Рабочая программа по биологии 5-11 класс

Программа разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами. Программа по биологии для учащихся  построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и явления культ...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 - 11 классы.

Программа разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами.

Программа по биологии для учащихся 10 - 11 классов построена на важной содержательной основе - гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и явления культуры.

Она предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровье человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи, а также формированию компетентностных качеств личности учащихся.

Программа курса «Биология» для учащихся 10 - 11 классов также ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии 6 - 9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». В связи с этим данная программа для 10 - 11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы более высокого уровня обучения, построенного интегративной основе, обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.

Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы с позиции разных структурных уровней организации жизни, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10 - 11 классов проводится по темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9 - 10 классов, а изучение в 11 классе процессов, происходящих на молекулярном уровне жизни, - тесную связь с курсом химии.

Тематическое планирование

Тема программы

Количество часов

1. Введение в курс общебиологических явлений

5

2. Биосферный уровень организации жизни

7

3. Биогеоценотический уровень жизни

9

4. Популяционно-видовой уровень жизни

10

Календарно-тематический план по биологии 10 класс

(Программа для общеобразовательных учреждений. Автор И.Н. Пономарева)

Тема урока

Кол-во час.

Срок прохожд

Кор. плана

Введение в курс общебиологических явлений

5

1

Содержание и построение курса общей биологии. Основные свойства жизни.

1

2

Определение понятия «жизнь». Уровни организации живой материи.

1

3

Значение практической биологии. Методы биологических исследований.

1

4

Определение видов растений и животных. Значение биологических знаний.

1

5

К. р по теме: Введение в курс общей биологии.

1

Биосферный уровень жизни

7

6

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

1

7

Происхождение живого вещества. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы.

1

8

Биологическая эволюция в развитии биосферы. История развития жизни на Земле.

1

9

Биосфера как глобальная экосистема. Механизмы устойчивости биосферы.

1

10

Человек как житель биосферы. Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.

1

11

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

1

12

К. р по теме : биосферный уровень жизни.

1

Биогеоценотический уровень жизни

9

13

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Биогеоценоз как био- и экосистема.

1

14

Строение и свойства биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.

1

15

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Механизмы устойчивости биогеоценозов.

1

16

Зарождение и смена биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.

1

17

Многообразие водных биогеоценозов.

1

18

Многообразие биогеоценозов суши.

1

19

Сохранение разнообразия биогеоценозов. Природопользование в истории человечества.

1

20

Экологические законы природопользования.

1

21

К. р по теме: Биогеоценотический уровень жизни.

1

Популяционно-видовой уровень жизни

10

22

Биологический вид: характеристика и структура. Популяция как форма существования вида.

1

23

Популяция как структурный компонент биогеоценоза. Популяция как основная единица эволюции.

1

24

Видообразование. Система живых организмов на Земле.

1

25

Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества. Человек как уникальный вид живой природы.

1

26

Особенности популяционно-видового уровня жизни. Основные закономерности эволюции.

1

27

Современные представления об эволюции органического мира. Естественный отбор и его формы.

1

28

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического биоразнообразия. Основные направления эволюции.

1

29

Прогресс и регресс в эволюции живой природы. Современное состояние изучения видов.

1

30

Генофонд и причины гибели видов.

1

31

Всемирная стратегия охраны природных видов.

1

32-34

Резервные уроки

1





Список литературы 10 класс

1. Программа общеобразовательных учреждений. Биология 10 - 11 классы. М. «Просвещение» 2012 г.

2. И. Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина Москва «Вентана-Граф» 2013 г.

3. Т.В. Зарудняя «Биология 10 класс. Поурочные планы» Волгоград «Учитель» 2008 г.

4. Т.В. Зарудняя «Биология 11 класс. Поурочные планы» Волгоград «Учитель» 2008 г.

5. Т.И. Чайка «Биология. Поурочные планы» Волгоград «Учитель» 2006г

6. А.В. Кулев. Общая биология «Поурочное планирование» С-Петербург. «Паритет» 2002г.

7. О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Биология. Поурочные планы 9 класс».

8. Е.В. Алексеева «Подготовка к ЕГЭ по биологии» НИРО Н. Новгород

2011 г.

9. И.Р. Мухамеджанов «Тесты, зачёты, блиц опросы» 10-11 класс М. «Вако» 2006 г

10. И.Р. Высоцкая «Нетрадиционные уроки. Биология 5-11 классы». М. «Вако» 2006 г.

11. Л.С. Короткова. Дидактический материал по общей биологии. М. «Просвещение» 1985 г.

12. Т.П. Ливитина, М.Г. Ливитин. Общая биология. Словарь понятий и терминов. С-Петербург «Паритет» 2002г.

13. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. Волглград «Учитель» 2007 г.

14. Н.М. Киреева. Биология для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике). Волгоград «Учитель» 2003г.

15. Н.А. Лемеза. Пособие по биологии. Минск «Юнипресс» 2001 г.

16. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская «Биология для абитуриентов. Вопросы, ответы, тесты, задачи». Минск «Юнипресс» 2004 г.









© 2010-2022