- Преподавателю
- Биология
- Календарно - тематическое планирование по биологии
Календарно - тематическое планирование по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ракецкая А.А. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Биология
6 класс
(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)
№
Наименование темы
Кол-во часов
Дата
Введение (1 час).
1.
Наука о растениях - ботаника. Значение растений в природе и жизни человека.
1
Раздел I. Общее знакомство с растениями (3 часа).
2.
Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений.
1
3.
Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений.
Лабораторная работа № 1.
Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов.
1
4.
Условия жизни растений. Многообразие растений.
Экскурсии:
1. «Мир растений вокруг нас».
2. «Осенние явления в жизни растений».
Практическая работа.
Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном участке.
1
Раздел II. Клеточное строение растений (5 часов).
5.
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Техника безопасности.
Лабораторная работы № 2.
Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами.
1
6.
Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение клетки.
Лабораторная работа № 3.
Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа.
1
7.
Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток.
Лабораторная работа № 4.
Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.
1
8.
Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей.
1
9.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений.
1
Раздел III. Органы цветковых растений, плоды и семена (14 часов).
Глава I. Семя (2 часа).
10.
Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений.
Лабораторная работа № 5
Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнообразием семян овощных культур.
1
11.
Органические и неорганические вещества семени.Разнообразие семян.
1
Глава II. Корень (3 часа).
12.
Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения.
Лабораторная работа № 6.
Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы).
1
13.
Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения.
Лабораторная работа № 7.
Определение зоны роста (растяжения) у корня.
1
14.
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые.
Лабораторная работа № 8.
Видоизменение корней.
1
Глава III. Побег (5 часов).
15.
Строение и значение побегов у растений. Почка - зачаточный побег растения.
Лабораторная работа № 9.
Строение вегетативных и цветочных почек.
1
16.
Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа.
Лабораторная работа № 10.
Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе.
Лабораторная работа № 11
Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев.
1
17.
Стебель как основная часть побега и как орган проведения питательных веществ.
Лабораторная работа № 12.
Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева.
1
18.
Многообразие побегов. Видоизменения побегов.
Лабораторная работа № 13.
Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы.
1
19.
Побеги растений в зимнее время.
Экскурсия:
1. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
1
Глава IV. Цветок, плод (4 часа).
20.
Цветок, его значение и строение. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Лабораторная работа № 14.
Рассмотрение строения цветка.
1
21.
Цветение и опыление растений. Виды опыления.
Лабораторная работа № 15.
Сравнение цветков насекомо опыляемых и ветроопыляемых растений.
1
22.
Образование плодов. Разнообразие плодов.
1
23.
Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда.
Экскурсия:
1. Мир растений на подоконнике.
1
Раздел IV. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов).
24.
Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Удобрения. Фотосинтез.
1
25.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды.
1
26.
Космическая роль зелёных растений на Земле.
1
27.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
1
28.
Половое и бесполое размножение растений, их биологическое значение.
Лабораторная работа № 16.
Черенкование комнатных растений.
1
29.
Рост и развитие растений. Продолжительность жизни растений.
1
Раздел V. Основные отделы царства растений (21 часов).
30.
Понятия о систематике растений. Растительное царство. Вид - основная единица систематики растений.
1
Глава V. Отдел Водоросли (2 часа).
31.
Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Лабораторная работа № 17.
Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.
1
32.
Многообразие пресноводных и морских водорослей.
1
Глава VI. Отдел Мохообразные (2 часа).
33.
Разнообразие мхов. Размножение и развитие мхов.
Лабораторная работа №18.
Внешнее строение мхов.
Оформление результатов лабораторной работы.
1
34.
Сфагновые мхи. Охрана мохообразных растений.
1
Глава VII. Отдел Папоротникообразные (3 часа).
35.
Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов.
Лабораторная работа № 19.
Внешнее строение папоротникообразных.
1
36.
Строение, размножение и развитие хвощей.
1
37.
Строение, размножение и развитие плаунов.
1
Глава VIII. Отдел Голосемянные растения (4 часа).
38.
Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы.
Лабораторная работа № 20
Внешнее строение голосеменных.
1
39.
Семенное размножение хвойных растений на примере сосны обыкновенной.
Лабораторная работа № 21.
Изучение строения шишек и семян хвойных растений.
1
40.
Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
1
41.
Охрана леса и хвойных лесов.
1
Глава IX. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (9 часов).
42.
Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений.
1
43.
Семейство Крестоцветные.
Лабораторная работа № 22.
Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных.
1
44.
Семейство Розоцветные.
Лабораторная работа № 23.
Строение цветка и плода растений семейства Розоцветных.
1
45.
Семейство Пасленовые.
Лабораторная работа № 24.
Строение цветка и плода растений семейства Пасленовых.
1
46.
Семейство Бобовые.
Лабораторная работа № 25.
Строение цветка и плода растений семейства Бобовых.
1
47.
Семейство Сложноцветные
Лабораторная работа № 26.
Строение цветка и плода растений семейства Сложноцветных.
1
48.
Семейство Лилейные.
Лабораторная работа № 27.
Строение цветка и плода растений семейства Лилейных.
1
49.
Семейства Луковые.
Лабораторная работа № 28.
Строение цветка и плода растений семейства Луковых.
1
50.
Семейства Злаки.
Лабораторная работа № 29.
Строение цветка и плода растений семейства Злаки.
Экскурсии:
1. Встреча с представителями царства растений в городском парке и территории школы.
2. Весеннее пробуждение представителей Царства растений.
1
Раздел VI. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (3 часа).
51.
Развитие растительного мира.
1
52.
Происхождение и многообразие культурных растений.
Практическая работа №1.
Весенние работы по уходу за комнатными растениями.
1
53.
История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы.
Практическая работа № 2.
Подбор семян и выращивание рассады для школьного опытного участка.
1
Раздел VII. Царство Вирусы (2 часа).
54.
Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.
1
55.
Распространение и заражение вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями.
1
Раздел VIII. Царство Бактерии (3 часа).
56.
Бактерии как древнейшая группа живых организмов.
Лабораторная работа № 30.
Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки.
1
57.
Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию.
Лабораторная работа № 31.
Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений.
1
58.
Распространение бактерий.
1
Раздел IX. Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы (4 часа).
59.
Общая характеристика грибов.
Лабораторная работа № 32.
Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов.
1
60.
Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы - дрожжи.
Лабораторная работа № 33.
Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора.
1
61.
Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты.
Лабораторная работа № 34.
Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика.
1
62.
Лишайники, особенности их строения, питания, размножения.
Лабораторная работа № 35.
Строение слоевища двух-трёх представителей лишайников.
1
Раздел Х. Природные сообщества (6 часов).
63.
Понятие о природном сообществе растений (биоценозе - фитоценозе) как биологической системе. Жизнь растений в природе.
Практическая работа 1.
Весенние работы на пришкольном учебно-опытном участке и по благоустройству растительных сообществ вокруг школы.
1
64.
Характеристики природного сообщества растений как биосистемы.
Практическая работа 2.
Весенние работы по уходу за комнатными растениями.
1
65.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов.
Практическая работа 3.
Работа на пришкольном опытном участке.
1
66.
Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания.
Практическая работа 4.
Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы.
1
67.
Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества.
Экскурсия.
1. Жизнь растений в сообществе.
2. Лес (парк) как природное сообщество.
1
68.
Роль человека в природе. Красная книга.
Экскурсия.
3. Весна в жизни природного сообщества.
4. Жизнь растений в весенний период года.
1
Задания на лето:
1. Подготовить гербарии растений изученных семейств (крестоцветных, розоцветных, пасленовых, бобовых, сложноцветных, лилейных, луковых, злаков).
2. Собрать семена представителей изученных семейств и составить коллекции.
3. Вести фенологические наблюдения и отмечать изменения в жизни растений в дневниках наблюдений.
4. Подготовить гербарии сорных растений.
5. Собрать семена овощных, плодовых, бахчёвых, злаковых культур. (На усмотрение учителя).
6. Вести наблюдения за цветением растений и образованием плодов, изменением листьев в летний период.
7. Вести наблюдения и производить уход за комнатными и декоративными растениями дома и на приусадебном участке. (Все изменения отмечать в дневнике наблюдений).
Биология
7 класс
(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)
№
Наименование темы
Кол-во часов
Введение (1 час).
1.
Зоология - наука о Царстве Животные. Охрана животного мира.
1
Раздел I. Классификация животных (2 часа).
2.
Основные систематические группы животных:
Царство, Подцарство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, вид, популяция.
1
3.
Краткая история развития зоологии. Развитие зоологии как науки в Республике Казахстан.
1
Раздел II. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 часа).
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов.
Глава I. Корненожки (Саркодовые) (1 час).
4.
Разнообразие простейших в природе. Обыкновенная амёба как организм.
1
Глава II. Жгутиконосцы (1 час).
5.
Эвглена зелёная как простейшее, совмещающее признаки животных и растений. Колониальные жгутиковые.
1
Глава III. Инфузории (2 часа).
6.
Инфузория - туфелька как более сложное простейшее животное.
Лабораторная работа № 1.
Рассмотрение простейших организмов в капельки воды из открытого водоёма или аквариума.
1
7.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амёба, малярийный паразит. Значение простейших в природе и жизни человека.
1
Раздел III. Подцарство многоклеточные животные (4 часа).
Глава IV. Тип Кишечнополостные (3 часа).
8.
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра.
1
9.
Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток.
1
10.
Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
1
Глава V. Морские кишечнополостные (1 час).
11.
Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
1
Раздел IV. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви (9 часов).
Глава VI. Плоские черви (3 часа).
12.
Общая характеристика червей Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей.
1
13.
Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Цикл развития и смена хозяев.
1
14.
Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев.
1
Глава VII. Круглые черви (3 часа).
15.
Общая характеристика круглых червей.
1
16.
Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
1
17.
Значение паразитических червей в природе и в жизни человека.
1
Глава VIII. Кольчатые черви (3 часа).
18.
Многообразие, дождевой червь.
Лабораторная работа № 2.
Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах червя.
1
19.
Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие дождевых червей.
1
20.
Значение и место дождевых червей в биогеоценозах, в природе и истории развития животного мира.
1
Раздел V. Тип моллюски (3 часа).
Глава IX. Класс Брюхоногие моллюски (1 час).
21.
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков.
Лабораторная работа № 3.
Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Наблюдение за поведением прудовика (или виноградной улитки) его передвижением, ответными реакциями на различные раздражения. Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев раковины. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.
1
Глава X. Класс Двустворчатые (1 час).
22.
Беззубка (или перловица) и мидия. Места их обитания. Роль в биоценозах и практическое значение.
1
Глава XI. Класс Головоногие моллюски (1 час).
23.
Осьминоги, кальмар, каракатица. Роль в биоценозе и практическое значение.
1
Раздел VI. Тип Членистоногие (14 часов).
Глава XII. Класс Ракообразные (4 часа).
24.
Общая характеристика Типа. Общая характеристика класса.
1
25.
Речной рак. Место обитания и образ жизни.
1
26.
Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение.
1
27.
Другие ракообразные. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
1
Глава XIII. Класс Паукообразные (4 часа).
28.
Общая характеристика и многообразие паукообразных.
1
29.
Строение паутины и её роль. Значение пауков в биогеоценозах.
1
30.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни.
1
31.
Меры защиты от клещей. Роль клещей в природе и жизни человека.
1
Глава XIV. Класс Насекомые (6 часов).
32.
Общая характеристика класса. Многообразие насекомых.
Лабораторная работа № 4.
Внешнее строение комнатной мухи. Рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы.
1
33.
Размножение и развитие насекомых. Типы развития.
1
34.
Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением:
1
35.
Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов.
Лабораторная работа № 5.
Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых - вредителей.
1
36.
Пчёлы и муравьи - общественные насекомые. Значение пчёл и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.
1
37.
Растительноядные, хищные, паразиты и сверх паразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с вредителями насекомыми. Охрана насекомых.
1
Раздел VII. Тип хордовые (28 часов).
Подтип Бесчерепные (1 час).
38.
Краткая характеристика типа хордовых.
Ланцетник - представитель бесчерепных.
1
Глава XV. Надкласс Рыбы (5 часов).
39.
Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые. Класс Костные рыбы.
Лабораторная работа № 6.
Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение скелета рыбы. Изучение внутреннего строения рыб.
1
40.
Размножение и развитие рыб.
1
41.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты.
1
42.
Промысловое значение рыб. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
1
43.
Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Аквариумное рыбоводство.
1
Глава XVI. Класс Земноводные (3 часа).
44.
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки,её земноводный образ жизни.
Лабораторная работа № 7.
Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах.
1
45.
Многообразие земноводных. Охрана земноводных.
1
46
Вымершие земноводные и их происхождение от древних кистепёрых рыб.
1
Глава XVII. Класс Пресмыкающихся (4 часа).
47.
Общая характеристика класса
Лабораторная работа № 8.
Наблюдение за живыми ящерицами (неядовитыми змеями и черепахами). Изучение их внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.
Экскурсия:
1. В краеведческий музей или зоопарк: «Разнообразие животных родного края».
1
48.
Змеи, ужи, гадюки. Значение змей в природе и в жизни человека.
1
49.
Другие отряды пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
1
50.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
1
Глава XVIII. Класс Птицы (6 часов).
51.
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полёту. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность.
Лабораторная работа № 9.
Внешнее строение птиц. Перьевой покров и различные типы перьев. Строение скелета птицы, внутреннего строения птицы (по готовым влажным препаратам).
1
52.
Размножение и развитие. Забота о потомстве.
Лабораторная работа № 10.
Изучение строения куриного яйца.
1
53.
Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс.
1
54.
Многообразие птиц. Экологические группы птиц.
Экскурсия:
2. «Знакомство с птицами леса (парка, сквера, школьного сада)». Наблюдения за живыми птицами.
1
55.
Полезная деятельность насекомоядных, плотоядных и хищных птиц. Охрана и привлечение птиц.
1
56.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы птиц, их использование человеком.
1
Глава XIX. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов).
57.
Общая характеристика класса.
Лабораторная работа № 11.
Наблюдения за живыми зверьками. Внешнее строение. Изучение строения скелета млекопитающего. Изучение внутреннего строения по готовым влажным препаратам.
1
58.
Размножение и развитие. Забота о потомстве.
1
59.
Происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся. Многообразие млекопитающих.
1
60.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные.
1
61.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
1
62.
Хищные (псовые, кошачьи, куньи, медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
1
63.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоёмов, и их побережий. Живущие в почве.
1
64.
Домашние звери. Происхождение от диких предков.
1
65.
Значение млекопитающих. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Экскурсия:
3. В краеведческий музей или зоопарк: «Домашние и дикие звери».
1
Раздел VIII. Развитие животного мира на Земле (1 час).
66.
Историческое развитие животного мира на Земле и его доказательства
1
Раздел IX. Природные сообщества (1 час).
67.
Биогеоценозы, агроценозы и экосистема. Цепи питания.
Экскурсии:
4. «Жизнь природного сообщества весной».
5. «Весенние явления в водном природном сообществе».
1
Заключение (1 час).
68.
Животный мир как многообразие организмов, популяций, видов и сообществ. Уровни организации живой природы.
1
Биология
8 класс
(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)
Введение (1час)
1.
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Вклад учёных.
1
Раздел I. Человек как биологический вид. Общий обзор организма человека (8 часов).
2.
Топография внутренних органов.
1
3.
Клетка и её строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены.
Лабораторная работа № 1.
Просмотр под микроскопом строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей. Либо электронной версии «Строение тканей».
1
4.
Органоиды клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр.
1
5.
Химический состав клетки: вода, минеральные соли.
1
6.
Химический состав клетки. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
1
7.
Жизнедеятельность клеток.
1
8.
Деление клеток, их рост и развитие, специализация.
1
9.
Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.
1
Раздел II. Согласованность функций систем органов в организме человека. Гуморальная регуляция систем (3 часа)
10.
Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Демонстрации.
Женские портреты Рубенса с увеличенной щитовидной железой у их героинь вследствие недостатка йода в местности, где они жили.
1
11.
Щитовидная железа и функции её гормонов. Меры профилактики заболеваний щитовидной железы в Республике Казахстане.
1
12.
Сахарный диабет. Роль гормонов надпочечников, гипофиза,щитовидной железы и половых желез в регуляции полового развития.
1
Раздел III. Нервная система (5 часов).
13.
Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона. системы.
Лабораторная работа № 2.
Изучение коленного рефлекса.
1
14.
Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Отходящие от спинного мозга нервы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.
1
15.
Головной мозг. Серое и белое вещество головного мозга, кора и ядра головного мозга.
Демонстрации.
Рефлексы продолговатого мозга: мигательный, глотательный. Функции мозжечка: координация целевых движений (пальценосовая проба), противодействие силам, вызывающим помехи (инерция).
1
16.
Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая
Лабораторная работа № 3.
Получение мигательного рефлекса и его торможение.
1
17.
Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их строение и функции.
Лабораторная работа № 4.
Штриховое раздражение кожи (наблюдается сужение сосудов под действием симпатического подотдела: появление белой полосы) и последующее расширение кожных сосудов под воздействием парасимпатического подотдела вегетативной нервной системы (появление красной полосы).
1
Раздел IV. Органы чувств - анализаторы (4 часа).
18.
Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.
1
19.
Орган зрения. Строение и функции глаза.
Лабораторная работа № 5.
Определение остроты зрения. Выявление функций радужки и хрусталика, нахождение слепого пятна.
1
20.
Орган слуха и слуховой анализатор.
Лабораторная работа № 6.
Определение остроты слуха.
1
21.
Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Демонстрации.
Приёмы определения запаха неизвестных веществ.
1
Раздел V. Опорно-двигательная система (6 часов).
22.
Кости, мышцы, сухожилья - компоненты опорно-двигательной системы. Демонстрации:
Самонаблюдения, выявляющие роль костей плечевого пояса в движении руки вверх и вращении лучевой кости вокруг локтевой при поворотах кисти ладонью вниз. Утомление при статической и динамической работе. Приёмы определения правильности осанки и наличия плоскостопия.
1
23.
Состав и строение костей, их форма и функции. Лабораторная работа № 7.
Изучение свойств прокаленной и декальцинированной кости.
1
24.
Основные отделы скелета: череп, скелет туловища, скелеты поясов конечностей, скелет конечностей.
Лабораторная работа № 8.
Определение гибкости позвоночника, место положения мышц и костей.
1
25.
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
Демонстрации:
Наложение шины на предплечье и фиксация его подручными средствами. Модельный опыт: сравнение прочности двух одинаковых бумажных листов, один из которых свёрнут в трубку.
1
26.
Мышцы, типы мышц, их строение и значение.
1
27.
Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия. Лабораторная работа № 9.
Антропометрический метод определения уровня роста и развития организма.
1
Раздел VI. Внутренняя среда организма (7 часов).
28.
Кровь, тканевая жидкость и лимфа - компоненты внутренней среды организма. Лабораторная работа № 10.
Микроскопическое строение крови человека.
1
29.
Роль тромбоцитов в свёртывании крови.
1
30.
Транспортировка кислорода и углекислого газа эритроцитами. Роль гемоглобина.
1
31.
Лейкоциты, их строение и функция. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза.
1
32.
Иммунитет. Иммунная реакция.
1
33.
Иммунитет пассивный и активный, естественный и искусственный. Профилактика СПИДа.
1
34.
Группы крови и переливание крови.
1
Раздел VII. Сердечно - сосудистая система (5 часов).
35.
Строение сердца. Лабораторная работа № 11.
Последствия перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов.
1
36.
Большой и малый круги кровообращения. Демонстрация.
Измерение артериального давления с помощью сфигмоманометра и фонендоскопа; приёмы наложения закрутки.
Лабораторная работа № 12.
Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированной нагрузки (20 приседаний).
1
37.
Регуляция работы сердца и сосудов.
1
38.
Гуморальная регуляция.
1
39.
Первая помощь при капиллярном, венозном, артериальном кровотечениях. Наложения жгута при травмах сосудов конечностей. Первая помощь при носовых кровотечениях.
1
Раздел VIII. Дыхание (3 часа).
40.
Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и лёгкие. Демонстрации.
Определение окружности грудной клетки при вдохе и выдохе.
1
41.
Дыхательные движения и их регуляция . Жизненная ёмкость лёгких. Практическая работа
по оказанию первой помощи при остановке дыхания.
1
42.
Болезни органов дыхания: грипп, туберкулёз лёгких - болезни, передающиеся через воздух. Палочка Коха - возбудитель туберкулёза. Гигиена дыхания.
1
Раздел IX. Пищеварение (6 часов).
43.
Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли.
1
44.
Значение пищеварения.
1
45.
Пищеварение в ротовой полости. Демонстрация.
Челюстной аппарат на черепе.
Лабораторная работа № 13.
Действие слюны на вареный крахмал.
1
46.
Пищеварение в желудке. Демонстрация.
Опыт действия желудочного сока на белки.
1
47.
Действие кишечного сока на пищу. Питание и здоровье.
1
48.
Инфекционные заболевания органов пищеварения: холера, дизентерия и другие, меры их профилактики.
1
Раздел X. Обмен веществ и превращение энергии (3 часа).
49.
Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.
Лабораторная работа № 14.
Примерное определение энерготрат по числу пульсовых ударов. Определение норм питания, составление пищевых рационов.
1
50.
Нормы питания и их связь с энерготратами организма.
1
51.
Витамины, их значение.
Демонстрации.
Витаминные препараты.
1
Раздел XI. Выделение (2 часа).
52.
Значение выделения. Органы мочевыделения.
Демонстрации.
Строение почки млекопитающего (влажный препарат). Выявление органических веществ в природных источниках воды (путём обесцвечивания йода).
1
53.
Предупреждение заболевания почек.
Лабораторная работа № 15.
Оценка загрязнённости воды из талого снега путём определения её прозрачности.
1
Раздел XII. Кожа и теплорегуляция (2 часа).
54.
Барьерная роль кожи. Строение кожи: эпидермис, дерма, гиподерма. Демонстрация.
Теплорегуляция на примере электрического утюга, снабжённого теплорегулятором с датчиком и контрольной лампочкой.
Лабораторная работа № 16.
Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью лупы. Выявление тактильных и холодовых рецепторов кожи. Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки.
1
55.
Заболевания кожи. жениях Гигиена кожи и одежды.
1
Раздел XIII. Индивидуальное развитие организма (4 часа).
56.
Значение размножения. Строение и функции половых органов.
1
57.
Половое созревание юношей и девушек. Планирование семьи. Охрана материнства и детства.
1
58.
Оплодотворение. Беременность.
1
59.
Наследственные и врожденные болезни.
1
Раздел XIV. Поведение и психика (7 часов).
60.
Сон и его значение. Сновидения.
Демонстрации.
Безусловные рефлексы человека, выработка условного рефлекса у человека на базе речевого подкрепления.
Тест на проверку наблюдательности, внимания, памяти и консерватизма мышления.
1
61.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
1
62.
Деятельность человека - глобальный экологический фактор.
1
63.
Труд и культура - основные завоевания человечества., мышление.
1
64.
Волевые процессы. Качества воли. Эмоции.
1
65.
Внимание: непроизвольное и произвольное Режим дня.
1
66.
Личность и её способности: становление личности, темперамент, характер, интересы, склонностиСоциоприродная
1
67
Человек и его место в биосфере.Создание и защита проекта.
68
Экскурсия
Биология
9 класс
(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)
Введение в биологию (1 час).
Часы
1.
Общая биология.Значение предмета для понимания всего живого.
1. Экскурсия на природу для ознакомления с многообразием живого мира.
1
Раздел I. Клетка - единица живого (14 часов).
Глава I. Химический состав клетки (5 часов).
2.
Предмет и задачи цитологии.
1
3.
История открытия клетки.
1
4.
Клеточная теория - величайшее открытие ХIХ века.
1
5.
Единство химического состава живой материи.
1
6.
Органические вещества: углеводы, белки нуклеиновые кислоты, АТФ, липиды, их элементарное строение, роль в клетке.
Лабораторная работа № 1.
Каталитическая активность ферментов в живых тканях.
1
Глава II. Структура и функции клетки (3 часа).
7.
Клеточные структуры: плазматическая мембрана, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи и лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения, их строение и выполняемая функция; клеточные включения.
Лабораторная работа № 2.
Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожице лука.
1
8.
Ядро, его строение и функция. Ведущая роль ядра.
1
9.
Клетки прокариоты и эукариоты, особенности их строения.
Лабораторная работа № 3.
Строение растительной, животной и бактериальной клеток. Найти различия в строении.
1
Глава III. Обеспечение клеток энергией (2 часа).
10.
Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Фотосинтез.
1
11.
Биологическое окисление и горение. Митохондрии - энергетические станции клетки.
1
Глава IV. Наследственная информация и реализация её в клетке (4 часа).
12.
Генетическая информация. ДНК - матрица для синтеза белка.
1
13.
Генетический код.
1
14.
Генная и клеточная инженерия.
1
15.
Регуляция транскрипции и трансляции у бактерий.
1
Раздел II. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов).
Глава V. Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого (4 часа).
16.
Митоз. Биологическая сущность митоза.
1
17.
Формы размножения организмов. Типы бесполого размножения. Половое размножение.
1
18.
Мейоз и его биологическая сущность.
1
19.
Оплодотворение у животных и цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.
1
Глава VI. Индивидуальное развитие организмов (2 часа).
20.
Элементарное понятие индивидуального развития организмов.
1
21.
Организм как единое целое. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
1
Раздел III. Основы генетики и селекции (13 часов).
Глава VII. Основные закономерности наследственности (5 часов)
22.
Краткая история развития генетики.
Практическая работа № 1.
Решение простейших генетических задач.
1
23.
Закон доминирования.
1
24.
Генотип и фенотип. Аллельные гены. Анализирующее скрещивание.
Практическая работа № 2.
Составление своей родословной.
1
25.
Влияние условий среды на качественные и количественные признаки. Норма реакции.
1
26.
Генетическое определение пола.
1
Глава VIII. Закономерности изменчивости (4 часа).
27.
Модификационная и наследственная изменчивость.
Лабораторная работа № 4.
Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой модификационной изменчивости»;
Лабораторная работа № 5.
Изменчивость организмов.
1
28.
Экспериментальное получение мутаций.
1
29.
Генетика и медицинаРезус-фактор.
1
30.
Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование.
1
Глава IX. Генетика и селекция (4 часа).
31.
Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений.
1
32.
Методы современной селекции.
1
33.
Родственные скрещивания и их значение в селекции. Гетерозис.
1
34.
Полиплоидия. Отдалённая гибридизация.
Лабораторная работа № 6.
Фенотипы местных сортов растений.
1
Раздел IV. Эволюция (23 часа).
Глава X. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (4 часа).
35.
Возникновение и развитие эволюционных представлений.
1
36.
Ч. Дарвин и его теория происхождения видов.
1
37.
Эмбриологические доказательства.
1
38.
Вид. Критерии вида. Популяция.
Лабораторная работа № 7.
Морфологические особенности растений различных видов.
1
Глава XI. Механизмы эволюционного процесса (7 часов).
39.
Роль изменчивости в эволюционном процессе.
1
40.
Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.
1
41.
Борьба за существование.
1
42.
Формы естественного отбора в популяциях. Движущая форма отбора.
1
43.
Стабилизирующая форма отбора.
1
44.
Приспособленность покровительственная окраска.
Лабораторная работа № 8.
Приспособленность организмов.
1
45.
Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Соотношения направлений эволюции.
Лабораторная работа № 9.
Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых.
1
Глава XII. Возникновение жизни на Земле (2 часа).
46.
Развитие представлений о возникновении жизни.
1
47.
Абиогенный синтез органических молекул. Современные взгляды на возникновение жизни.
1
Глава XIII. Развитие жизни на Земле (6 часов).
48.
Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в палеозое
1
49.
Развитие жизни в мезозое.
1
50.
Многообразие органического мира.
1
51.
Принципы систематики.
1
52.
Неклеточные формы жизни - вирусы и фаги.
1
53.
Клеточные формы жизни, их разделение на безъядерные и ядерные. Прокариоты. Эукариоты.
1
Глава XIV. Происхождение человека (4 часа).
54.
Доказательства происхождения человека.
1
55.
Труд и происхождение человека. Предпосылки антропогенеза.
1
56.
Первые люди. Древнейшие люди.
1
57.
Человеческие расы. Несостоятельность расизма. Реакционная сущность расизма.
1
Раздел V. Основы экологии (11 часов).
Глава XV. Экосистемы (7 часов).
58.
Предмет экологии. Экологические факторы среды.
1
59.
Биотический оптимум.
1
60.
Взаимодействие популяций разных видов. экосистем.
1
61.
Сообщества. Экосистемы.
1
62.
Поток энергии и цепи питания.
1
63.
Смена экосистем. Смена экосистем под влиянием человека. Агроценозы.
1
64.
Применение экологических знаний в практической деятельности человека.
1
Глава XVI. Биосфера. Влияние деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы (4 часа).
65.
Учение В.И.Вернадского о биосфере.
1
66.
Роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы.
1
67.
Общество и окружающая среда. Концепция экологической безопасности.
1
68.
Экологические проблемы Республики Казахстан.
1