- Преподавателю
- Биология
- Аннотация к рабочей адаптированной общеобразовательной программе по естествознанию 8 класса для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Аннотация к рабочей адаптированной общеобразовательной программе по естествознанию 8 класса для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Анкудинова О.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Аннотация
к рабочей адаптированной общеобразовательной программе
по естествознанию 8 класса для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно- двигательного аппарата (НОДА)
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа 8 класса рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Контингент обучающихся на который рассчитана данная программа это обучающиеся с ОВЗ, имеющие сложную структуру дефекта- интеллектуальная недостаточность и нарушения опорно- двигательного аппарата (НОДА).
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
В соответствии с учебным планом изучению курса «Естествознание» предшествует курс «Природоведения» в 5 классе школы 8-го вида, которое направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет является подготовительным (пропедевтическим), способствующим в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических знаний. В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека. Такая деятельность обучающихся с интеллектуальной недостаточностью имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития, их познавательных возможностей и интересов. Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем - естествознания.
Преподавание биологии в коррекционной школе направлено на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Так же через весь курс проводится экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, животных и людей), а так же бережное отношение к природе.
Программа 8 класса состоит из 2-х разделов: «Беспозвоночные животные» и «Позвоночные животные».
В разделе «Беспозвоночные животные» рассматриваются: многообразие беспозвоночных, общие признаки беспозвоночных. Даются сведения о внешнем и внутреннем строении дождевого червя, его роли в почвообразовании, а так же многообразии насекомых их внешнем и внутреннем строении, о пользе и вреде насекомых. Проводится экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Раздел «Позвоночные животные» охватывает сведения об общих признаках рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих их внешнем и внутреннем строении, размножении, образа жизни, поведении, а так же значение в хозяйственной деятельности человека.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Программа для 8 класса построена по принципу линейности, систематичности и последовательности в обучении. Знакомит обучающихся с многообразием животного мира, даёт сведения о внешнем и внутреннем строении некоторых животных, их образе жизни. Знакомит с содержанием и уходом за сельскохозяйственными животными. В каждом разделе программы особое значение уделяется краеведению. Обучающимся предоставляется возможность лучше узнать свой край, разумно пользоваться дарами природы и бережнее относиться к ней. В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/уметь - перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 - 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г.
Примерное планирование для обучающихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью составлено в соответствии с программой по предмету «Естествознание» для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В., отвечает нормативным требованиям государственного образовательного стандарта.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68 часов в год (2 часа в неделю). Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью и НОДА представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа разработана учителем-дефектологом Анкудиновой О.А.., рассмотрена на заседании МО учителей-дефектологов (Протокол №1 от 27.08.2015. Председатель МО учителей-дефектологов Анкудинова О.А.), согласована с Заместителем директора по УВР Феоктистовой Л.Н. 30.08.2015, Утверждена директором ГКОУ СКОШИ №31 Бегуном В.В. 01.09.2015.
Примерное планирование для обучающихся с НОДА и интеллектуальной недостаточностью согласовано в соответствии с программой по предмету «Естествознание» для специальной общеобразовательной коррекционной школы VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, отвечает нормативным требованиям государственного образовательного стандарта.
Цель программы:
-Ознакомление учащихся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных.
-Формирование минимума базовых знаний естествоведческого, биологического характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
- Развитие речи, мышления, воображения обучающихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
- Умение последовательно излагать свои мысли в устной речи.
-Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Задачи программы
-Формировать элементарные биологические представления.
-Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, и др.).
-Развивать любознательность, научное мировоззрение.
-Формировать умение наблюдать явления природы, жизнь растений и животных.
-Прививать умение бережно относится к природе родного края.
-Знать и выполнять необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих нормы гигиены.
-Показать особенности взаимодействия человека и природы;
-Развивать любознательность, научное мировоззрение;
-Прививать любовь к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края;
-Прививать гражданские и патриотические чувства;
-Помочь усвоить правила поведения в природе.
Рабочая программа по естествознанию в специальной (коррекционной) школе имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи обучающихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
При последовательном изучении курса естествознания может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и ИКТ технологии, что очень важно для обучающихся с НОДА, а также самостоятельная работа по изучению теоретических вопросов и выполнению практических заданий, компьютерное тестирование, контрольные работы.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой)
- наглядные (наблюдение, демонстрация, просмотр)
- практические (лабораторные работы, упражнения, карточки, тесты)
Для реализации основных целей и задач курса географии применяются
разнообразные типы уроков:
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- урок проверки знаний;
- урок работы над ошибками;
- комбинированный урок;
- нестандартные уроки (урок-сказка), урок-викторина, урок-игра, урок- путешествие и др.
-экскурсионные наблюдения в природе и т.д.
Элементарный курс географии направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных и письменных опросов, проведения тестов, проверочных и контрольных работ.
Учитывая то, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения биологии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Естествознание».
Личностными результатами изучения курса «Естествознание» в 8 классе является формирование следующих умений:
1) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
3) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения географии являются:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы;
- смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции);
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-с помощью учителя давать самооценку своей деятельности
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
-Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
1.Способствовать развитию познавательных процессов на основе анализа, сравнения, последовательного выполнения заданий; в процессе работы с планом, схемой, таблицей.
2.Развивать умение самостоятельно делать выводы.
3.Развивать умение поддерживать беседу при обсуждении учебной проблемы.
4.Учить применять ранее полученные знания, конкретные умений и навыки, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни
5.Совершенствовать навыки работы с учебником, самостоятельно читать текст, составлять полные развёрнутые ответы, делать выводы.
6. Совершенствовать начальные умения и навыки использования биологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Прогнозируемые результаты освоения учебного курса.
При оценке знаний, умений и навыков (ЗУН) обучающихся необходимо принимать во внимание их индивидуальные особенности в интеллектуальном развитии, состоянии эмоционально-волевой сферы. Обучающимся с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более легкий вариант заданий.. К обучающимся с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работы и т.п.). В случае стремления обучающегося преодолеть отставание, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом. В процессе учебного занятия обязательно используются здоровьесберегающие технологии, также возможности ИКТ.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь - владение конкретными умениями и навыками.
К концу учебного года
обучающиеся должны знать:
основные отличия животных от растений;
• признаки сходства и различия между изученными группами животных;
• общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
• места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
• названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
• основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
учащиеся должны уметь:
• узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
• кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
• проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
• рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках)
Литература:
-Нацпроект«Образование»-Режим доступа:http//mon.gov.ru./proekt/ideology.
- Интернет - источники
school-collection.edu.ru/
- Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» Режим доступа: standart..edu.ru/
-Сайт журнала «Вестник образования»- Режим доступа vestnik.edu.ru
-Сайт Министерства образования и науки Российской федерации -Режим доступа mon.gou..ru