Открытый урок по теме Значение бактерий в природе и для жизни человека

В процессе проведения урока основные виды деятельности проявляютя в умении:- характеризовать важную роль бактерий в природе- устанавливать связь между растениями и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника и объяснять термин "симбиоз"- выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерий и оценивать их значение для природы- различать бактерии по их роли в природе и жизни человека- характеризовать полезную деятельность бактерий  и их использование в народном хозяйстве- сопоставлять вред и пользу , при...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Воронова Лариса Юрьевна

учитель биологии первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ с.Енотаевка» МО «Енотаевский район»


Урок № 10

Учебник: Биология 5 класс/ И.Н.Пономарёва ,И.В.Николаев, О.А.Корнилова,- М.: Вентана- Граф,2012

Тема урока: Значение бактерий в природе и для человека.

Тип урока: комбинированный

Цель: формирование представлений об особенностях жизнедеятельности бактерий как представителей отдельного царства живой природы

Задачи:

  • продолжить формирование представлений о многообразии живых организмов, познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности бактерий,

  • познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности бактерий,

  • познакомить учащихся с профилактикой заболеваний и пиевых отравлений , вызываемых болезнетворными бактериями,

  • Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;

  • Научить учащихся различать на таблицах отдельных представителей царства бактерий,

  • Продолжать работу по формированию научного мировоззрения учащихся, созданию условий для развития их познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности.

УУД :

- Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

- Личностные: оценивание усваиваемого содержания ( исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

- Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения , вступать в диалог, а также участвовать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Оборудование:

  1. мультимедиа;

  2. к/презентация;

3. учебник «Биология 5 класс».

4. результаты домашних опытов

5. шкатулки с жемчугом

6. упаковки из под молока ( пастеризованного, стерилизованного)

7. интерактивное учебное пособие по биологии

Результаты

Личностные: формирование способности учащихся к самообучению на основе мотивации к учению и познанию; формирование интеллектуальных умений анализа полученной информации , умение делать выводы из полученной информации.

Метапредметные: формирование навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности; умение работать с различными источниками биологической информации (учебник, ИКТ).

Предметные: формирование представлений об особенностях жизнедеятельности бактерий как представителей отдельного царства живой природы .

ХОД УРОКА


  1. Организационный этап. ( 1-2 мин)

Как вы думаете, сколько живых организмов находится сейчас в нашем кабинете?

Учащиеся считают друг друга, растения. Догадываются о микробах, которые тоже присутствуют в помещении.

Учитель: Сколько бактерий находится в кабинете? Почему нельзя назвать их точное количество?

Учащиеся объясняют, что бактерии являются невидимыми, в связи с тем, что имеют микроскопическое строение.

1. Почему бактерии широко распространены и существуют наряду с высокоорганизованными организмами?

Ответ:

а) большая скорость размножения в благоприятных условиях

б) образование спор как способ переживания неблагоприятных условий

II .Мотивационный этап.

Открытый урок по теме Значение бактерий в природе и для жизни человека

Учитель : К нам поступило заявление от группы людей, где они обвиняют бактерии и дают им самую ужасную характеристику, убеждая нас, чтобы мы выдвинули решение выслать все бактерии, находящиеся на нашей планете Земля на другую планету

Слайд 1 Заявление «Выслать все бактерии на другую планету»

Группа жителей планеты Земля.

Вы будете работать в группах :

Открытый урок по теме Значение бактерий в природе и для жизни человека

Слайд 2

1 раздел - положительное значение бактерий в природе

2 раздел - польза бактерий для человека

3 раздел - вред бактерий для человека

Слайд 3

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

  1. Выберите спикера группы.

  2. Спикер распределяет вопросы между членами группы или источники информации для более эффективной работы (не выполняйте каждый одну и ту же работу - это не продуктивно!)

  3. При работе с источниками информации делайте для себя заметки, краткие тезисы по изучаемому вопросу, чтобы не чего не упустить и не забыть.

  4. При обмене информации слушайте друг друга, поправляйте друг друга, но не критикуйте.

  5. Спикер следит за работой группы.

Наша с вами задача: рассмотреть положительную и отрицательную роль бактерий в жизни человека и принять решение, нужны ли нам эти организмы или нет?

Слайд 4 Можно ли на земле обойтись без Бактерий ?

Работа каждой группы имеет соревновательный характер.

Посовещавшись группа как можно быстрее должна ответить на разделы 1,2,3.

( работа по параграфу 10 учебника - по каждому разделу не менее 3-х обоснований )

Раздаточный материал для каждой группы:

1.Раздел « Положительное значение бактерий в природе»

Бактерии гниения

Клубеньковые бактерии

Цианобактерии

Что делают ?

Что делают ?

Что делают ?

Значение


Значение

Значение

Результаты домашнего опыта

! Слайд 5 Миллионы тонн опавших листьев шуршат под ногами осенью , а весной в том же парке или лесу их нет. Куда же они исчезли ?

! Слайд 6 О каких бактериях идёт речь ?

Загадка Птица - гнилица невидимкой мчится,

Мертвых клюет, а живых кормит

Слайд 7

Кисло- молочные продукты у разных народов:

Русские - простоквашу и варенец,

Грузины - мацони,

Казахи - кумыс,

Украинцы - ряженку,

Болгары - йогурт.

Слайд 8

2 .Раздел « Польза бактерий для человека»

Брожение

Образование топлива

Производство лекарств

Значение


Значение

Значение

Результаты домашнего опыта

! Слайд 9 Летом из ягод малины сварили варенье, заготовили так сказать впрок, но зимой его употребить не удалось. Почему?

Физкультминутка: Чтобы быть здоровым сильным

Мой лицо и руки с мылом

Рано утром не ленись

На физминутку становись

От простой воды и мыла

У микробов тают силы

3.Раздел «Вред для человека»

Заболевания человека

Заболевания растений

Заболевания животных

Какие ?

-

-

-

-

-

-

- увядание листьев

- пятнистость листьев

- гниение клубней

-сап

- бурцеллёз

Слайд 10 О каких бактериях идёт речь ?

Загадка Хоть и малышка она, а сильна:

Силача бьет с плеча

Делают вывод на основе количества жемчужин в шкатулке о вреде и пользе бактерий

Слайд Почему же они не заполнили всё пространство в природе?

Ответы бактерии быстро погибают под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100 С, под действием дезинфицирующих веществ, в результате борьбы между видами. Да, и у них есть враги: вирусы - бактериофаги.

Учитель. Сегодня было много сказано о вреде и пользе бактерий, о их жизни.

Природа велика и многообразна. Она представляет собой единое целое, единый механизм, жизнедеятельность многих живых организмов от микроскопических до гигантов. Работа природы сбалансирована и взаимосвязана различными отношениями всех ее частей, которые порой скрыты и невидимы человеческому глазу. Разрушая эти взаимосвязи, мы нарушаем слаженность и точность работы природы. Каждое существо, каждая часть природы имеет своё предназначение. Подумайте об этом. Человек должен не разрушать, а созидать, не разрушать, а поддерживать и сохранять то великое, могущественное, мудрое, нежное - природу. Где природа - там жизнь.

V. Оценочный этап ( 3 мин.)

VI. Рефлексивный этап. ( 5-6 мин)

( выбрать и закончить предложение)

До урока:

- Не знал…

- Не понимал…

- Не мог представить…

-Не мог выразить…

-Не мог выполнить…

Сейчас:

- Выяснил…

- Выучил…

- Познакомился…

- Запомнил…

Учитель просит учащихся сказать, что больше всего им понравилось на сегодняшнем уроке и оценить своё н6астроение на уроке соответствующим смайликом :

Открытый урок по теме Значение бактерий в природе и для жизни человекаОткрытый урок по теме Значение бактерий в природе и для жизни человекаОткрытый урок по теме Значение бактерий в природе и для жизни человека

Домашнее задание (2 мин)

- Повторить § 10 учебника.

- Выполнить задания 5-6 стр.30 в тетради на печатной основе

- Решить биологическую задачу :

В очень сухой почве ( песке пустынь) хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.


© 2010-2022