Учет и контроль знаний на уроке биологии

   Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися учебного материала. При систематическом учете знаний можно своевременно обнаружить пробелы в осмыслении и восприятии, запоминании и обобщении знаний и вмешаться в процесс обучения: организовать дополнительные занятия, провести индивидуальную работу с учащимися, помочь выработать правильный способ рассуждения. Таким образом, ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Г.Ф. Атякшева»




Учет и контроль знаний на уроке биологии





Учет и контроль знаний

на уроках биологии







Лукина Е.А.

учитель биологии













Югорск

2006



Учет и контроль знаний на уроках биологии.

Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися учебного материала. При систематическом учете знаний можно своевременно обнаружить пробелы в осмыслении и восприятии, запоминании и обобщении знаний и вмешаться в процесс обучения: организовать дополнительные занятия, провести индивидуальную работу с учащимися, помочь выработать правильный способ рассуждения. Таким образом, контроль знаний, умений и навыков дает возможность учителю установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, а так же зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения.

Учителю надо знать не только пробелы в знаниях, но и их причины. Необходимо улучшить психолого-педагогическое изучение каждого ученика, тщательно выявлять причины отставания в учебе. Среди таких причин могут быть недостатки здоровья, плохие домашние условия и т.д.

Проверять нужно не только знания и умения на уровне воспроизведения, но непременно готовность учащихся к творческому применению этих знаний, а так же степень их духовного и нравственного роста, достигаемую решением воспитательных задач при изучении темы, раздела, курса, а подчас и урока...

Из сказанного выше следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация четко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения, активизации познавательной деятельности учащихся. Только тот контроль можно считать достаточно результативным, если он способствовал повышению качества знаний учащихся и укреплению их веры в свои силы. Проверка должна быть регулярной и систематической.

Опыт работы многих учителей показал, что внедрение различных форм и методов проверки позволяет добиться высоких результатов в обучении биологии. В своей работе я широко применяю тестовую проверку знаний, биологические диктанты, устный опрос, который осуществляю в виде фронтальной, индивидуальной и групповой проверки, зачеты. С помощью тестов возможно в короткий промежуток времени проверить знания многих учащихся. Тест - это задание, где сочетаются вопрос и набор готовых ответов, из которых ученики выбирают правильные и при помощи определенного кода обозначают их на специальной карточке или в тетради. Вопросы теста требуют конкретный, четкий и краткий ответ. Например:

Тест по теме:"Происхождение человека" 10 класс.

1 Для человека характерны признаки типа хордовых:
А - теплокровность

Б - наличие позвоночного столба В - развитие плода в теле матери

В - две пары конечностей

2 Доказательством родства человека с обезьяной служат следующие факты:

А - их скелет имеет сходное строение

Б - многие белки человека и обезьяны взаимозаменимы

В - группы крови человека и обезьян тождественны

Г - для тех и других характерна двусторонняя симметрии.

3 Антропогенез - это процесс:

А - исторического развития живой природы

Б - индивидуального развития человека

В - эмбрионального развития человека

Г - эволюционно-исторического формирования человека.

4 К биологическим движущим силам антропогенеза относят:

А- наследственность

Б- речь

В- изменчивость Г- воспитание

5 Социальными движущими силами антропогенеза явились:

А - естественный отбор

Б - борьба за существование

В- труд

Г - образование

6 Человеком современного типа считают:

А - неандертальцев

Б - кроманьонцев

В - синантропов

Г - питекантропов

7 Ведущую роль в эволюции человечества играют:

А- социальныфакторы Б- биологические законы

В- социальные факторы и биологические законы

Г - движущие силы естественного отбора

Ответы: 1 бг,2бв,3г,4ав,5вг,6б,7в.

При использовании тестов на проверку и анализ работ времени тратится мало, а ученики готовятся к уроку систематически.

Биологические диктанты представляют перечни вопросов, которые диктуются учащимся, а они сразу должны написать ответ. Вопросы биологического диктанта могут быть еле дующими: написать формулы, дать определения биологическим понятиям, сформулировать законы и т.д. Продолжительность диктанта не превышает 10-15 минут. Приведу пример биологического диктанта в 7 классе по теме

" Систематика растений". Это графический диктант. На доске записаны таксоны, которые зашифрованы с помощью знаков. Я называю признаки таксонов, а ребята с помощью знаков записывают ответ.

Царство

Отдел

Класс

Семейство

Род

Вопросы:

1.Способность к фотосинтезу

2.Мочковатая корневая система

3.Формула цветка Ч Л Т П

4.Плод боб

5.Жилкование - сетчатое

6.Пшеница твердая

7.Соцветие - зонтик

8.Семена покрыты плодами

9.Есть цветок

10.Целлюлозная оболочка
Ответы:

Систематическое проведение диктантов приучает учеников вдумчиво и серьезно учить материал, концентрирует их внимание на основных вопросах темы, развивает память, а также приобретается умение вести контроль и самоконтроль. Приемущество устной индивидуальной проверки в том, что учащиеся учатся правильно выражать свои мысли, давать полные ответы на вопросы, вести рассказ по плану развивает речь и логическое мышление. Однако она имеет свои недостатки. Постоянное ее использование вносит однообразие в учебный процесс, ослабляет внимание класса к ответу одного ученика, Поэтому на ряду с индивидуальным опросом включаю в урок групповую проверку знаний.

Групповая работа - это вид коллективной деятельности, при которой класс для выполнения определенных задач делится на ряд небольших временных групп. Успешность групповой работы определяется составом групп. Группы могут быть однородными или разнородными. В группе не должно быть меньше трех и больше шести человек. Группы получают карточки-задания, предлагаемые учителем, либо билеты, составленные консультантами групп. Консультанты - это ребята наиболее успешно работавшие на предыдущих уроках. Каждый ученик в группе отвечает на вопросы билета, а остальные слушают ответ и помогают консультанту оценить товарища. При организации групповой деятельности учащихся могут возникнуть опасения, что произойдет снижение дисциплины, однако опыт работы свидетельствует об обратном. При такой форме работы деятельность ребят менее регламентированна, они получают большую свободу действий. Учитель является консультантом, помощником, и лишь на последнем этапе контролером. В такой форме можно проводить зачеты, которые являются логическим завершением изучения многих тем биологии.

Зачет по биологии, особенно в старших классах, имеет большое значение для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения. Формы проведения зачетов могут быть самыми разными, выбор их зависит от возрастных особенностей учащихся, степени подготовленности класса, от задач , которые ставит перед собою учитель. Приведу несколько примеров этих форм.

  1. Зачет-карусель. Для такого зачета создается комиссия. И каждый член комиссии
    принимает зачет по одному вопросу. Учащиеся заполняют индивидуальный зачетный лист, в котором указаны номера вопросов, а члены комиссии ставят в
    них оценки. В итоге учитель по набранной сумме баллов ставит итоговую оценку.

  2. Зачет по типу экзамена. Сдающие зачет отвечают членам комиссии по билетам,
    составленным из вопросов, предлагаемых для подготовки к зачету.

3. Зачет-игра. В основу зачета можно положить такие игры, как "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг", "Пойми меня', "Звездный час" и другие.

Для лучшей подготовки к зачету в старших классах практикую домашние контрольный работы. Задание дается за неделю до зачета. Перед зачетом контрольные работы сдают.

Вопросы домашней контрольной работы по теме "Нервная система" 9 класс.

  1. Функции нервной системы.

  2. Общий план строения нервной системы.

  3. Головной мозг - раскрыть связь строения с функцией

  4. Спинной мозг- раскрыть связь строения с функцией

  5. Зарисовать схему строения нейрона. Все подписать.

  6. Зарисовать схему рефлекторной дуги. Подписать все ее части.

  7. Строение и функции симпатического и парасимпатического отделов
    вегетативной нервной системы.

  8. Дать определение: серое вещество - ,

белое вещество - ,

нерв - ,

нервный импульс -

синапс - ,

ефлекс - ,

рефлекторная дуга - ,

блуждающий нерв - ,
нервная система - .

Все формы и методы контроля и учета знаний, применяемые мною на уроках, направлены на достижение следующих целей:

  1. Добиться усвоения каждым учеником базовых образовательных стандартов,

  2. Привить интерес к предмету биологии,

  3. Вселить уверенность ребенка в себя, в свои силы.

  4. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

© 2010-2022