- Преподавателю
- Биология
- Биология и экология наука 21 века
Биология и экология наука 21 века
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сахманов А.У. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Биологию называют наукой 21 века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, - обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. В последние годы так получилось, что биология (особенно разделы «Молекулярная медицина» и «Биотехнология») стали наиболее интенсивно развиваться в США и Европе. А настоящее время мы можем наблюдать это развитие и в России. Поэтому биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук.
Именно поэтому от успеха обучения биологии, от её качества во многом зависит наше будущее. В каком направлении будет идти вся мировая наука. Сегоднейший выпускник это возможно будущий учёный. В настоящее время существует огромное множество форм организации обучения, методов обучения.
Одной из самых популярных в мире альтернатив классно-урочной системы, в настоящее время является форма организации обучения, разработанная американкой Элен Паркхест (1887-1973) - «дальтон-план». Самостоятельность, самодеятельность ребёнка в обучении были заложены в его основу как необходимые составляющие. Природная поисковая активность ребёнка при этом способе организации обучения становилась не помехой учителю, а основным путём решения образовательных задач. всё это позволило реализовать в практике массового образования веками звучавшие призывы к исследовательскому обучению.
В 1915 году профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965) разработал широко известную в мировой педагогике «пороектную систему обучения» («метод проектов»). Суть её заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую деятельность, они овладевали новыми знаниями.
В дальнейшем эта организация обучения была усовершенствована, появилась так называемый «метод проекта». По «методу проектов» подростки и старшие школьники выполняют долгосрочные исследовательские задания, например проект «устройства огорода». Он был рассчитан не менее чем на шесть месяцев. Такая работа превращает школу в центр консультирующий, планирующий, руководящий работой школьников. разрабатывая проекты, дети получают навыки письма, чтения, счёта.
Чем же отличается «метод проектов» от дальтон-плана. На самом деле дальтон-план - форма организации образования, а «метод проектов» - один из путей (методов) реализации обучения. Причём «метод проектов» как способ реализации учебной работы практически идеально вписывается в организационные особенности дальтон-плана. И это происходит не только потому, что дальтон-план обладает высокой пластичностью, но скорее потому, что дальтон-план строится на базе исследовательского поведения учащегося, а «метод проектов» и есть один из путей реализации исследовательского обучения.
В сельских школах данная связка даёт очень хорошие результаты обучения биологии. Во время летних каникул и отдыха в исследовательско-экологическом лагере, учащимися проводятся полевые исследования и сбор материалов, экспонатов для дальнейшего изучения в лабораторных условиях.
А за учебный год проводится анализ и определение собранного материала. Оформление работы и получение теоретических знаний.
В настоящее время для проведения таких работ появилось хорошая мотивация. Это участие в различных научных конференциях, конкурсах, олимпиадах и тд. Которых за один учебный год проводится более 10.