Происхождение человека (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Происхождение человека.

Древние предки человека.


Цель: познакомить учащихся с предками человека, их средой обитания и образом жизни

Задачи: образовательная - организовать изучение и обеспечить понимание обучающимися природы происхождения человека.

Развивающая - формировать учебно - познавательные компетенции выделять главное, делать выводы по изученному используя приемы «знаю, хочу узнать, узнал».

Воспитательная - создать условия для увлеченного учения; воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично - поисковый, рефлексия.

Формы организации познавательной деятельности: рассказ, беседа, игровые моменты.

Средства обучения: презентация, учебник, муляжи, рисунки.

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент


Здравствуйте. Прошу садитесь.

Проверка готовности обучающихся к уроку:

А теперь, проверь дружок,

Ты готов начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке

Сумка, книжки и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать,

только лишь оценку «5»?

Ребята, что мы с Вами должны делать сегодня на уроке, чтобы получить оценку «5»?

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.


Отвечают: внимательно слушать учителя и своих одноклассников, отвечать на вопросы, и дополнять ответы других, выполнять задания, которые предложит учитель, высказывать свое мнение, быть активными, спорить.

Изучение нового материала

Введение в тему




Ребята, сегодня на уроке мы с вами рассмотрим одну из самых интересных, таинственных, загадочных тем. Эта тема относится к каждому из нас, потому что мы все в какой-то мере мы все являемся родственниками. Я не буду пока называть название темы, хочу, чтобы вы сформулировали ее сами после того, как прочту вам одно стихотворение.

Человек, как звезда рождается

Средь неясной, туманной млечности,

В бесконечности начинается

и кончается в бесконечности

поколеньями созидается

век за веком Земля нетленная.

Человек, как звезда рождается,

Чтоб светлее стала вселенная

Тема

и вопрос урока.

Дата. Запись темы на доске






Формулируют название темы:

«Происхождение человека»

«Древние предки человека»

Запись темы в тетрадях

Основная часть

















































Закрепление




Подведение итогов.


Домашнее задание.


Оценивание учащихся.





(запас)

Верно, сегодня на уроке мы с вами начнем разговор, о том, как появился человек на Земле? Кто были его предки? Как они изменились в процессе развития?

Прежде мы должны рассмотреть какое место занимает человек в природе и какую роль он играет в природе. Но в начале мы внимательно послушаем стихотворение.

Которое, нам приготовила ……


Итак, 1.Почему автор стихотворения спрашивает, неужели человек такой же?

2. Чуть ранее мы с вами рассматривали царства живой природы давайте вспомним их.

3. Как вы думаете к какому царству живой природы мы можем отнести человека?

Запись на доске

5. К какому классу мы относим человека ?

Почему?

6. Чем человек похож на животных?

Хорошо, мы с вами рассмотрели черты сходства человека и животных,

Теперь рассмотрим черты отличия

7. Давайте начнем с того, как мы двигаемся.

9. Посмотрите на свои руки, пошевелите пальчиками (демонстрация кисти обезьяны)

Один палец противостоит другим.

А у обезьяны не противостоит.

10. Давайте сравним головной мозг (демонстрация головного мозга), у кого головной мозг развит лучше?

11. Есть еще одно отличие у человека очень хорошо развито зрение. Давайте не поворачивая головы осмотрим , что находится вокруг.

Итак, мы рассмотрели черты отличия и черты сходства, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: еще один неповторимый вид живых существ на планете Земля.



Я иду по лесам, раздвигая зеленые ветви,

Я иду по лесам, раздвигая цветущие травы,

Я иду по лесам, раздвигая прозрачный воздух,

Я такой же, как дерево, как облако, как вода…

Неужели человек такой же?.....

В. Солухин

- потому что человек - часть природы, т.к. он состоит из таких веществ, что и наша планета.

Царство животных, растений, грибов, простейших, бактерии.

Царство животных

(запись в тетрадь)

К классу млекопитающих.

Т. к. вскармливает детеныша молоком.

Запись на доске

Кл Млекопитающие

- одни и те-же органы, развиты органы чувств, зрения, слуха, забота о потомстве.



Прямохождение (слово на доску прикрепить)

- кисть развита лучше,

Почему? Может совершать сложные движения.

- у человека, т.к. он больше думает, говорит, изготавливает орудия труда, общается

Смотрят вокруг не поворачивая головы.


Вывод:

У человека присутствуют черты сходства и отличия от животных. Но несмотря на это человек является частью природы.

Вот теперь мы рассмотрим как произошел человек.

Скажите, какие гипотезы о появлении человека на Земле вам известны?

Хорошо.

Происхождение человека - одно из самых величайших таинств природы. Объяснить его появление на Земле пытались мыслители еще в очень давние времена. Чаще всего это воплощалось в мифах и легендах. Наиболее известен миф о сотворении человека, изложенный в библии. В Священном Писании говорится: « И сотворил бог человека по образу Своему…, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь. И наполняйте Землю, и обладайте ею, и владычествуйте на ней….. И увидел Бог все, что он создал, и вот, хороша весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.»

На слайде изображена гравюра Гюстава Доре к Ветхому Завету.

(демонстрация слайда из библии -100)

И конечно самая известная теория происхождения человека, это …….?

Итак, давайте теперь проследим, как происходило развитие человека.

И для этого обратимся к тексту учебника на стр. 140, прочитайте 1-2 абзац и найдите ответ на вопрос:

1.Чему равен возраст человека?

Запись на доске.

Хорошо, давайте продолжим поиск информации: прочитайте 3 абзац до слов ….постепенно климат…

2. С каким новым понятием вы встретились читая текст?

Почему их назвали дриопитеками?

(Обратимся к рис. учебника)

Давайте произнесем это слово по слогам, а теперь каждый про себя.

(демонстрация слайда -107) - дриопитеки

3. Кем являются дриопитеки?

Хорошо.

Посмотрим, на этих представителей.

(слайд 104 - шимпанзе) -Африка

(слайд 102 - горилла) - человекообразные обезьяны, Африка между реками Конго и Нигер

Давайте отобразим сказанное в схеме

(Комментарий: Дриопитеки жили примерно 25 млн. лет назад на юге Азии и Европы, в Африке).

6. Очень хорошо, мы узнали кто такие дриопитеки, какой образ жизни они вели,

Теперь мы можем двинуться дальше:

Но думаю, что мы читали. Мы писали, и немножечко устали мы немного отдохнем физ. зарядку проведем.

Постепенно приспосабливаясь к жизни в африканских открытых пространствах появились австралопитеки.

(слайд - 109) - австралопитеки- южные обезьяны, отметьте это еще не люди это «питеки» - обезьяны, такое название объясняется тем, что впервые череп этого существа был обнаружен на юге Африки.

Закончить схему, прикрепив слово к доске

И вот здесь, чтобы нам узнать побольше о них, мы с вами разделимся на три группы:

-учащиеся первого ряда временно «превратятся» в австралопитеков и по рисункам и тексту учебника составят рассказ от первого лица, т. е. поведают нам о том, что мог бы рассказать о себе австралопитек.

- учащиеся второго ряда станут дотошными журналистами (сформулируют несколько вопросов для интервью с австралопитеками).

- третий ряд будут аналитиками, они отберут самую важную информацию для записи в тетрадь.

Читая текст учебника не забудьте обратить внимание на рисунки.

Очень хорошо.

Мы с вами неплохо потрудились. Но должны посмотреть, а что же мы запомнили: вам предлагается следующее задание вы должны основываясь на информации полученной сегодня на уроке, закончить предложение:

А я и не знал, что……….?

А я и предположить не мог….?

До сих пор не укладывается в голове

………?

(запись на доске)

Мы неплохо потрудились, теперь вспомним о чем мы говорили на сегодняшнем уроке:


Прочитать текст на стр 140, до слов «Впоследствии…»

Приготовить сообщение о древних людях. Составить рассказ - лож о австралопитеках.

(Запись на доске)

Оценку «5» - за активную работу в течении всего уроке, отличные, полные ответы получают……

«4»- за работу, но всегда полные ответы получают…....

Те же, кто отвечал мало, могут получить оценку на следующем уроке при условии активной работы в течение урока.

У вас на партах лежат жетоны, если вам понравился урок оставьте белый жетон, если не понравился черный.

Урок окончен.

Всем большое спасибо.

На следующем уроке мы продолжим изучение развития и становления человека, но мы должны, немного к нему подготовится сегодня. На предложенных вам листочках составьте по одному вопросу и прикрепите их к нашему «древу знаний».

При отказе ТСО использовать рисунки учебника, открытки.


-

из космоса, создал бог, от обезьяны.








Человек произошел от обезьяны


Самостоятельное чтение: стр 140,

Отвечают: возраст около 2 млн. лет,

Делают запись в тетрадь.

Самостоятельное чтение.

Дриопитеки (древесные обезьяны) (запись в тетрадь)

Работа с рисунками учебника.

Рассказ о дриопитеках: обитали на деревьях в тропических лесах.

Общий предок и человека, и человекообразных обезьян.



Происхождение человека (5 класс)Происхождение человека (5 класс)Происхождение человека (5 класс)Дриопитеки


Шимпанзе гориллы ?

(австралопитеки)





Несколько миллионов лет назад. Постепенно климат стал суше, площадь лесов уменьшилась. Одни остались в лесу. От них произошли современные обезьяны, а другие начали приспосабливаться к открытым пространствам



Закончить схему: австралопитеки.

Работа с терминами


Подготовка в течении 3 мин.

После подготовки «австралопитеки» рассказывают о себе, его соседи по ряду уточняют ответ и дополняют его яркими деталями. (работа с картой)

Журналисты задают свои вопросы.

Аналитики выделяют главное.(из всего сказанного мы аналитики можем сделать вывод)

(передвижение на двух ногах, использование первых орудий для охоты и добывания пищи)

Все записывают вывод в тетрадь.



Формулируют окончание предложений.


Анализируют, делая выводы:

Возраст человека.

Кто такие дриопитеки.

Где они обитали?

Кто такие австралопитеки, чем они занимались.

Как передвигались.

Открыли дневники. Записали домашнее задание.






На заранее приготовленных листочках записывают вопросы и прикрепляют их к доске.


















4

© 2010-2022