РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 13БИОЛОГИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34. 02. 01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЩЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ





УТВЕРЖДАЮ

Директор_______ Н.В. Цапкина

«____» __________ 2015г


.





рабочая ПРОГРАММа дисциплины


ОУП.13 БИОЛОГИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ







ст-ца Кущевская

2015 г.

Рассмотрена на заседании ЦК № 3

Протокол №10 от 23.06.2015 г.

Председатель:

Фомичева О.Н. __________

Рассмотрена

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.


Рабочая программа дисциплины БИОЛОГИЯ разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины " БИОЛОГИЯ ", рекомендованной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 21.07.2015, протокол №3, регистрационный номер рецензии 387 от 23.07.2015 ФГАУ "ФИРО"

Организация-разработчик рабочей программы: ГБОУ СПО «Кущевский медицинский колледж»

Разработчик:

Белозерова Е.А. - преподаватель дисциплины «Биология»

Рецензенты:

Тригуб Л.В. - учитель биологии первой категории МБУЗ СОШ №16

Квалификация по диплому - учитель биологии

Дзюба Ж.В. - преподаватель высшей категории ГБОУ СПО «Ейский медицинский колледж»

Квалификация по диплому - преподаватель биологии




СОДЕРЖАНИЕ


СТР

1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

5

2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины

8

3. условия реализации программы учебной дисциплины

20

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

22






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.











1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО: 34.02.01 «Сестринское дело» на базе основного общего образования по программе базовой подготовки СПО. Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина является частью общеобразовательного цикла естественнонаучного профиля, биология изучается как базовый учебный предмет.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

  • сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

  • понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

  • способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

  • способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

  • готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

  • обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

  • способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

• метапредметных:

- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

  • повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

  • способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  • умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

  • способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

  • способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

• предметных:

  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

  • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

  • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

  • сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

1.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

Биология - система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.

Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.

Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями - одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.

Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, - по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе.

При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуро-сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественнонаучной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов










2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:


  • написание рефератов

8

  • решение задач

4

  • изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря

9

  • составление кроссвордов

5

  • создание презентаций

9

  • написание отчета о результатах экскурсии

1

Итоговая аттестация в форме экзамена






2.2. Содержание обучения по дисциплине «Биология»

Наименование тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в биологию


Тема 1.1.
Введение в биологию



Содержание учебного материала

Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии для медицины

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Создание презентаций по темам:

  • Вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки

  • Царства живой природы

1






Раздел 2. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение


Тема 2.1. Происхождение и развитие жизни на Земле



Содержание учебного материала

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

4

2




Семинар

2

3

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Составление кроссвордов.

Написание рефератов по темам:

  • Современные представления о зарождении жизни.

  • Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле

Создание презентаций по темам:

  • Гипотезы происхождения жизни.

  • Ранние этапы развития жизни на Земле

  • Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

  • Краткая история развития органического мира.

  • Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

3


Тема 2.2.

Эволюционное учение

Содержание учебного материала

История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

4

2

Семинары

2

3

История развития эволюционных идей. Микроэволюция и макроэволюция



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря.

Написание рефератов по темам:

  • История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

  • «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

  • Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

  • Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

  • Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

  • Причины вымирания видов.

Создание презентаций по темам:

  • История развития эволюционных идей

  • Синтетическая теория эволюции.

  • Путешествие на корабле "Бигль"

3


Раздел 3. Происхождение человека


Тема 3.1. Происхождение человека



Содержание учебного материала

Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас.

Критика расизма.

4

2



Семинар

2

3

Происхождение человека



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Составление кроссвордов.

Написание рефератов по темам:

  • Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

  • Современный этап развития человечества.

Создание презентаций по темам:

  • Человеческие расы. Опасность расизма.

  • Современные гипотезы о происхождении человека

3




Раздел 4. Основы экологии

Тема 4.1.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Содержание учебного материала

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

4

3

Семинар

2

3

Антропогенные изменения в естественных природных ландшафтах Краснодарского края



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря.

Написание рефератов по темам:

  • Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

  • Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

  • Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

  • Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

  • Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости

Создание презентаций по темам:

  • Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

  • Взаимодействие организмов в экосистеме.

  • Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

3


Тема 4.2.

Биосфера- глобальная экосистема. Биосфера и человек

Содержание учебного материала

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

2

3

Семинар

2

3

Биосфера и человек



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности

Написание рефератов по темам:

  • Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

  • Рациональное использование и охрана (конкретных) не возобновляемых природных ресурсов.

  • Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновляемых природных ресурсов.

  • Устойчивое развитие природы и общества.

Создание презентаций по темам:

  • Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

  • Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

  • Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

  • Воздействие производственной деятельности для нужд здравоохранения на окружающую среду.

2


Раздел 5. Бионика

Тема 5.1.

Бионика

Содержание учебного материала

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой особенностей морфофизиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Экскурсия "Сезонные изменения в природе". Написание отчета о результатах экскурсии

1


Раздел 6. Учение о клетке

Тема 6.1.

Химическая организация клетки

Содержание учебного материала

Химическая организация клетки. Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

2

3

Семинар

2

3

Химическая организация клетки



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Составление кроссвордов.

Написание рефератов по темам:

  • Органические вещества клетки, доказательства их наличия в организме.

  • Неорганические вещества клетки, доказательства их наличия и роли в организме.

  • Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни организма.

Создание презентаций по темам:

  • Строение и функции нуклеиновых кислот

  • Строение и функции углеводов

  • Строение и функции липидов

  • Витамины

  • Вода, ее роль и функции в клетке

2


Тема 6.2

Строение и функции клетки

Содержание учебного материала

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

2

3

Практическое занятие

2

3

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Выполнение рисунков растительных и животных клеток. Написание рефератов по темам:

  • Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации. Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток. Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

  • Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.

  • Вирусные болезни человека.

  • СПИД - чума 21 века.

Создание презентаций по темам:

  • Строение и функции ядра

  • Мембранные и немембранные органоиды клетки.

  • Вирусы - внутриклеточные паразиты

2


Тема 6.3.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Содержание учебного материала

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

2

3

Семинары

4

3

1.Обмен веществ и превращение энергии в клетке



2.Реализация генетической информации в клетке



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Решение задач по молекулярной биологии.

Написание рефератов по теме:

  • Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

  • Митохондрии как энергетические станции клеток.

  • Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.

Создание презентаций по темам:

  • Строение и функции хромосом

  • Этапы биосинтеза белка

  • Обмен веществ и превращение энергии в клетке

  • ДНК - носитель наследственной информации

  • Репликация ДНК

2


Тема 6.4

Жизненный цикл клетки

Содержание учебного материала

Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез.

2

3

Семинар

2

3

Жизненный цикл клетки



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Составление кроссвордов.

Выполнение рисунков фаз митоза и амитоза.

Написание рефератов по теме:

  • Биологическое значение митоза и амитоза

Создание презентаций по темам:

  • Жизненный цикл клетки

  • Митоз

  • Амитоз

2


7. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 7.1

Размножение организмов

Содержание учебного материала

Размножение организмов. Организм - единое целое. Многообразие организмов. Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Составление кроссвордов.

Написание рефератов по темам:

  • Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

  • Половое размножение и его биологическое значение.

  • Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах простейших. Биологическое значение чередования поколений.

  • Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.

Создание презентаций по темам:

  • Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

  • Половое размножение и его биологическое значение.

1


Тема7.2 Индивидуальное развитие организма

Содержание учебного материала

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Составление кроссвордов.

Написание рефератов по теме:

  • Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

  • Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

  • Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

Создание презентаций по темам:

  • Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

1


Тема7.3

Индивидуальное развитие человека

Содержание учебного материала

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2

2

Семинар

2

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов. Последствия влияния ПАВ, загрязнений окружающей среды на развитие человека



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Составление кроссвордов.

Написание рефератов, создание презентаций по темам:

  • Последствия влияния алкоголя на развитие человека

  • Последствия влияния никотина на развитие человека

  • Последствия влияния наркотических веществ на развитие человека

  • Последствия влияния загрязнений окружающей среды на развитие человека

2


Раздел 8. Основы генетики и селекции

Тема 8.1

Основы учения о наследственности и изменчивости

Содержание учебного материала

Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

4

2

Практическое занятие

2

2

Решение генетических задач



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания

3


Тема 8.2 Закономерности изменчивости

Содержание учебного материала

Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

2

2

Практическое занятие

2

3

Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм



Семинар

2

3

Генетика человека



Самостоятельная работа обучающихся

Написание рефератов по темам:

  • Драматические страницы в истории развития генетики.

  • Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

Создание презентаций по темам:

  • Г.Мендель - основоположник генетики.

  • Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

  • Генетическая терминология и символика

  • Законы генетики, установленные Г. Менделем

3


Тема 8.3

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Содержание учебного материала

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

2

2

Семинар

2

3

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов



Самостоятельная работа обучающихся

Изучение биологической терминологии, ведение терминологического словаря. Составление кроссвордов.

Написание рефератов по темам:

  • Центры многообразия и происхождения культурных растений.

  • Центры многообразия и происхождения домашних животных.

  • Значение изучения предковых форм для современной селекции.

  • История происхождения отдельных сортов культурных растений.

  • Кубанские селекционеры.

Создание презентаций по темам:

  • Проблемы клонирования.

  • Биотехнология, достижения и перспективы развития.

  • Кубанские селекционеры.

  • Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

  • Вклад Н.И. Мичурина в развитие селекции.

  • Значение селекции и биотехнологии для медицины.

2


Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72





Тематический план по дисциплине «биологии»



Наименование разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка






Количество часов

Самостоятельная работа

Всего

Аудиторных


Практических

Введение

3

2

2


1

История развития жизни на Земле

9

6

6


3

Эволюционное учение

9

6

6


3

Происхождение человека

9

6

6


3

Основы экологии

15

10

10


5

Бионика

3

2

2


1

Учение о клетке

3

2

2


1

Всего за 1-ое полугодие

51

34

34


17

Учение о клетке

24

16

14

2

8

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

12

8

8


4

Основы генетики и селекции

21

14

10

4

7

Всего за 2-ое полугодие

57

38

32

6

19

Итого по дисциплине

108

72

66

6

36




3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: легко перемещаемые в пространстве столы, стулья, доска.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, мультимедийные средства обучения (компьютерные презентации, фильмы).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Для студентов основные источники:

1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 кл. -М., "Дрофа", 2012.

Дополнительные источники:

2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология Профильный класс 10 класс - М. "Дрофа", 2012.

3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология Профильный класс 11 класс - М. "Дрофа", 2012.

Для преподавателя

1. Вертьянов С.Ю. Общая биология, Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2012.

2. Дикарев С.Д., Вертьянов С.Ю. Общая биология 10-11, Поурочный тест-задачник к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений - Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2011.

3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Родионова Е.И., Розанов М.Н.

Биология 10-11 класс - М., "БАЛАСС", 2012.

4. Дымшиц Г.М., Шумный В.К. Общая биология часть1- М., "Просвещение", 2012

5.Дымшиц Г.М., Шумный В.К. Общая биология часть 2- М., "Просвещение", 2012

6. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 кл. -М., "Дрофа", 2011.

7. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология Профильный класс 10 класс - М. "Дрофа", 2011.

8. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология Профильный класс 11 класс - М. "Дрофа", 2011.



Интернет - ресурсы:



  1. xvatit.com/school/sch-online/compet/30108-organic-chemistry.html

  2. mikroskope.ru/video_5.html

  3. fotogai.ru/post/poznavatelno/14919.html

  4. dommedika.com/169.html

  5. nsau.edu.ru/images/vetfac/images/ebooks/histology/histology/r2/t4.html#4.1.2.2.%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD

  6. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

  7. bioword.narod.ru/index.htm

  8. polezen.ru/interes/anatomy.php

  9. botan0.ru/?cat=1&id=5

  10. alleng.ru/edu/bio.htm

  11. humbio.ru/

  12. nashol.com/knigi-po-biologii/



4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов

обучения

  • сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

  • понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

  • способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

  • способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

  • готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

  • обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

  • способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

  • осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

  • повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

  • способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  • умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

  • способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

  • способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

  • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

  • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

  • сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Решение биологических задач

Контроль за ведением терминологического словаря


Заполнение сравнительных таблиц

Защита рефератов

Представление презентаций

Представление кроссвордов

Написание отчета об экскурсии

Контроль выполнения заданий в рабочей тетради для самостоятельной работы

Тестирование

Устный индивидуальный/ фронтальный опрос

Терминологический диктант


23


© 2010-2022