- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа УД Экология
Рабочая программа УД Экология
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Устюгова Н.Г. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРИЛОЖЕНИЕ __
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ сВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«сЛОБОДОТУРИНСКИЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.13 ЭКОЛОГИЯ
09.02.03 «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ»
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
09.02.03. программирование в компьютерных системах.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 «Экология» предназначена для изучения экологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО)на базе основного общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» разработана на основе приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 и Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Слободотуринский аграрно-экономический техникум»
Составитель: Устюгова Нина Григорьевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин, высшая квалификационная категория
Рекомендована ПЦК преподавателей общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «СТАЭТ»
Протокол заседания ПЦК №1 от 11.09.2015г.
Председатель ПЦК __________ Устюгова И.Н.
Заместитель директора по УМР ____________ Юревич Т.Л.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица внесшего изменения
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
-
условия реализации программы учебной дисциплины
14
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
17
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.13 ЭКОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
При получении специальности технического профиля обучающиеся изучают экологию как базовый учебный предмет в объеме 54 часов. Тематическое планирование в рабочей программе содержит разделы из курса экологии в объёме 36 обязательных часов.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по подготовке специалистов среднего звена 09.02.03. Программирование в компьютерных системах.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Рабочая программа учебной дисциплины ориентирована на достижение следующих целей:
* получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях
их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки;
* истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
* овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
* определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений;
* проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования,
бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни * для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному
здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности, входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
личностных:
* устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
* готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
*объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
* умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
* готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
* умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
* умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
метапредметных :
* овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
*применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
* умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
* умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметных :
* сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек-общество-природа»;
* сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
* владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
* владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
* сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
* сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные работы
Не предусмотрено
практические занятия
18
контрольные работы
3
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
Не предусмотрено
Внеаудиторная самостоятельная работа:
-
реферат
-
сообщение
-
заполнение сравнительной таблицы
-
исследовательские проекты
18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.13. «Экология»
Наименование разделов и тем.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов.
Уровень освоения.
1
2
3
4
1,2
Введение.
2
1
Раздел 1.Экология как научная дисциплина.
Содержание учебного материала
6-0-6 (2)
3
Общая экология. Среда обитания и факторы среды.
1
1,2
4
Предмет изучения социальной экологии.
1
1,2
5,6
Экологические проблемы: региональные и глобальные.
2
1,2
7,8
Практическая работа. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.
2
2,3
Контрольная работа.
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (сообщение, реферат).
0
Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность.
Содержание учебного материала
15-3-12 (7)
9,10
Окружающая человека среда и ее компоненты
2
1,2
11,12
Практическая работа.
Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
2
2
13,14
Практическая работа.
Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
2
2,3
15
Практическая работа.
Решение экологических задач по проблемам промышленных бытовых отходов.
1
2,3
16,17
Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
2
1,2
18,19
Практические занятия.
Определение загрязнения воздуха в селе.
2
2,3
20
Контрольная работа по разделам 1,2.
1
2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа (сообщения, рефераты).
1.Причины возникновения экологических проблем в городе.
2.Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
3.Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.
4.Структура экологической системы.
3
Раздел 3. Концепция устойчивого развития.
Содержание учебного материала
16-8-8 (4)
21,22
Возникновение концепции устойчивого развития.
2
1,2
23,24
Практическая работа.
Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
2
2
25,26
Глобальные экологические проблемы и способы их решения.
2
1,2
27,28
Практическая работа.
Решение задач на глобальные экологические проблемы.
2
2,3
Контрольная работа .
0
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
1.История и развитие концепции устойчивого развития.
2.Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
3.Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
4.Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
5.Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
6.Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
7.Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
8.Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
9.Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
8
2
Раздел 4. Охрана природы.
Содержание учебного материала
15-7-8 (5)
29
Природоохранная деятельность.
1
1,2
30,31
Практические занятия.
Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.
2
2,3
32
Практические занятия
Пищевые цепи и сети в биоценозе.
1
2,3
33,34
Практические занятия.
Решение задач по экологическим ситуациям.
2
2,3
35,36
Контрольная работа по разделам 3,4
2
2,3
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (сообщения, рефераты).
Работа с учебной литературой .
1.Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
2.Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
3.Популяция как экологическая единица.
4.Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
5.Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.
6.Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
7.Система контроля за экологической безопасностью в России.
8.Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
7
2
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
Не предусмотрено
Всего
54-18-36 (18)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете № 122 «Химия».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
компьютер;
-
мультимедиа.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.1.Гаврилова А.Ю. Экология. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Беляева Д. К., Бородина П.М., Воронцова Н.Н.- Волгоград: Учитель, 2010.
1.2.Основы экологии. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Н.М. Черновой, В.М. Галушина, В.М. Константинова. - Издательство «Учитель», Волгоград, 2010.
2. Дополнительная литература
-
Экология России. 10 -11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. Ю.И. Полянский. - М.: Просвещение, 2005.
-
Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по экологии. - М.: Просвещение, 2006.
-
Алексеев С.В. Экология. 10- 11 класс. Санкт - Петербург, СМИО ПРЕСС, 1997
3.3. Средства обеспечения дисциплины
Таблицы:
1. Биоценоз водоёма;
2.Биогеоценоз растительного яруса;
3.Дубравы;
4.Экосистемная организация живой природы;
5. Биосфера;
Тесты:
1.Среда жизни и экологические факторы;
2. Экологические взаимодействия;
3. Биосфера и человек.
4.Среды жизни;
5. Экологические задачи;
6. Типы взаимодействий;
7. Пищевые цепи;
8. Экологические задачи для лабораторной работы;
9. Методические рекомендации к выполнению практических работ по экологии.
10. Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по экологии.
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы
контроля и оценки
результатов
обучения
Умения:
* решать простейшие экологические задачи;
* использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
* объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
* строить графики простейших экологических зависимостей;
Письменная работа по карточкам: Экологические задачи;
Типы взаимодействий;
Пищевые цепи;
Наблюдение за выполнением практической работы.
Построение экологических пирамид.
Исследовательская работа.
* Решать элементарные экологические задачи. Схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
*описывать особенности видов по морфологическому критерию;
Решение экологических задач. Составление схем в экосистемах.
Описание вида по морфологическому критерию. Наблюдение, собеседование по составленным схемам.
* выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Практическая работа по теме: Приспособленность организмов к разным средам обитания.
* применять знания экологических правил при анализе
различных видов хозяйственной деятельности;
* использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
Наблюдение за выполнением практических работ и исследовательской работы.
* определять уровень загрязнения воздуха и воды;
* устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
* бороться с ускоренной эрозией почв;
* охранять пресноводных рыб в период нереста;
* охранять полезных насекомых;
* подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;
Наблюдение за выполнением практических работ и исследовательской работы.
* анализировать и оценивать различные гипотезы о глобальных экологических проблемах и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Решение экологических задач.
знать/понимать:
* определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
Составление экологической пирамиды.
Сообщения.
* о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
Письменная работа по карточкам: Экологические задачи;
Типы взаимодействий;
Пищевые цепи;
Наблюдение за выполнением практической работы.
* законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
Составление схем.
* об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
Практическая работа.
* о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
Экологические задачи;
Типы взаимодействий;
Пищевые цепи;
* законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
Составление схем по сетям питания и цепям питания.
* о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
* о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
* о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
Составление схем.
* социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
Практическая работа, сообщения.
* современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
Сообщения.
* о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
Сообщения.
* о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
Сообщения.
* о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);
Практическая работа.
* о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красной книги МСОП и Красная книга России, Красная книга Свердловской области и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
Сообщения.
* о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России, Красной книги Свердловской области в охране редких и исчезающих видов).
Сообщения.
Умения:
* * решать простейшие экологические задачи;
* использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
* применять знания экологических правил при анализе
различных видов хозяйственной деятельности;
* анализировать и оценивать различные гипотезы о глобальных экологических проблемах и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Дифференцированный зачет. Тестовый контроль.
Знания:
* современные проблемы охраны природы;
* о современном состоянии и охране атмосферы
* о рациональном использовании и охране почв
7