- Преподавателю
- Биология
- Внеклассное мероприятие по биологии Берегите птиц
Внеклассное мероприятие по биологии Берегите птиц
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кожевникова М.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель биологии МОУ СОШ п.ст. Гонгота Кожевникова Марина Викторовна
высшая квалификационная категория
Внеклассное мероприятие по биологии
Тема: Как им помочь птицам зимой?
Класс: 5 класс
Цели: расширить знания учащихся о зимующих птиц и их значении для природы; совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию; уточнить знания учащихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц; развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся; воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: презентация, иллюстрации зимующих птиц, поделки «Птичья кормушка», иллюстрации различных видов кормушек, рисунки птиц, аудиозапись «Голоса птиц».
Ход занятия
I. Организационный момент. Загадки о птицах
Поёт зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся, поплотней.
А вьюга с рёвом бешенным,
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные,
Под этим вихрем, снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица - весна.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами суровую, холодную зиму.
- Как называют птиц, которые остаются зимовать в нашем крае? (Зимующие птицы.). Много ли их зимой? Почему?
- Послушайте загадки, и угадайте, о каких зимующих птицах в них идет речь
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает.
(Воробей.)
«Tyк-тук-тук!» - поутру носом он долбит кору.
Сколько пользы этот нос нашим яблоням принес!
Эта птица - молодчина: выбирает всех личинок,
Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло.
Много времени потратил на свое жилище... (дятел).
Он щебечет: «Чик-чирик!» серый, ростом невелик.
Скачет, скачет по дорожке, ищет зернышки и крошки.
Что с опаскою глядишь? что на крышу ты летишь?
Я не трону, не робей, эй, пугливый... (воробей).
Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха - хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?.. (галка.)
Ей на месте не сидится; все летает целый день,
Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица? то веселая... (синица).
Стойкий, стужам неподвластный, песней славит он зарю.
Знать, недаром галстук красный дан с рожденья... (снегирю).
Каких еще птиц мы можем встретить зимой в нашем крае? ( ответы детей)
А каких птиц вы уже встречали в этом месяце? Давайте посмотрим рисунки ( дети демонстрируют рисунки увиденных ими птиц, которые по желанию рисовали дома)
- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы. Являются санитарами леса, способствуют размножению растений.)
II. Викторина «Узнай птицу».
А сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете птиц.
1.По словесному описанию ученики должны узнать птицу. Если птица названа верно, ее иллюстрация помещается на слайде.
№ п/п
Описание
Ответ
Изображение
птицы
1
2
3
4
1
Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись
Воробей
2
Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко - желтое
Синица
3
У этой птицы верх головы, крылья, хвост - черные; спина голубовато-серая, а брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета
Снегирь
4
У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв
прочный и острый
Дятел
5
Голова, крылья, хвост у этой птицы - черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый
Сорока
6
У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья - черные, а остальное тело - серое
Ворона
Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он - украшение нашего леса. Дятел - труженик. Расклюет дятел в своей «кузнице» шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
Снегири - нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками
(7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.
2. Узнай птицу по голосу
А теперь давайте угадаем птиц по голосу
( звучат аудиозаписи, учащиеся поднимают рисунок птицы, голос которой услышали)
3. разгадай ребус
(воробей) (снегирь) (синица)
III. Кормушки и их виды.
- Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее - холод или голод? Почему?
- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Ученик. Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.
Мы готовим кормушки - угадайте, кому?
Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?
Наше дело ребячье - уберечь их зимой.
Пуховые подушки на осинах белы.
Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы.
И они нам за это, зорко сад сторожа,
От вредителей летом сберегут урожай.
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму!
Мы готовим кормушки - угадайте, кому?
- Ребята, у вас было задание приготовить кормушки для птиц из разного материала. Давайте их рассмотрим. ( дети демонстрируют свои кормушки)
- А где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм)
После нашего мероприятия мы отправимся на школьный двор и повесим кормушки там, а так же на территории дошкольной группы.
Ученик. Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.
И каждый день по сто друзей в окно мое стучится.
Синицы, галки, воробьи - тихони и задиры -
стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.
Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!
Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.
IV. Корм для зимующих птиц.
А чем же мы будем кормить птиц?
Сообщение ученика
Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.
Для птиц, которые прилетают к на кормушку, нужно заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.
Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо - любимая еда овсянок и воробьев. Семена репейника - основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины - любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало - превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Посмотрите на слайде правила, которые нужно помнить при кормлении птиц
Памятка «Главные правила при подкормке птиц»
-
Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!
-
Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
-
Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц.
-
Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
-
По возможности корм должен быть защищен от непогоды!
-
Кормушку необходимо регулярно чистить!
- Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.
V. Игра «Определи корм»
С завязанными глазами ученик должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 5-6 человек.
- Молодцы ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.
VI. Народные приметы.
- А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: «Воробьи дружно расчирикались - к оттепели»; «Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат»; «Синица к избе - зима на дворе»; «Осенью птицы летят низко - к холодной зиме; высоко - к теплой зиме».
- А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами?
( учащимся выдают листочки с пословицами, разрезанные на две части, необходимо восстановить пословицу, и прочитать её)
Должны получиться следующие народные приметы:
Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат - к ясной погоде, к потеплению.
Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку - будет снег без ветра. А дружно расчирикались - к потеплению.
Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают - жди снега или мороза.
Если ворона купается ранней весной - к теплу.
Если грачи прилетели до 14 марта - быть лету мокрому, а снег сойдет рано.
Гуси высоко летят - воды будет много, низко - мало.
Увидел скворца - знай: весна у крыльца.
Летом ворона купается - к дождю.
Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи - к ненастью.
Синица пищит - зиму вещает.
Если журавли осенью летают высоко - осень будет продолжительной.
VII. Итог занятия.
Ребята, в заключении, как напоминание, Послушайте стихотворение «Покормите птиц».
Ученик: (читает стихотворение «Покормите птиц»)
Покормите птиц.
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов -
К вам слетятся как весной
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло!
Разве можно забывать:
Улететь могли.
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
(Александр Яшин)
Сегодня мы все услышали много интересного о птицах. На эту тему можно говорить бесконечно. Мы убедились, что зимой нам необходимо подкармливать птиц. Наблюдайте за ними, записывайте самое интересное, в свои дневники наблюдений. А за вашу заботу птицы отблагодарят вас весёлой песней. Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: " Охранять природу - значит охранять свою Родину".Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.
А сейчас, мы повесим кормушки и покормим птиц.