Урок-игра по биологии на тему Микроорганизмы 1 курс

Обобщающий урок-игра по предмету "Основы микробиологии, санитарии и гигиены на предприятиях общественного питания" - Путешествие в  мир невидимок. Цель урока: закрепить знания обучающихся о представителях Царства бактерий, их строении, жизнедеятельности,  распространении  на Земле.  Задачи: продолжить формирование понятий – бактерии, бациллы, спириллы, кокки, вибрионы; Умение делать выводы на  основании полученной информации. Ход урока I.                   Организационный момент II.             ... Оболочка Придаёт форму, защищает и проводит питательные вещества. Цитоплазма Внутренняя среда клетки Ядро Главный жизненный центр клетки, который отвечает за размножение. Ядерная масса, без оболочки   Жгутик Обеспечивает передвижение. Хлоропласты Синтез органических веществ из неорганических (фотосинтез) Вакуоли Содержат клеточный сок Лизосомы Растворяют клетку после смерти.   Обучающийся:   Обсуждают задание и по очереди подходят к доске, выполняя лишь одно действие. Какая команда быстрее. IV этап - Распространение в природе  - Дискуссия представителей разных профессий.   Vэтап Заключение - значение бактерий    
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пастухова Нина Николаевна

преподаватель биологии

ГБОУ НПО ПУ-68

п. Улькан Иркутская область

[email protected]

Путешествие в мир невидимок

Цель урока: закрепить знания обучающихся о представителях Царства бактерий, их строении, жизнедеятельности, распространении на Земле.

Задачи: продолжить формирование понятий - бактерии, бациллы, спириллы, кокки, вибрионы; Умение делать выводы на основании полученной информации.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Постановка познавательной задачи

Учитель: Представьте, что мы - путешественники во времени. Я перевожу часы на машине времени на 3,5 млрд лет назад. Но перед началом путешествия давайте подумаем, что мы можем увидеть в это время на Земле? (На доске таблички, характеризующие состояние атмосферы: Вода занимает большее пространства. Суша занимает почти всю поверхность Земли. Суша - каменистая равнина. Озонового слоя нет. Воздух заполнен живительным кислородом. Суша благоухает пышной растительностью. Озоновый слой защищает всё живое от жёсткого ультрафиолетового излучения. В воздухе нет кислорода, зато есть, аммиак, сероводород, метан и пары воды.)

Обучающийся: Вода занимает большее пространства. Суша - каменистая равнина. В воздухе нет кислорода, зато есть, аммиак, сероводород, метан и пары воды. Озонового слоя нет.

Учитель: Правильно. Значит, нам необходимо надеть скафандры. Целью нашего перемещения являются поиски жизни. Господа исследователи, где нам искать жизнь?

Обучающийся: В воде

Учитель: Совершенно верно. Зачерпнём немного океанской воды и вернёмся в наше время. Та форма жизни, которая находится в этом стакане, - объект нашего исследования. Догадались, о чём идёт речь?

Обучающийся: Это бактерии.


  1. Ход игры

Введение

Учитель: Царство бактерий - это первые живые организмы на нашей планете. Возникли около 3,5 млрд лет назад.

Увидеть их невооружённым взглядом невозможно. Где же распространены бактерии?

Таблички:

В 1 мл воды содержится 6 тыс. бактерий

В 1г почвы - 3 млн бактерий

3 воздуха может содержать до 280 тыс. бактерий

I этап - Методика демонстрационного опыта

Учитель: Изучите текст и сделайте вывод. Из отдельных предложений обучающиеся должны составить текст:

- Создание питательной среды для бактерий: агар-агар залить водой и прокипятить в течении 15 минут. Полученную среду вылить ровным слоем в чашку Петри. Осаждение бактериальных клеток: открыть чашку Петри на 20 минут поставив в центр исследуемого помещения для оседания клеток бактерий из воздуха. Выращивание колоний: чешку Петри закрыть и поставить в тёмное тёплое место на 7-10 дней.

Обучающийся: Выполняют работу.

Учитель: Этот метод называется микробиологический посев. В медицине и пищевой промышленности, его используют для выявления наличия бактерий в организме человека и продуктах питания. Учёные микробиологи научились определять виды бактерий по форме их колоний.


II этап - Среды обитания бактерий.

Учитель: В каких средах обитают бактерии.

Обучающийся: Водная, Почвенная, Наземно-воздушная, Живой организм.

Учитель: Бактерии очень древние организмы, занявшие все среды обитания. Но открыты они были совсем недавно в 17 веке. Первым человеком, увидевшим микроорганизмы был…..

(выберите из списка учёных: Луи Пастер,Антуан ванн Левенгук, Карл Линней, Илья Ильич Мечников, Эдуард Дженнер).

Обучающийся: Левенгук

Учитель: Именно Левенгук в одном из своих писем описал известные сейчас формы бактерий.

Давайте вспомним, какие формы могут иметь бактерии. Работу выполняем парами. Вам выдана таблица, но вторая половинка нечаянно рассыпалась, необходимо восстановить таблицу, для этого соедините портрет бактерий определённой формы с их названием, переверните и проверьте правильность ответа.

Мы рассмотрели с вами рисунки бактерий - пока ничего сложного. А попробуйте определить форму бактерии по фото под цифровым микроскопом.

III этап - Строение бактериальной клетки

Учитель: На доске для каждой команды расположены составные части бактерий и органоиды других организмов. Уберите лишние органоиды. С центральной части доски отберите функции, выполняемые оставшимися органоидами.

Оболочка

Придаёт форму, защищает и проводит питательные вещества.

Цитоплазма

Внутренняя среда клетки

Ядро

Главный жизненный центр клетки, который отвечает за размножение.

Ядерная масса, без оболочки

Жгутик

Обеспечивает передвижение.

Хлоропласты

Синтез органических веществ из неорганических (фотосинтез)

Вакуоли

Содержат клеточный сок

Лизосомы

Растворяют клетку после смерти.

Обучающийся: Обсуждают задание и по очереди подходят к доске, выполняя лишь одно действие. Какая команда быстрее.

IV этап - Распространение в природе

Дискуссия представителей разных профессий - врача, биохимика, агронома, инфекционист.

Обучающимся раздаётся текст, после, прочтения которого они должны выбрать табличку с соответствующим тексту персонажем.

Обучающийся: знакомят товарищей с полученной информацией.

V этап Заключение - значение бактерий

Обучающийся: обучающиеся получают таблички с надписями, характеризующими значение бактерий в природе.

-Гнилостные бактерии уничтожают тела мёртвых животных. опавшие листья, погибшие растения и всякий мусор. Они являются санитарами.

-Бактерии обогащают почву азотом и минеральными веществами.

-Бактерии используются в технологии приготовления очень многих продуктов питания, лекарственных средств, кормов для животных.

-Микробы, жившие миллиарды лет назад, образовали целые залежи полезных ископаемых.

-Бактерии гниения портят продукты, овощи, фрукты, рукописи, книги.

-Болезнетворные бактерии вызывают болезни человека, животных и растений.

На доске таблички: «Полезные», «Вредные»

Обучающиеся распределяют под ними свои таблички.

К сожалению, я не могу представить электронный вариант заданий, но, надеюсь, с этим Вы справитесь сами, уважаемые коллеги.

Урок завершается подведением итогов и награждением.

Литература: Журнал приложение «1 сентября» № 41 2004г.; № 50 2004г.

© 2010-2022