Экологический проект

Тема урока : «Дети водной среды» Тип урока : « Урок «открытия» нового знания» Цели урока . Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действияОбразовательные цели:По 1-й линии развития – осознание роли жизни на Земле:- определять роль земноводных в биосфере.По 2-й линии развития – объяснять мир с точки зрения биологии:- определять черты приспособленности земноводных к среде обитания;- объяснять преимущества различных приспособлений земноводных;- устанавливать зави... Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №4»

Рузаевского муниципального района Республики Мордовия




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

ТЕМА: «Дети водной среды»

Составила : учитель Хрулина Галина Кимовна - заслуженный учитель Республики Мордовия. Высшая квалификационная категория.




Рузаевка 2013

План конспекта урока

Предмет - биология

Урок № 43

Тема урока : «Дети водной среды»

Тип урока : « Урок «открытия» нового знания»

Цели урока .

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия

Образовательные цели:

По 1-й линии развития - осознание роли жизни на Земле:

- определять роль земноводных в биосфере.

По 2-й линии развития - объяснять мир с точки зрения биологии:

- определять черты приспособленности земноводных к среде обитания;

- объяснять преимущества различных приспособлений земноводных;

- устанавливать зависимость между приспособлениями, многообразием и образом жизни.

По 4-й линии развития - рассматривать природные процессы в развитии:

-определять причины и последствия выхода земноводных на сушу;

- приводить доказательства происхождения земноводных от рыб.

По 5-й линии развития - оценивать биологический риск взаимоотношений человека и природы:

- определять роль земноводных в природе и жизни человека.

Минимакс

Минимум : метаморфоз, холоднокровность.

Максимум: аксолотль - личинка амбистомы, разнообразие земноводных.

Формирование УУД:

Личностные действия:( нравственно - этическая ориентация, смыслообразование)

Регулятивные действия: ( целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка)

Познавательные действия: ( поиск и выделение информации, общеучебные , логические, постановка и решение проблемы, умение делать выводы на основе изученного материала, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причин следственной связи, анализ с целью выделения признаков)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Оборудование: таблицы, влажные препараты «Развитие земноводных» и «Развитие рыб» , видеофрагмент, компьютерная презентация)


Этап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

УУД

1.Организационный момент (1-2 мин)

Использование элементов цветограммы для определения психологического состояния учащихся

Эпиграф урока:

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

Сегодня на уроке мы будем говорить, показывать и действовать сами.

Показывают цветные карточки (зеленый цвет - спокойный; красный - беспокойство, волнение; коричневый - сомнение)

2.Актуализация знаний (4-5 мин)

Фронтальный опрос.

I.Для установления связи с новым материалом, используем приём «Возвращения назад» для разъяснения ключевых вопросов темы.

  1. Каковы особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с водой?

  2. Что позволяет земноводным жить на суше?

  3. Какое значение в жизни амфибий имеют звуки?

  4. Как жизнь земноводных зависит от тепла и влаги?

  5. Как размножаются рыбы?

II. Тестовое задание.

Из перечисленных особенностей строения животных, выберите те, которые характерны для земноводных:

А. обитают в воде;

Б.Обитают на суше;

В.Обитают на суше и воде;

Г.Дыхание при помощи кожи;

Д.Дыхание при помощи кожи и легких;

Е.Дыхание при помощи кожи, легких и жабр;

Ж.. Постоянная t тела;

З. Непостоянная t тела;

И. Кожа сухая, покрытая роговыми чешуями;

К. Тело покрыто слизистой влажной кожей;

Л. Размножение откладыванием яиц

М. размножение метанием икры

Устные ответы учащихся





Правильные ответы учащихся записывают в мыслительных листах.

Анализ с целью выделения признаков амфибий.

3.Постановка проблемы

(4-5 мин)

Земноводные обычно встречаются в пресных водоемах и в близи от них. В прудах и озерах или по их берегам живут озерные и прудовые лягушки. В канавах с водой, в старицах рек, небольших прудах степной зоны и зоны широколиственных лесов встречаются жерлянки. Весной и в начале лета в мелких, стоячих водоемах живут тритоны. В остальное время года их можно встретить в тени в лиственных и смешанных лесах, парках и садах.

Какие вы узнали факты? Какой возникает вопрос? Какие есть гипотезы?

Почему земноводные живут рядом с водоемами?

Это связанно с питанием, защитой, размножением.

(обсуждение проблемы. Обмен мнениями)

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка вопросов. Прогнозирование результатов. Целеполагание

Планирование деятельности.

4.«Открытие нового знания» (7-8 мин)

Работа с энциклопедией, Интернетом (выполнение творческих заданий)

1.Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью? (Ответ: вода, содержащаяся в слизи, испаряется медленнее, чем чистая вода)

2. «Аквалангист» по-новогречески звучит как «ватрахантропос» . «Антропос - человек, «ватрах» - лягушка. Что общего между аквалангистом и лягушкой?

(Ответ: ласты созданы по принципу строения задней конечности земноводного)

3. Если лягушку посадить в горячую воду, то она тут же выпрыгнет , а если её посадить в холодную воду и начать нагревать медленно, то лягушка сварится, даже не попытавшись спастись. В связи с чем экологи акцентируют внимание на этой особенности?

(Ответ: ученые предупреждают человека об опасности постепенного загрязнения окружающей среды и медленного умирания природы в отравленной среде).

Индивидуальная работа отдельных учащихся

Поиск и выделение новой информации.

Общеучебные действия.

5.Первичное закрепление (7-8 мин)

Прочитайте текст на стр. 202 «Размножение земноводных». Определите, какие приспособления помогают животным. Каковы последствия существования этих приспособлений?

Опишите строение икры земноводных. Сравните с икрой рыб. Объясните разницу в строении. Каковы последствия действия таких приспособлений?


Привлечение самок звуками, образование пары на несколько дней.

Оплодотворение происходит всей икры, при этом не требуется её много производить.

Икры земноводные производят меньше, икринки крупнее, с запасом питательных веществ, верхняя часть темнее нижней, откладывают её комком - это увеличивает температуру внутри комка, что способствует развитию зародыша.

(Работа по группам. Выполняют задание и представляют свои рассказы.)

Установление причины - следственные связей. Планирование учебного сотрудничества и деятельности. Целеполагание.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализу и самоконтроль (4-5 мин)

Используя рис.2 на стр. 203, составьте рассказ о развитии земноводных. Выполните задание к рис. 2 на стр. 203.

В чем сходство головастика и рыбы? О чем это свидетельствует? Какие ещё есть доказательства происхождения земноводных? (просмотр видеофрагмента)

Хвостовой плавник, ветвистые наружные жабры, роговые скребки вокруг рта, боковая линия, жаберные щели, двухкамерное сердце, один круг кровообращения, продукт выделения - аммиак.


Умение делать выводы на основе ранее изученного материала.

7.Включение нового значения в систему знаний (7-8 мин)

Прочитайте текст в учебнике «Размножение земноводных в тропиках, умеренных зон и ответьте на вопрос: «Почему в умеренном поясе водится несколько десятков видов земноводных, тогда, как в тропиках их около полутора тысяч?» Что интересного заметили? Какой возникает вопрос?

Какая существует зависимость между условиями существования и активностью земноводных?

Вопрос классу: «Как ответили на основной вопрос урока?»




Заслушивание индивидуальный творческих заданий

Какова тема урока.(объяснение названия параграфа учебника)

Если температура слишком высокая или низкая, обмен веществ снижается и, как следствие, животные впадают в оцепенение. Они холоднокровные земноводные требовательны к теплу и влажности среды. Эти факторы ограничивают их распространение.




Учащиеся формулируют вывод: Размножение и развитие земноводных происходит в воде при этом личинка в общих чертах повторяет превращения, пройденные предками. Земноводные требовательны к теплу и влажности среды, что ограничивает их распространение.

Размножение и развитие земноводных.(Объясняют название параграфа учебника «Дети водной среды» и высказывают свои варианты ответов.)

Смыслообразование









Логические действия ( анализ, сравнение)





Решение проблемы

8.Самостоятельное применение знаний(4-5 мин)

Прочитайте вопросы и ответьте на них:

  1. Где и как размножаются земноводные?

  2. Какие условия предпочитают земноводные?

  3. Из чего состоит годовой цикл известных вам земноводных?

  4. Какую роль играют земноводные в экосистеме?

  5. Поработайте в паре: пусть один приводит примеры сходства размножения и развития рыб и земноводных, а другой - отличия.

  6. Какие черты размножения земноводных ограничивают их распространение?

  7. Какие земноводные обитают в вашей области?

  8. В чем и почему развитие головастика отклоняется от хода эволюции?

Работа с книгой. Ответы на вопросы параграфа. (работа в парах по вариантам)

Управление поведением партнера точно выражать свои мысли. Общеучебные действия. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

9.Рефлексия деятельности (3 мин)

Вопрос классу : «Сумели ли вы на уроке получить новые знания?».

Учащиеся делают выводы на основе изученного материала. Оценивают свою деятельность на уроке.

Оценка ( выделение и осознание полученных знаний ) Нравственно- этическая ориентация. Объективное оценивание своих достижений, поведения, черт своей личности.

10.Итог урока (2-3 мин)

Закончить наш урок мне бы хотелось словами великого ученого Гете: «Природа- это книга, каждая страница которой полна глубоких тайн: сегодня мы заглянули в книгу и ознакомились с ещё одной страницей. Узнали лишь малую часть того интересного , что известно об этих животных. И вместе с тем я увидела, как вы были причастны к работе. Хочется верить, что вы сделали пусть небольшие, но открытия в познании природы»

Спасибо за работу.

Оценивание учащихся






© 2010-2022