Сценарий мастер-класса Режиссура урока

Тема моего педагогического опыта: «Реализация метапредметного подхода и формирования ключевых компетенций учащихся на уроках биологии»Цель мастер-класса – продемонстрировать универсальный способ деятельности при решении задач, как центрального элемента содержания обучения. В этом способе выражается модель формирования ключевых компетентностей учащихся (предметной, информационной, коммуникативной)Позитивная мотивация к учёбе у ребёнка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия: мне ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

краевоЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ- 2012»

номинациЯ «Лучший учитель»


Панасенко Инна Михайловна,

Учитель биологии муниципального казенного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №17 с. Сухая Буйвола


СЦЕНАРИЙ МАСТЕР - КЛАССА


Режиссура урока,

в контексте метапредмета «задача»

Знакомство со слушателями мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Шаг первый. Краткое обоснование основных идей опыта. (1 мин)

Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать способ работы, который позволяет мне создать условия перехода от неэффективной практики дробления знаний к метапредметности.

Тема моего педагогического опыта: «Реализация метапредметного подхода и формирования ключевых компетенций учащихся на уроках биологии»

Шаг второй. Постановка задач мастер-класса. Определение основных приемов работы. (1 мин)

Цель мастер-класса - продемонстрировать универсальный способ деятельности при решении задач, как центрального элемента содержания обучения. В этом способе выражается модель формирования ключевых компетентностей учащихся (предметной, информационной, коммуникативной)

Для реализации данной цели мне необходимо:

- создать условия для демонстрации универсального способа деятельности при решении задач

- дать возможность продемонстрировать коммуникативные действия участников в условиях малой группы.

-показать возможности данного способа для осуществления режиссерского замысла урока

Я считаю, что для обеспечения эффективного решения данных задач, целесообразно использовать следующие методические приемы:

- создание атмосферы сотворчества;

- включение эмоциональной сферы;

- моделирование;

Это теоретическая составляющая моей сегодняшней работы.

А теперь давайте перейдем к практике.

Шаг третий. Решение задач по различным предметам (5 мин)

Решение задач участниками мастер-класса.

1. Задача для учителей русского языка. Какие из перечисленных имен существительных, являются одушевленными с точки зрения русского языка: мухомор, человек, камень, росток, учитель, земляника, мел, бабочка, дрожжи, корова. Подчеркните их .

- Объясните, пожалуйста, как вы решали данную задачу?

При этом я прошу остальных участников группы фиксировать называемые этапы решения задачи

2. Задача для учителей математики. Каких объектов в данной задаче больше одушевленных или неодушевленных и на сколько?

- Объясните, пожалуйста, как вы решали данную задачу?

При этом я прошу остальных участников группы фиксировать называемые этапы решения задачи

3. Задача для биологов. А какие из объектов являются живыми с точки зрения биологии?

- Объясните, пожалуйста, как вы решали данную задачу?

При этом я прошу остальных участников группы фиксировать называемые этапы решения задачи

Шаг четвертый. Работа в группе (5 минут)

Теперь попробуйте перечислить (анализируя все 3 варпианта) какие общие виды деятельности были на каждом этапе решения задач?

Пока коллеги работают в группе, я работаю с залом.

-Что бы Вам, не было скучно, предлагаю тоже подключиться к деятельности. Для начала посмотрите отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».

Давайте вместе с Вами выделим те виды деятельности которыми занимался Витя при решении всех этапов решения задачи.

Ход рассуждения:

Перед Витей стояла задача открыть замок.

  1. Обдумывание вопроса.

Он пришел к выводу, что ему нужно вспомнить правила и применить их в данной ситуации.

  1. Составление плана решения.

С помощью правил он приходит к решению задачи.

  1. Осуществление этого плана.

Найденное решение соотносится с вопросом задачи -проверка решения.

4. Рефлексия

Шаг пятый. Сопоставление способов деятельности сформулированных залом со способом деятельности, полученным в результате работы группы.(5минут)

Как видите, когда вы рассказывали как вы решали задачи - это были способы решения определенных, конкретных задач, а вот те этапы которые мы с вами выписали , это способ деятельности при решении любых задач.

При этом для всех 4 задач 4 разных алгоритма решения, но для тех же 4 типов задач 1 универсальный алгоритм способа деятельности при нахождении ответа.

Проблема обучения способам решения задач давно поставлена в педагогике.

Известные ученые (Талызина, Репкин, Давыдов,.Щедрин,. Якиманская, Щедровицкий )- приходят к одному и тому же выводу - учить надо способу деятельности! Именно в этом и выражается метапредметный подход в обучении.


Шаг шестой. Доказательство универсальности применяемого способа к режиссуре урока.(5 минут)

Как вы считаете, можно ли нашу с Вами профессию сравнить профессией режиссера?

В чем?

Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссёр также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.

Давайте подойдем к организации школьного урока с точки зрения его режиссуры.

Режиссура урока это способ организации процесса познания и переживания на уроке, в ходе которого формируются духовные ценности и опыт творческой деятельности ученика через сотворчество всех субъектов взаимодействия.

Можно выделить три этапа образовательного процесса, построенного по законам искусства: проектировочный, этап открытого режиссерского действия и рефлексивный этап. Отправной точкой проекта урока как открытого режиссерского действия является рождение замысла, т.е. его осмысление.

Первый этап - проектировочный - предполагает создание режиссерского проекта урока, выстраивание архитектоники и моделирование сценария, составление эмоциональной партитуры занятия.

Разрабатывая проект урока, определяя его форму и жанр, педагог начинает с прояснения для себя двух основополагающих принципов организации урока по законам искусства - "сверхзадачи" и "сквозного действия", а также определяет цепь "событий урока".

Сверхзадача - скрытая (внутренняя) задача, которая нацелена на обогащение духовного, эстетического и творческого опыта ученика, на перенесение этого опыта во внутренний план личности.

Путь воплощения сверхзадачи - сквозное действие - означает взаимодействие между людьми, при котором наблюдается противостояние интересов, целей, мнений, именно эта борьба придает уроку динамичность, ставит каждого его участника в активную позицию.

Архитектоника урока - это внутренняя структура учебного занятия, которое развивается по законам искусства и состоит из предисловия, экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки, эпилога и послесловия. Основными ее признаками будут целостность, , ориентация на сотворчество, диалог, индивидуальное творчество.

Последний этап -это рефлексия. На уроке рефлексия понимается как самоанализ деятельности и ее результатов, ведь в жизни очень важно уметь реально оценивать себя, свои возможности, осознавать трудности, выбирать наилучший путь достижения цели.

Неменский рассматривает режиссуру уроков как сложный, многомерный процесс творческой педагогической деятельности, проходящий путь от осмысления и проектирование через открытое режиссерское действие к рефлексии.

На экране стихотворение. Ваша задача выявить способы деятельности учителя на этапах режиссуры урока

Этапы в подготовке и проведения урока с точки зрения режиссуры урока

Способы деятельности

Урок рождается непросто,

Порой с наивного вопроса,

Порой со странного ответа,

Он долго зреет в душе где-то…

Осмысление

(целеполагание)

Обдумывание вопроса предстоящей задачи

Когда сомнений нету боле-

Он вырывается на волю.

Нам отдает себя на милость:

Смотрите, что-то получилось!

Проектирование-

(Конспект учебного занятия)

Составление плана решения

Итог обыденной работы -

Восторг волшебного полета!

Открытое режиссерское действие (урок)

Осуществление этого плана

Все это дивное виденье-

Урок, рожденный вдохновеньем!

рефлексия

Рефлексия

Сегодня мы с Вами овладели универсальным способом деятельности для решения всех видов задач в том числе и задачи режиссуры урока.

Скажите, пожалуйста, а на Ваших предметных уроках решаются задачи? этот способ деятельности пригодится для решения этих задач? приведите примеры по своей дисциплине.

Наша с вами профессия такова, что хочется объять необъятное. Дать глубокие и прочные знания, необходимые каждому в жизни, а еще хочется, чтобы дети творили, думали, общались, а само учение было бы радостным процессом. Именно из этих условий вытекает главная цель моей педагогической деятельности: учить не биологии, а с ее помощью вооружать ребенка универсальными способами деятельности.

Конспект урока часто называют режиссура

Вы спросите меня наверно «почему?»

Да потому, что мел с доской для нас как партитура,

А детские глаза -симфония души.

Как я настрою класс, так он и зазвучит!

Пусть возникают в голове сомненья и вопросы…

Тот в книжку заглянуть спешит, тот в интернет,

А этот, может быть у папы или мамы что-то спросит.

Мечтаю я, чтоб от звонка ребенок чуть-чуть вздрогнул,

С разочарованием спросив: «Уже? Так быстро?»

И лучшего финала я не мыслю, сумев в ребенке

интерес к предмету пробудить.

Позитивная мотивация к учёбе у ребёнка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

мне интересно то, чему меня учат;

мне интересен тот, кто меня учит;

мне интересно, как меня учат.

Если мы с вами вооружаем ребенка универсальным способом деятельности, ему интересно на уроке, он чувствует себя успешным, потому что его не пугают жизненные задачи.

А в конце нашей с Вами сегодняшней встречи я хочу, что бы Вы произнесли вслух два слова.

Первое слово «ЗА-ДА-ЧА» . Вслушайтесь в музыку его звучания: легкое, изящное, как весенняя капель, потому что мы с вами овладели способом деятельности, который позволяет нам найти решение любой задачи.

А теперь другое слово «ПРОБЛЕМА». Посмотрите, как опускаются плечи под его тяжестью. Наша с вами задача обучить детей способу деятельности, чтобы перед ними в жизни были

решаемые задачи вместо неразрешимых жизненных проблем.





© 2010-2022