Конспект урока Плоды и семена 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме: Плоды. Разнообразие и значение. (6 класс)

Цель урока: дать определение «плод», «околоплодник», познакомить учащихся с разнообразием и значением плодов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей плодов, их биологическим значением.

  • Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

Метапредметные:

  • Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;

  • Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;

  • Развивать на уроке активную речевую практику;

Личностные:

  • Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы, воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;

  • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;

Решаемые учебные проблемы:

развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый.

Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, разгадывание загадок, работа со схемами.

Основное содержание учебного материала: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.

Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками - «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; карта урока «Плод. Разнообразие и значение» - у каждого ученика.

При планировании урока учитывались возрастные особенности шестиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности; стремление выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому; желание включаться в познавательную деятельность.

Технологическая карта урока.


Этапы урока

Дидактические задачи урока

Учебная деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока

Приветствуют учителя. Слушают.

Мотивационный этап.

Обеспечение мотивации и формулирование целей.

Загадывает загадку:

Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал -

На землю пал.

(Плод)

Задает вопросы наводящие на тему урока:

Как вы думаете, о чём идёт речь?

Просит сформулировать тему урока.

Задает вопросы выявляющие имеющиеся знания по новой теме::

Что вы можете рассказать о плодах?

А что хотели бы узнать?

Ребята, поставьте цели нашего урока (изучить, узнать)

Обобщает сказанное учащимися.

Отгадывают загадку и формулируют тему урока.


Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цели урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Актуализация знаний.

Актуализация опорных знаний. Обеспечение первичного восприятия и осмысление знаний.

Задает вопрос:

Рассмотрите плоды на слайде, одинаковы ли они?

Рассматривают и называют различия у плодов.

Изучение нового материала.

Получение и осмысление, запоминание знаний, решение проблемного вопроса.

Предлагает задание: Найти в §13 определение понятия «плод». Проговорить его вслух и записать определение в тетради.



Ставит проблемный вопрос: «На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»

Создает проблемную ситуацию:

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?

Обобщает ответы учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан - это почка.

Работают с учебником. Находят определение, проговаривают, записывают его в тетрадь.

Заслушивают проблемный вопрос.

Слушают учителя,

- ученики высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы учителя

Подведение итогов

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов и неверных представлений, их устранение

Задает вопросы:

Задание 1.

Прочитайте первые три абзаца в §13 стр.67

учебника В.В. Пасечника, найдите ответы на следующие вопросы:

1. на месте чего образуется плод;

2. что такое плод?

3. из чего состоит плод;

4. из чего образуется околоплодник;

5. из чего образуются семена.

6. определить функции плода;

7. какие еще кроме завязи части цветка могут участвовать в образовании плода;

СЛАЙД 7

Предлагаю вспомнить строение цветка

СЛАЙД 8

Вопрос 1
«На месте чего образуются плод ?»
Задание 2
Прочитайте текст учебника на странице 67 первый абзац после названия темы урока и найдите ответ на поставленный вопрос. Плод образуется на месте цветка.

СЛАЙД 9

Вопрос 2
«Что такое плод?
Вопрос 3
«Из чего состоит плод?» Плод - это орган цветкового растения состоит из околоплодника и семян

СЛАЙД 10

Вопрос 4
«Из чего образуется околоплодник?»
Вопрос 5.
«Из чего образуются семена?» Околоплодник образуется из стенок завязи пестика.
Семена образуются из семязачатков завязи пестика

СЛАЙД 11

Вопрос 6

«Каковы функции околоплодника?

Околоплодник обеспечивает формирование семян, защиту от неблагоприятных факторов,

способствует распространению семян.

СЛАЙД 12

Вопрос 7.

«Какие еще кроме завязи части цветка могут участвовать в образовании плода?» Часто в образовании околоплодника учавствуют и и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе. Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосемянными.

СЛАЙД 13

Задание 2

Прочитайте первые текст в §13 стр.67

учебника В.В. Пасечника

« Классификация плодов» и найдите:

  • на какие типы и виды делят плоды по особенностям околоплодника;

  • на какие группы делят плоды по количеству семян;

СЛАЙД 14

В природе существует огромное разнообразие плодов. Учащиеся 6 «А» класса провели исследовательскую работу. В магазине «Магнит» изучили ассортимент продуктов на наличие плодов.

СЛАЙД 15

Задание.

Разделите на группы плоды и заполните схему «Классификация плодов».

СЛАЙД 16

СЛАЙД 17

СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

  • Задание 3

Работая с текстом учебника стр. 68 - 72, определите типы плодов и дайте им краткое описание. Сочные плоды

ягодновидные плоды

костянковидные плоды

Сухие плоды

коробочковидные

ореховидные

СЛАЙД 20

СЛАЙД 21

СЛАЙД 22

СЛАЙД 23

СЛАЙД 24

СЛАЙД 25

СЛАЙД 26

СЛАЙД 27

О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?

СЛАЙД 28

Старинная народная пословица гласит:
«Яблоко от яблони недалеко катится».
- Так ли это? Плод - это приспособление цветкового растения к распространению семян.


Проводит динамическую паузу

А сейчас немножко отдохнём, встаньте.

Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим. (кружатся)
Вертолетики у клена
Ветерок с собой зовет (манят за собой)
Мы расправим руки-крылья (руки в стороны)
И отправимся в полет.(изображают вертолет)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)

Решение проблемного вопроса.

Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него.

На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?

Работают с учебником. Находят определение, проговаривают, записывают его в тетрадь.

Выполняют все действия за учителем.

- ученики высказывают свои предположения и выполняют задание по карте урока.

- ученики высказывают свои предположения.

Учащиеся выполняют задание по карте урока.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.

Проводит тестовый контроль с самопроверкой

(Приложение 1,№7)

Выполняют задание по карте урока. Проводят взаимопроверку. Выставляют оценки.

Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своей учебной деятельности

Проводит рефлексию

Что мы сегодня с вами делали на уроке?

- Зачем мы это делали?

- Как мы это делали?

- Что же у нас получилось?

Рефлексируют.

Отвечают на вопросы

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Задает домашнее задание.

1. Изучить §13 (стр.68-72); устно ответить на в.№1,2,4.

2. Заполните таблицу

Название растения

Плод сухой или сочный

Количество семян

Тип плода

1. Фасоль

Сухой

Много

Боб

2.

3.

4.


3. Задание на выбор.

А) Составьте кроссворд по теме Плоды.

Б) Подготовьте доклад по теме Экзотические плоды. В) Вспомните, в каких сказках, рассказах главными героями являются какие либо плоды.

Записывают домашнее задание.

Список литературы используемой при подготовке конспекта урока

1. Учебник по биологии 6 класс. Пасечник В.В.. стр.67-7.

2. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008. - 128стр.

Приложение 1

. Тест по теме Плоды.

Вариант 1.

А1. На какие группы можно разделить плоды по содержимому околоплодника?

  1. вскрывающиеся и невскрывающиеся

  2. односемянные и многосемянные

  3. сухие и сочные

  4. большие и маленькие

А2. Благодаря какой функции плодов происходит освоение растениями новых территорий?

  1. защита

  2. созревание

  3. развитие

  4. распространение

А3. Из чего развивается плод?

  1. из завязи пестика

  2. из пыльцы пыльника

  3. из семязачатков пестика

  4. из венчика

В1. Из каких частей состоит плод?

В2. Генеративными частями цветкового растения являются: цветок, …, ….

С1. Перечислите функции плода.

Вариант 2.

А1. Что защищает семена?

  1. околоцветник

  2. околоплодник

  3. кожура

  4. чешуи

А2. На какие группы можно разделить плоды по способу рассыпания?

  1. сухие и сочные

  2. односемянные и многосемянные

  3. вскрывающиеся и невскрывающиеся

  4. большие и маленькие

А3. Из чего развиваются семена?

  1. из пыльцы пыльника

  2. из семязачатка пестика

  3. из спермия

  4. из венчика

В1. Как еще называют цветковые растения?

В2. Каковы основные биологические функции плодов и семян?

С1. На какие группы можно разделить плоды?

Приложение 2

Загадки по распространению семян.

1. Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Животными - крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

2. Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

(Одуванчик)

Пролетают вереницы -

Новосёлы - птицы;

Прилетят домой -

И крылья долой.

(Клён)

Ветром - лёгкие, имеются крылышки.

3. На сучке - арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась -

Всё развалилось

(созревшие семена гороха)

Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава

(саморазбрасывание семян у акации)

Самораспространение - плоды, вскрываются самостоятельно.

4. Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

(Кокос)

Водой - лёгкие, маленькая плотность.

5. Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь -

На себе их все найдёшь!

(Лопух)

Человеком - крючки, липучки.


Вариант 1.

А1. На какие группы можно разделить плоды по содержимому околоплодника?

  1. вскрывающиеся и невскрывающиеся

  2. односемянные и многосемянные

  3. сухие и сочные

  4. большие и маленькие

А2. Благодаря какой функции плодов происходит освоение растениями новых территорий?

  1. защита

  2. созревание

  3. развитие

  4. распространение

А3. Из чего развивается плод?

  1. из завязи пестика

  2. из пыльцы пыльника

  3. из семязачатков пестика

  4. из венчика

В1. Из каких частей состоит плод?

В2. Генеративными частями цветкового растения являются: цветок, …, ….

С1. Перечислите функции плода.

Вариант 2.

А1. Что защищает семена?

  1. околоцветник

  2. околоплодник

  3. кожура

  4. чешуи

А2. На какие группы можно разделить плоды по способу рассыпания?

  1. сухие и сочные

  2. односемянные и многосемянные

  3. вскрывающиеся и невскрывающиеся

  4. большие и маленькие

А3. Из чего развиваются семена?

  1. из пыльцы пыльника

  2. из семязачатка пестика

  3. из спермия

  4. из венчика

В1. Как еще называют цветковые растения?

В2. Каковы основные биологические функции плодов и семян?

С1. На какие группы можно разделить плоды?



© 2010-2022