Конспект урока по биологии Надкласс Рыбы

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект открытого урока биологии в 7 классе

по теме: «Надкласс Рыбы» Масловой С.Ю.


Цель урока:

Изучение особенностей строения рыбы, связанных с обитанием в водной среде.

Задачи:

Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания; знакомство с многообразием рыб.

Развивающие: развивать умения наблюдать за живыми животными, работать с учебником и лабораторными объектами, устанавливать причинно-следственные связи; Воспитательные: патриотическое воспитание на примере рыб нашей области, воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах.

УУД:

Личностные УУД:

Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД: выявление особенностей строения клетки, сравнение объектов, умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: особенности внешнего строения рыбы связанного с обитанием в водной среде

Уметь: выполнять лабораторную работу, уметь ее оформлять, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные: Умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.

Основные понятия: Признаки адаптации рыб к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, чешуя, плавники, боковая линия.

Межпредметные связи: Экология. География.

Методы:

Словесные, наглядные, практические, частично-поисковый.

Оборудование:

Компьютер с проектором, презентация «Внешнее строение рыб», учебники, банки с аквариумными рыбками, судки с представителями речных рыб, дидактические карточки

Тип урока

Изучение нового материала (лабораторная работа)


Ход урока

1.Орг. момент.

- Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня на уроке кроме привычных школьных принадлежностей нам понадобятся карандаши и лабораторное оборудование, а также ваш жизненный опыт и внимание, умение слышать, видеть, наблюдать и делать выводы.

План нашего урока вполне обычен:

1) Проверка домашнего задания

2) Изучение нового материала

3) Лабораторная работа

4) Сюрприз

5) Выводы

6) Домашнее задание

1.Проверка домашнего задания.

- Предлагаю главные моменты нашего прошлого урока вспомнить коллективно, так как эти знания нам пригодятся сегодня, а для некоторых ребят я приготовила карточки (несколько разноуровневых карточек для ребят у которых мало оценок, с повышенным уровнем сложности)

На доске написано «Классификация Хордовых», прикреплены систематические таксоны и названия подтипов и классов в беспорядке.

- Вспомним классификацию типа хордовых, приведем схему в порядок (сообща работают).

тип

подтип

класс



А теперь проверьте, правильно ли сделали, глядя на экран

Ответ:

тип

хордовые

подтип

Бесчерепные

Черепные, или Позвоночные

класс

Ланцетники

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие2. Выберите из списка основные признаки хордовых животных (работа на слайде, прикрепление на доске букв правильных ответов):

А) скелет наружный, хитиновый или известковый;

Б) скелет внутренний, хрящевой или костный;

В) животные имеют лучевую симметрию;

Г) животные двусторонне - симметричные;

Д) кровеносная система замкнутая;

Е) кровеносная система незамкнутая;

Ж) у большинства хорошо развит головной мозг;

З) сердце расположено на брюшной стороне тела.

Сделаем проверку, глядя на экран:

Б, Г, Д, Ж, З

+ сбор карточек с выполненными заданиями

2. Новый материал

Определение темы и цели урока

- Сегодня мы с вами займемся изучением очень древней группы позвоночных животных. Каких? Попробуйте это решить исходя из классификации.

- Итак, тема урока «Надкласс Рыбы», почему с рыб мы будем изучать Хордовых? (ребята приводят свои доводы) (слайд).

- Что мы должны сегодня на уроке узнать, чему научиться? (ребята формулируют цель урока)

- Приступим к изучению нового.

Почему «Рыбы» - это надкласс? Что это за систематическая группа? Оказывается, рыбы настолько многочисленная группа, что для них введена еще одна объединяющая систематическая категория - НАДКЛАСС. Так если взять вместе всех млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий, то их будет не более 18000 видов, тогда как число видов рыб превышает 22000! В эту группу включены два класса: класс Хрящевые рыбы и класс Костные рыбы. Основной критерий такого разделения служит вещество, из которого состоит скелет рыб - хрящ или кость. Рыбы обитают практически везде, где есть вода. Значение рыб велико. Что вам известно о роли рыб в природе и для человека? (отвечают дети, учитель приводит интересные факты, составляют классификацию рыб)

- Вам много известно о значении рыб, выясним, как много вы о них знаете как о жителях водной среды (учитель проводит мозговой штурм: на доске записано слово рыбы, ребята говорят по очереди в течение 2 минут всё, что им известно о рыбах, учитель делает краткие записи, затем вместе анализируют материал ).

3. Лабораторная работа

- Наверное, нет таких людей в нашем городе, да и в стране, которые бы ничего не знали о рыбах. О рыбах сложены сказки, рассказы, стихи и даже поговорки, так, например, про некоторых людей говорят: «Как рыба в воде». Что это значит? (Это значит рыбам хорошо в воде, они вольготно и уютно себя чувствуют)

- А, как вы думаете, какие приспособления помогают рыбам выжить в воде? Ваши предположения?

( Жабры, форма тела, плавники, чешуя и т.д.)

- Проверим ваши предположения наблюдением. Выполним лабораторную работу «Изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб» (по инструктивным карточкам). Записываем тему, ставим цель. Какое оборудование нам понадобится? Что будет в ходе работы?

(выполняют лабораторную работу)

В ходе работы учитель просит пронаблюдать за дыханием и передвижением рыб.

Какие выводы сделали?

4. Закрепление

- Для закрепления изученного материала сделайте задание: «Найди соответствие», соединив стрелками фактор с приспособлением (причинно-следственные связи). А теперь посмотрите на экран и сверьте ответы (слайд).

Факторы водной среды

Приспособления к факторам среды

1.Большая плотность воды

1.Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуй, плавники

2.Прозрачность

2.Защитная окраска; глаза - орган зрения

3.Способность растворять различные вещества

3.Обоняние

4.Малое содержание кислорода

4.Жаберное дыхание

5.Текучесть

5.Рецепторы боковой линии ощущают направление тока воды, силу течения

6.Высокое давление на больших глубинах

6.Форма тела меняется от веретенообразной у неглубоководных видов к лентовидной у глубоководных и дисковой у донных

7.Снижение освещенности с глубиной

7.Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза; это рыбы красного, фиолетово-черного, черного цвета или не окрашены вовсе

(обсуждение результатов)

4. Игра «Зимняя рыбалка»

- Ну, а теперь - обещанный сюрприз!

На доске (на слайде) написаны названия рыб, обитающих в нашей местности, но вот компьютер так исковеркал названия! Вам самостоятельно нужно исправить ошибки, правильно назвав рыб. Тот, кто сделает правильно и быстрее - лучший рыбак зимней рыбалки! (лучший рыбак получает в подарок «удочку» - ручку с пожеланием, чтобы на не клевали только пятерки)

5 . Задание на дом

Прочитать параграф 31, составить рассказ о внешнем строении рыбы, по желанию составить тест (5-7 вопросов).

Итог

- Какое из приспособлений к жизни в водной среде вам показалось самым удивительным и почему?

- Кому сегодня за урок вы бы поставили пятерку?

- Взгляните еще на один слайд. В списке рыб одна лишняя. Какая и почему мы это выясним с вами на следующем уроке. Спасибо за сотрудничество!

Литература:

  1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005.

  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7-8 класс. Универсальные поурочные разработки. - М.: ВАКО, 2006.

  3. Школьник Ю. К. Подводный мир. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2010.

Приложение к уроку «Надкласс Рыбы»

Индивидуальные карточки

Карточка №1. Тема «Надкласс Рыбы»

Допиши предложения

Строение ланцетника

Ланцетников относят к подтипу __________________________________________ .

Это небольшие животные, размером _______________________________________ .

Они обитают в ___________________________________________ среде.

Хорда выполняет роль ________________________________________.

Над хордой располагается _________________________________________.

Кровеносная система ланцетника ____________________________________ типа.

Значение ланцетника в природе ____________________________________________________________________________________________

Карточка №2. Тема «Надкласс Рыбы»

Возле номера верного высказывания поставь +, возле неправильного _-.

  1. Хорда - это упругий плотный тяж вдоль тела животных, служащий осевым скелетом.

  2. У всех хордовых, кроме ланцетника есть сердце.

  3. Ланцетник имеет костный скелет.

  4. Органы чувств у ланцетника - это глаза и усики.

  5. Выделительная система у ланцетника отсутствует, но есть выделительные трубочки.

  6. Ланцетник хороший и ловкий пловец.

  7. Ланцетник - паразит морских рыб.

Проверка домашнего задания

тип подтип класс

Хордовые Бесчерепные Черепные ланцетники

рыбы млекопитающие птицы земноводные пресмыкающиеся

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З





Лабораторная работа

Тема: Изучение внешнего строения рыб и особенностей их передвижения

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрите рыбу в судке.

  2. Определите форму тела рыбы. Каково ее значение в жизни рыбы?

  3. Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она на спинной и брюшной, боковой сторонах? Какое значение имеет такая окраска в жизни рыбы?

  4. Рассмотрите, как на теле располагаются чешуи. Все ли они одинаковы? Для чего служат чешуи рыбе?

  5. Обратите внимание, на ряд боковых чешуй - это боковая линия, найдите в учебнике, для чего она служит.

  6. На ощупь рыба скользкая, в судке остается немного слизи. Как вы думаете, для чего она нужна рыбе?

  7. Рассмотрите голову рыбы. Какие органы здесь находятся? Для чего они нужны рыбе?

  8. Найдите на теле рыбы плавники. Сосчитайте их количество. Все ли они одинаковы? Для чего служат?

  9. Зарисуйте внешний вид рыбы. Подпишите на рисунке части тела.

  10. Запишите вывод.





Закрепление

Факторы водной среды

Приспособления к факторам среды

1.Большая плотность воды

1.Обоняние

2.Прозрачность

2. Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза; это рыбы красного, фиолетово-черного, черного цвета или не окрашены вовсе

3.Способность растворять различные вещества

3.Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуй, плавники

4.Малое содержание кислорода

4. Рецепторы боковой линии ощущают направление тока воды, силу течения

5.Текучесть

5. Жаберное дыхание

6.Высокое давление на больших глубинах

6.Форма тела меняется от веретенообразной у неглубоководных видов к лентовидной у глубоководных и дисковой у донных

7.Снижение освещенности с глубиной

7.Защитная окраска; глаза - орган зрения



© 2010-2022