходимо наличие определенных условий, при которых семена обязательно прорастут.
С помощью заранее поставленного опыта (опыт по прорастанию семян), учащиеся делают вывод о необходимости для прорастания семян воды, воздуха и тепла. Выдвинутые проблема и гипотеза находят свое разрешение.
Далее демонстрируется опыт с семенами, потерявшими всхожесть. Этот опыт доказывает, что не всегда семена прорастают, имея достаточное количество света, тепла и воды. Учащиеся высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что прорастание семян зависит не только от условий (свет, тепло, вода)
Выдвигается гипотеза: на прорастание, видимо, влияет то, что находится внутри.
Далее, в ходе практической работе изучается строение семян двудольных и однодольных растений.
Приходим к выводу: в семени находится зародыш с запасом питательных веществ. Если семя всхожее, то из него будет развиваться растение.
Теперь учащимся предстоит узнать: а как зародыш прорастает? Что для этого надо?
Для этого используем ранее заложенные опыты по прорастанию семян. Делаем вывод, что в первый период развития проростки питаются запасными питательными веществами, которые находятся в эндосперме (семядолях) семени. Дальнейшее решение проблемы находим в изучении веществ, входящие в состав семян, и процессов, обеспечивающих развитие проростков.
Теперь учащиеся располагают необходимыми знаниями для окончательного решения проблемы, поставленной в начале темы.
Так выстроенные уроки дают мне возможность увидеть активность и инициативность учеников, а ребятам осознанно воспринимать учебный материал, осмысливать полученные знания.
Список литературы:
1. Образовательные ресурсы Интернета - Биология. alleng.ru/edu/bio1.htm
2. "Вся биология" - научно-образовательный проект, sbio.info.
3. Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии и экологии "БИО ЭКО":|itn.ru/communities.aspx?cat_no=13613&tmpl=com
4. otherreferats.allbest.ru/biology/00064730_0.html
5. school2100.com/upload/iblock/ddb/ddbd4b0d94c5c90731c84a2ebc7865c1.pdf
6. netnado.ru/problemno-deyatelenostnij-podhod-v-obuchenii-mladshih-shkoleni/">