- Преподавателю
- Биология
- Статья Инновационная деятельность в школе-процесс развития
Статья Инновационная деятельность в школе-процесс развития
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бородавкина Е.Ю. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Статья в сборник « Инновационный опыт работы образовательных учреждений Ленинградской области» ( сборник материалов Опыт работы участников Ленинградского областного конкурса « Школа года в 2012 году»
Инновационная деятельность в школе - процесс развития
( из опыта работы учителем биологии)
Современное образование немыслимо без инновационных технологий.
Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды.
Целью инновационной деятельности является:
-
качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой;
-
развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации;
-
формирование творческого нешаблонного мышления;
Одна из основных целей современного образования- помочь ребенку адаптироваться в сложном современном мире.
Этого можно добиться при использовании инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативности , где учитель выступает не только как лектор, но и как учитель-сценарист, режиссер, партнер.
В рамках ФГОС основной целью обучения становится не получение какого-то определенного набора знаний, а овладение всеми методами и приемами для самостоятельного получения знаний в различных областях своей деятельности.
Важно отметить , что достижение этого результата образовательного процесса возможно лишь при использовании современных педагогических технологий.
Современная система образования предъявляет новые требования к методам и формам обучения, которые бы формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении, развивали бы исследовательские, рефлексивные умения и навыки , способствующие развитию познавательного интереса обучающихся.
В своей работе, учителя-биологии, активно использую следующие современные педагогические технологии:
-
технология проблемного обучения- создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями. умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
-
Информационно-коммуникационные технологии -это изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодействие.
-
Технология разноуровневого обучения дает учителю возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. При данной технологии реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и реализовываться в рамках своих возможностей, повышать уровень мотивации учения.
-
Технология проектных методов обучения. работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
-
Технология исследовательских методов в обучении дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения и для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
-
Технология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
-
Технология обучения в сотрудничестве. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том , чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические технологии личности.
-
Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Активно входят в процесс обучения уроки в нетрадиционной форме: урок-концерт, урок-диспут, урок-зачет,урок-конкурс,урок-путешествие,урок-игра,урок-экскурсия,урок-конференция ит.д.
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях , способствующих их становлению, чтобы, его познавательная активность мотивировала бы выработку личностного знания, стимулировала интерес к постоянному процессу познания.
Обучение оптимально развивает мышление при условии, что ученик не только приобретает знания, но и усваивает способы приобретения этих знаний.