Доклад Использование игровых методов на уроках биологии (из опыта работы)

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Лозовская специальная школа-интернат»













ДОКЛАД « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

(выступление из опыта работы на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла)

учитель биологии Калабухова И.В.





2015 г.

с.Ферсманово

Детей любого возраста объединяют такие черты как эмоциональность и любопытство, желание проверить свою силу и желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему-либо необычному. Именно такие возможности открывает игра. Я считаю, что игра является одним из наиболее прогрессивных методов обучения. Именно в процессе игры формируется логическое мышление, способность к анализу и установлению биологических последовательностей, ориентированность в окружающем мире и обществе. С помощью игры можно реализовать и воспитательные задачи. И конечно же игра повышает мотивацию к учебной деятельности. Обучение становится интересным и эффективным.

Внедрение игровых методов и форм на уроках биологии:

- способствует усвоению знаний об окружающем мире;

- развивает мышление и творческие способности;

- активизирует деятельность учащихся на уроке;

- помогает реализовать межпредметные связи и использовать знания на практике;

- создаёт атмосферу здоровой конкуренции, взаимопомощи и способствует индивидуальному развитию личности каждого ребёнка в классе;

- закрепляет положительные эмоции, желание учиться, общаться, играть;

- помогает слабым ученикам приобрести уверенность.

«Идеальный опрос - это опрос, которого нет, а функции контроля выполняются под девизом: «Оцени себя правильно, но помни, чем выше интеллект человека, тем объективнее он себя оценивает!».

Учащиеся сами выбирают себе роли, выдвигают гипотезы или предположения о развитии событий, создают проблемные ситуации, ищут пути их решения, возлагая на себя ответственность за них. Учитель в игровой модели выступает как инструктор, судья - рэффери, консультант, тренер, ведущий. Игры можно проводить всем классом, индивидуально или группами. Важно умело начать игру, заинтересовав детей. Правила игры формулировать чётко и коротко. Большое значение имеет темп, ритм игры. Медленный темп - утомляет, а быстрый возбуждает детей. Желательно вносить в игру элементы загадочности, это могут быть и задания в пакетах и т.д. Вот некоторые игровые элементы и задания, которые я использую на уроках биологии, причём ,учитывая, что наш интернат для детей, имеющих нарушения речи, многие игры связаны с развитием речи.

Игры со словами.

«ЧЕХАРДА» Цель: развивать мышление, внимание, сообразительность. Правила. Из темы урока выпрыгнули буквы, как в чехарде. Ученики должны вставить необходимые буквы, чтобы отгадать тему урока. Например: р_змн_ж_ние (размножение), кр_в_обр_щение (кровообращение).

«ОТГАДАЙКА» Цель: развивать мышление, внимание, сообразительность. Правила. На доске слова с пропущенными буквами. Необходимо вставить буквы, а из пропущенных букв составить слово, которое будет означать тему нашего урока. Например: КЛЕТКА.

«ЗАПОМИНАЙКА» Цель: развивать память и внимание. Правила. Учитель зачитывает названия веществ в организме человека (растений, животных, органов, тканей) с интервалом в 5с. Например: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Затем предлагает записать в тетрадь эти слова и подчеркнуть органические вещества. Чем больше слов запомнили и в правильном порядке, тем выше балл. Кстати, количество правильно запомнившихся слов является показателем кратковременной памяти.

«ПУТАНИЦА» Цель: развивать мышление, внимание, сообразительность. Правила. Например: ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ОРСТ -……. (рост) - это….; ЕЛЕНИЕД - ……. (деление) - это …..; ВИЖЕНИЕД ЦИТОПЛАЗМЫ - ….. (движение цитоплазмы) - это …..

«ПОЛЕ ЧУДЕС» Цель: развивать память, мышление. Правила. В этом слове 10 букв и оно обозначает биологический процесс, название которого в переводе с греческого звучит, как «изменение, превращение» (метаболизм).

ИГРЫ С ПОСЛОВИЦАМИ. Правила. Зная определение клетки, объясните пословицы на цитологическом ( клеточном) языке:

« Без хозяина - дом сирота» (ядро), « Какой палец не укуси - всё больно»

( какой органоид не повреди, погибнет вся клетка)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО. На карточках - слова, необходимо составить из них пословицы. Игра развивает логическое мышление, расширяет кругозор. Например: «Капля мала, а по капле - море», « Одно дерево сруби - 40 посади» и т.д.

Игры с понятиями. «ЦИТОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА» Правила. На доске ромашка, на каждом лепестке которой написаны названия органоидов клетки (животной или растительной). Учащиеся по очереди отрывают лепестки и называют функции органоида. Или наоборот, на доске ромашка с чистыми лепестками. Необходимо написать науки, изучающие живые организмы ( биология, цитология, медицина, экология, зоология, ботаника, микробиология, микологи) и т.д.

«ЦЕПОЧКА» Правила. Назвать как можно больше представителей семейства кошачьих и т.д.

«ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ» Учитель называет любые понятия, причём три из одной темы ( например «Ткани») и одно произвольное. Ученики называют лишний элемент.

КОНКУРС - БЛИЦ. Учитель задаёт вопрос, требующий быстрого устного ответа. За каждый правильный ответ - 1 балл. Например: смородина - ягода, а опёнок - ……, корабль пустыни - …….

« ДА - НЕТ» Письменная игра. Определить правильное или неправильное суждение читает учитель. Ученики ставят знак «+» или « - « возле цифры в тетрадях.

«МОЛЧАНКА» Это задания, где необходимо составить схему или вписать в пустые места на схемах понятия. Например:

ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ.

Органические

Неорганические


КОМАНДНЫЕ ИГРЫ. Цель: развивать умение анализировать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, творчески подходить к решению вопросов. Правила. Разбить класс на группы (команды). Время обсуждения вопросов - 1 мин. Например: По разным темам. Вопросы:

  1. Как вы думаете, о чём сказал П. Жане «Это преодоление отсутствия»? (память).

  2. О чём идёт речь в высказывании К.Д. Ушинского « Это есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира»? (внимание)

  3. Врачи древнего Востока сформулировали правило «639 +1», 639 мышц помогают одной царственной мышце. Как вы думаете, о чём говорит это правило?

  4. Как вы понимаете слова Даля «без осанки конь - корова»?

  5. Древние греки утверждали: «Хочешь быть здоровым - бегай, хочешь быть умным - бегай, хочешь быть красивым - бегай!» Почему они так считали, как вы думаете?

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. Сегодня мы с вами будем врачами и вам необходимо поставить диагноз в следующих ситуациях:

1.В подавлении Парижской коммуны принимал участие французский политик Тьер, человек карликового роста с большой головой. Он был очень умён и жесток. Каким заболеванием, выявленным у него ещё в детстве, он страдал - гипофизарной недостаточностью или поражением щитовидной железы?

2.Диагноз по портрету. О подобном человеке говорят - не человек, а комок нервов. Заводится с полуоборота! Опоздайте на встречу с ним на пять минут - рассорится с вами на всю жизнь, угостите его пересоленным супом - запустит в вас тарелкой. На месте ему не сидится; мечется из угла в угол, всё время что-то теребит в дрожащих руках. Одет легко, пальто и рубашка на распашку. Ест много и тем не менее худеет. У него большие лихорадочно блестящие глаза навыкате, частый пульс, жалуется на бессонницу и слабость. (гипертериоз - базедова болезнь)

3. Кто из нас не зачитывался путешествиями Гулливера в страну лилипутов или великанов? Как вы думаете, есть ли у этих фантазий реальная основа?

4.Объясните высказывание хирурга Наполеона: «Раны у победителей заживают быстрее, чем у побеждённых».

Вот только небольшой перечень игр и игровых элементов, применяемых мной на уроках биологии, но они повышают эффективность учебного процесса независимо от этапа урока в котором они применяются.





© 2010-2022