Доклад на тему «РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности. Но что же такое “компетенция”. В книге “Мониторинг качества образования” авторы пишут: “Кажется решенным, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях,...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему «РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

Доклад на тему:

«РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»




Подготовила: Тусуппаева У.о.


28 ноября 2014 г.

Луганская СОШ

Доклад на тему «РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

Доклад на тему «РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

Доклад на тему «РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»


Доклад на тему:

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

Дети в этом мире гости, которые спрашивают о пути.

В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности.

Но что же такое "компетенция". В книге "Мониторинг качества образования" авторы пишут: "Кажется решенным, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря учению".Что же значит - "ключевые компетенции"? Наиболее общее определение этого термина: ключевая компетенция - это определяющая компетенция, потому что она соответствует условиям реализации до определенной степени универсальным. В условиях перестройки системы образования, по мнению Кальнея В. А. и Шишова С. Е. невозможно точно определить перечень ключевых компетенций, можно говорить лишь о некоторой совокупности компетенций. Например: для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции: коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;нформационная - владение информационными технологиями;автономизационная - способность к самоопределению, самообразованию; социальная - умение жить и работать в коллективе;нравственная - способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.Педагог на уроках биологии способен развивать данные ключевые компетенции, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности. Для развития ключевых компетенций на уроках биологии необходимо: создание условий, апробирование и внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета. Для развития коммуникативной, информационной, автономизационной, социальной компетенций мной была разработана и успешно использовалась типология заданий с использованием интегрированных способов учебной деятельности: терминологические диктанты, задания на классификацию, интерпретировать текст в графическое изображение в схему, таблицу или слайд, задания на сравнения и сопоставление, составление характеристик, составить конспект, план ответа по материалам сайта, статьи, задания, связанные с мыслительными операциями синтеза, анализа, оценки.

Игровые технологии.

«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса» (Ш.А. Амонашвили).

Игра, наряду с трудом и учением, - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению Г.К. Селевко: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов. Примерами таких игр могут служить: упражнения - викторины, ребусы, кроссворды, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, высказываний великих людей, загадки.

Игры - путешествия, служат для углубления, осмысления и закрепления знаний. Например, в 7 классе «Путешествие в грибное царство», ребята заранее делятся на группы. Каждая группа отвечает за определенный привал: «Поэтический», «Биологический», «Исторический», «Медицинский», «Экологический». Ребята самостоятельно собирают информацию, подбирают рисунки, оформляют место станции. В ходе путешествия получают информацию: какие грибы являются съедобными и несъедобными, как правильно собирать грибы, оказывать первую медицинскую помощь.

Использование ролевых игр способствует формированию целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

Например, во время урока «Гигиена питания» разыгрывается сюжет английского детектива, где расследуется смерть человека, умершего от неправильного питания. После сюжета происходит процесс обсуждения ситуации и в результате дети формулируют правила правильного питания.

Проблемное обучение.

«Знания - дети удивления и любопытства» (Луи де Бройль).

Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных этапах урока.

Создание проблемной ситуации в начале изложения новых знаний, далее объяснение учебного материала, включая в работу обучающихся. Например, в 8 классе, изучая тему «Работа сердца», можно начать со слов: «Наше сердце постоянно в работе, и работает оно непрерывно 70-80 лет и более. В чем же заключается секрет неутомимости сердца?». В основе разбора данной проблемы лежит эвристическая беседа.

При изучении темы «Бактерии» в 7 классе на этапе закрепления ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению».
В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя.

Проектная деятельность.

«Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию» (Ф. Песталоцци).

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентность.

В жизни очень важно уметь реально оценивать себя, свои возможности, осознавать трудности, выбирать наилучший путь достижения цели. Эти умения связаны с развитием рефлексивных качеств личности. Здесь можно обратиться к словам Т. Бильрота: «Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки».

Рефлексия - это осмысление человеком собственных действий, размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании. Обретя самопознание, человек приобретает свободу располагать собой - конструировать свой внутренний мир, продолжая себя.

На уроках могут быть использованы различные рефлексивные моменты. Иногда это короткая беседа в конце урока:

  • Чему мы сегодня научились?

  • Что у нас получилось хорошо?

Или другой момент, когда обучающимся предлагается закончить записанные на доске предложения, с выбором одного или нескольких более значимых для него.

  • А я и не знал…

  • На будущее мне надо иметь в виду…

  • Самым сложным для меня сегодня было…

  • Что дает этот вид деятельности?

Во-первых, дети приучаются анализировать собственную деятельность и объективно ее оценивать.

Во-вторых, происходит процесс обратной связи, и учитель видит, как происходит процесс усвоения программного материала, появляется возможность оперативного решения возникающих проблем
и корректировки дальнейшей деятельности.

В-третьих, материал закрепляется путем многократного повторения.

Для того чтобы увидеть свои уроки глазами учеников, в конце каждого учебного года можно предложить закончить ряд предложений.

  • Мое настроение после урока биологии…

  • Больше всего на уроке биологии я люблю…

  • Если бы я был учителем биологии …

Никакие педагогические усилия не гарантируют позитивных результатов адаптации, если ребенок не принял обращенное к нему отношение. Высшая задача педагога состоит в том, чтобы дать детскому «Я» возможность проявлять потребность быть самим собой и развивать его возможности самореализации.

Таким образом, для работы в обновленной школе педагог сам должен овладеть соответствующими компетенциями:

  • Освоить методы проектного обучения и исследовательской работы;

  • Научиться применять информационные технологии в учебном процессе;

  • Решить возможности использования разноуровневых програм, межпредметных интегрированных учебных курсов;

  • Учитывать риски и опасности для здоровых детей перегрузки учебного процесса.

Одним из стратегических направлений развития образования в мире является преодоление традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.

При этом информирующая функция учителя должна быть заменена на его роль как координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся.

Итак, суть компетентностного подхода в организации процесса обучения биологии (и любого другого предмета) заключается в следующем:Основным результатом деятельности школы является выпускник, обладающий не просто системой знаний, умений, навыков а и определенными ключевыми компетенциями (см. схема №1).

Учитель, главное действующее лицо школы, должен обладать высоким уровнем профессионально-педагогической компетенции, способностями творческого мышления, (см. схема №2).

Компетентность педагога формируется на базе личностно ориентированного образования и обязательно включает владение педагогическими и информационно-коммуникативными технологиями обучения и воспитания, (см. схема №3).

Формирование компетентности школьника происходит на основе внедрения образовательных технологий в учебный процесс.Основой преподавания любого предмета является методика. Знание и целесообразное применение учителем методических принципов (см.схема №4) играют важную роль в успешности обучения и воспитания школьника.





Доклад на тему:

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»




Подготовила: Тусуппаева У.о.


28 ноября 2014 г.





Доклад на тему:

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

Тусуппаева Умут Оразбаевна

12.10.81 г.р.

Образование: высшее

Что и когда закончила: Павлодарский университет- 2004 г.

Факультет - биологии и химии

Стаж работы: 10 лет

Курсы ИППК:

1.Особенности подготовки к ЕНТ- 2010 г;

2. Проектная технология в структуре учебного занятия - 2011 г.

Тема по самообразованию: Использование ИКТ на уроках биологии и химии.



© 2010-2022