Урок - лаборатория От чего зависит здоровье

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Осьминкина Юлия Витальевна

Занятие с использованием гаджетов

Тема: Урок - лаборатория «От чего зависит здоровье?»

Предмет: Биология

Целевая аудитория: 6 класс

Название

Урок - лаборатория «От чего зависит здоровье?»

Класс

6 класс

Предмет

Биология

Тип урока

Групповой и личностно - ориентированный

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Цель: обратить внимание учащихся на некоторые факторы, нарушающие здоровье человека.

Задачи: Опытным путём установить некоторые причины нарушения здоровья (работа в лаборатории, работа с интернет - ресурсами и литературными источниками).

Проанализировать полученные результаты, сделать доклад и рисунки (таблицы) в формате WORD по предложенной работе.

Выступить перед одноклассниками, презентовать сделанную работу (использование проектора или интерактивной доски).

Универсальные учебные действия:

Личностные: экологическая ориентация учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация - обеспечивающая личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

  • целеполагание

  • планирование

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

Саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Планируемый педагогический результат

1) Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.

2) Меняется и роль учащихся в учении: волонтёры выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами.

3) У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

4) На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиком, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.

Способ и формат оценивание результатов работы

Работа учащихся на уроке не оценивается, но каждый приобретает новые, интересные знания, которые в дальнейшем процессе обучения окажут немаловажную роль в получении оценки.

Использованные ТСО и гаджеты

Ноутбук, проектор или интерактивная доска, планшеты (телефоны), имеющие выход в интернет.

Актуальность занятия: состояние здоровья Россиян в настоящий момент далеко от благополучного, растет заболеваемость, остаются стабильно низкими демографические показатели. Но особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших - всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей-подростков.

Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью и дефицитом витаминов, минералов, нутриентов. Около 50% юношей и девушек выходят из школы уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 5% выпускников можно считать практически здоровыми. В последние годы резко возросло заболевание детей гастритом. Если раньше эта болезнь диагностировалась в основном у людей пожилого и среднего возраста, то в настоящее время она нередко диагностируется у школьников. Проблемы с желудком, гастриты - результат торопливой еды, больших перерывов между приемами пищи. Лимонады и жевательные резинки, консервы и полуфабрикаты, ничтожно малое количество свежих овощей и фруктов, витаминов и белковой пищи - все это на фоне непреходящего стресса и больших психических нагрузок приводит к появлению «бреши» в желудке.

Дети постоянно растут, а значит, нуждаются в полноценном, горячем питании. В первую очередь в блюдах должны содержаться белки (мясо, рыба, яйца), сложные углеводы (черный хлеб, злаки), жиры. Поэтому если в течение дня вы позволяете ребенку питаться самостоятельно, придумайте традицию каждый вечер собираться всей семьей за столом. На ужин ребенок обязательно должен получать горячее, питательное блюдо из мяса, рыбы или птицы. Кроме того, желательно использовать специальные средства, способные защитить желудочно-кишечный тракт ребенка от агрессивных воздействий и обогатить рацион необходимыми нутриентами.

Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание... От первого класса к десятому в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха. В 8 раз возрастают эндокринные заболевания, ожирение. Среди заболеваний у первоклассников на первом месте кариес, на втором и третьем местах - болезни уха-горла-носа и нарушения опорно-двигательного аппарата. У десятиклассников на первом месте - заболевания опорно-двигательного аппарата, а далее идут нарушение зрения и лор - патология.

Отмечен высокий уровень аллергических заболеваний. Вызывает опасение психическое здоровье школьников: исследования показали, что у 20% первоклассников в начале учебного года налицо напряжение адаптации. Высокий уровень психической напряженности обнаружен у пятой части десятиклассников. Негативно влияют на здоровье детей нарушение основных требований режима дня. Школьники мало спят: у первоклассников, например, в 48-64% случаев дефицит ночного сна составляет полтора часа и более [1].

Исходя из вышесказанного, был разработан урок - лаборатория, которая выделяет 3 проблемы, которые могут привести к проблемам со здоровьем:

1. Пыль и её роль в развитии аллергии;

2. Нитраты и их влияние на здоровье;

3. Витамины, их содержание в пище и влияние витаминов на здоровье;

Ход урока.

Учащиеся делятся на 3 группы, каждой группе даётся практическое задание и инструкция.

Работа 1. Витамины и их действие на организм человека

Цель: выяснить, какие витамины и каким образом действуют на организм человека.

Задание:

  1. В школьной столовой выяснить, какие блюда, предлагаемые учащимся, содержат витамины.

  2. Из интернет - источников в библиотеке или собственных гаджетов узнать, какие витамины содержатся в этих блюдах

  3. Из интернет - источников выяснить, какое влияние оказывают эти витамины на организм человека.

  4. Заполнить таблицу (использовать WORD):

Блюда школьной столовой

Какие витамины содержатся

Как влияют на организм человека


На работу даётся 15 минут.

Составьте отчёт по работе, красиво его оформите (презентация). Сделайте вывод.

Доложите результаты своего исследования перед классом.



Работа 2. Содержание нитратов в продуктах питания.

Цель: узнать о значении нитратов и выявить содержание нитратов в продуктах.

Задание:

  1. Из интернет - источников в библиотеке или собственных гаджетов узнать, что такое нитраты и как они влияют на организм человека.

  2. Растереть в ступке картофель, яблоко, салат, огурец, выделившийся сок поместить на предметное стекло.

  3. Капнуть раствор дифениламина в серной кислоте, наблюдать за реакцией.

  4. Заполнить таблицу (использовать WORD):

Продукт

Окрашивание

Содержание нитратов


На работу даётся 15 минут.

Составьте отчёт по работе, красиво его оформите (презентация). Сделайте вывод.

Доложите результаты своего исследования перед классом.

Работа 3. Подсчёт количества пыли в кабинетах школы 68

Цель: узнать влияние пыли на организм человека и санитарную обстановку в классах.

Задание:

  1. Из интернет - источников в библиотеке или собственных гаджетов узнать, как влияет пыль на здоровье человека и откуда она берётся.

  2. Взять предметные стекла, капнуть воду и пройтись по:

кабинету,

этажу

столовой

спортивному залу (использовать разные стёкла!!)

  1. Подсчитать под микроскопом количество пылинок, осевших на стекло.

  2. Заполнить таблицу (использовать WORD) или сделать рисунок:

Место

Количество пылинок

На работу даётся 15 минут.

Составьте отчёт по работе, красиво его оформите (презентация). Сделайте вывод.

Доложите результаты своего исследования перед классом.

После того, как группа докладывает результаты своей работы, остальные могут задавать интересующие их вопросы, делиться полученной информацией и обобщать собственные знания.

Список использованных источников

1. budemzdorovi.ru/

2. ohrana-bgd.narod.ru/bgdps11.html

3. vashaibolit.ru/

4. poleznoeznanie.ru

5. Тест - система для экспресс-анализа содержания нитратов. Предельно допустимые уровни содержания нитратов. Научно - производственное объединение ЗАО «Крисмас+». Кампания «Детство», Калининград.

6. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология.9 кл.- М.: Дрофа, 1998 г.

7. Сухова Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл.: Метод. Пособие - М.: Дрофа, 1996 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пример работы, представленной учащимися:

Урок - лаборатория От чего зависит здоровье

Урок - лаборатория От чего зависит здоровье


Урок - лаборатория От чего зависит здоровье



Урок - лаборатория От чего зависит здоровье


Урок - лаборатория От чего зависит здоровье


© 2010-2022