- Преподавателю
- Биология
- Урок – лекция по биологии. Вид. Критерии вида. Популяция
Урок – лекция по биологии. Вид. Критерии вида. Популяция
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чикина Н.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок - лекция. Вид. Критерии вида. Популяция
1. Вид. Критерии вида
Понятие вид впервые ввел английский ботаник Рей в конце VII века. К.Линней считал, что число видов постоянно, виды неизменны и изначально целесообразны. Затем было установлено, что особи внутри вида характеризуются высокой степенью изменчивости различных признаков. Увлекшись идеей о градации, о постепенном и всеобщем изменении видов и превращении их в другие виды Ж.Б.Ламарк одно время даже отрицал реальность существования видов в природе. Но виды существуют во времени, они возникают, распространяются, могут сохраняться в одних условиях длительное время и или исчезают, или образуют новые виды. Вид - совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенную область - ареал. Вид является основной категорией биологической классификации.
Признаки, по которым виды отличаются друг от друга, называются критериями вида. Различают следующие критерии вида.
Морфологический критерий подразумевает внешнее сходство особей, относящихся к одному виду. Но иногда особи одного вида очень сильно отличаются (такса и дог) или наоборот, есть виды, морфологически почти неотличимые, так называемые виды-двойники, которые не скрещиваются, генетически изолированы. Например, два вида черных крыс: у одного вида в кариотипе 38 хромосом, у другого - 42. Следовательно, для определения видовой принадлежности одного морфологического критерия недостаточно.
Основным является генетический критерий: для каждого вида характерен свой хромосомный набор. Виды обычно отличаются по числу и строению хромосом. Именно этот критерий обеспечивает генетическую изоляцию, нескрещиваемость между особями разных видов. Даже если появляются межвидовые гибриды, они чаще всего бесплодны, нарушается процесс образования половых клеток. Но иногда и этот критерий подводит, так как плодовитое потомство может появляться при скрещивании особей, относящихся к разным видам.
Особи одного вида сходны по всем физиологическим процессам - питанию, дыханию, выделению, размножению, что лежит в основе физиологического критерия. Особенно важны отличия в физиологии размножения: в строении полового аппарата, в сроках размножения.
Биохимический критерий основан на сравнении органических макромолекул у различных видов, в первую очередь сравнении ДНК и белков. По сходству в строении ДНК и белков можно с достаточной вероятностью показать, насколько близкими родственниками являются те или иные виды. Например, гемоглобин шимпанзе по последовательности аминокислот не отличается от гемоглобина человека.
Географический критерий - это территория, на которой обитает данный вид (ареал). У некоторых видов-эндемиков ареал небольшой, есть виды - космополиты, распространенные повсеместно. Но области распространения различных видов часто перекрываются, так что этот критерий не может быть решающим.
Экологический критерий. Каждый вид приспособлен к определенным условиям существования, к определенным экологическим факторам, которые составляют основу экологического критерия. Например, белый медведь приспособлен к одним экологическим факторам, бурый - к другим.
Для установления видовой принадлежности нельзя опираться на один из критериев, необходимо учитывать их совокупность.
2. Популяция
Вид занимает в природе определенный ареал и существует в виде отдельных территориальных группировок особей, которые в той или иной мере изолированы друг от друга.
Совокупность особей, длительно проживающих на определенной части ареала, относительно обособленно от других совокупностей называется популяцией. Главным объединяющим фактором в популяции является панмиксия - возможность свободного скрещивания между особями одной популяции. Скрещивание особей, относящихся к различным популяциям, затруднено, так как популяции какими-либо преградами отделены друг от друга. Внутри популяции происходит мутационный процесс, а в результате полового размножения происходит распространение возникших мутаций по популяции. Мутации попадают под контроль естественного отбора и генофонд популяции, состоящий из генотипов отдельных особей, постепенно изменяется. Относительная изоляция одной популяции от другой дает возможность сохранить измененный генофонд, если отличия становятся резкими, то образуется подвид, а если возникает репродуктивная изоляция - новый вид.
По Ж.Б.Ламарку эволюционной единицей является особь, т.к. она в течение жизни упражняет или не упражняет различные органы, а затем передает приобретенные признаки следующему поколению.
По современным представлениям элементарной единицей эволюции является популяция, в которой происходит изменение генофонда, приводящее к образованию подвидов и видов.
Элементарным эволюционным явлением является стойкое изменение генофонда популяции - изменение частоты встречаемости какого-нибудь аллеля в популяции. В ней постоянно происходит мутационный процесс, и мутация, дающая преимущества организмам, постепенно распространяется по популяции.
В эволюционном процессе различают два этапа: микроэволюцию, ведущую к образованию новых видов, и макроэволюцию, в результате которой образуются надвидовые систематические единицы (роды, семейства, отряды, классы, типы). Макроэволюция протекает в большие промежутки времени и обычно на больших территориях.
Микроэволюция протекает на уровне популяции в сравнительно небольшие промежутки времени и заканчивается образованием нового вида. В основе микроэволюции и макроэволюции лежат одни и те же эволюционные процессы.
Задание на дом. Подготовиться к зачету.
Вопросы к зачету:
На зачете будет предложено 10 вопросов, на каждый из которых нужно дать ответ полным предложением.
-
Креационизм.
-
Трансформизм.
-
Теория градации.
-
Движущие силы эволюции по Ж.Б.Ламарку.
-
Движущие силы эволюции по Ч.Дарвину.
-
Определенная изменчивость по Ч.Дарвину.
-
Значение неопределенной изменчивости.
-
Соотносительный характер неопределенной изменчивости.
-
Формы борьбы за существование.
-
Данные молекулярной биологии, подтверждающие эволюцию.
-
Эмбриологические доказательства эволюции.
-
Биогенетический закон Мюллера-Геккеля, формулировка.
-
Какие органы называются гомологичными?
-
Определение и примеры рудиментов.
-
Определение и примеры атавизмов.
-
Какие данные палеонтологии можно считать доказательствами эволюции?
-
Ярусность расположения ископаемых остатков живых организмов.
-
Приведите примеры ископаемых переходных форм.
-
Филогенетические ряды, примеры.
-
Перечислите биогеографические области, выделенные А.Уоллесом.
-
Что такое вид?
-
Что такое популяция?
-
Почему популяция - единица эволюции?
-
Что является единицей эволюции по Ламарку? По Дарвину?
-
Микроэволюция? Макроэволюция?
-
Что называется видовым критерием?
-
Экологический критерий, пример.
-
Генетический критерий вида.
-
Морфологический критерий вида.
-
Физиологический критерий вида.
Литература
Уроки биологии в 10-11 классе, Пименов А.В., 2003.