- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 10 класс (И. Н. Пономарева)
Рабочая программа по биологии 10 класс (И. Н. Пономарева)
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зонова Е.Д. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО
Заместитель директора по УВР
Директор МБОУ СОШ № 55
Протокол № 1
__________В.Н. Жукова
_________Т.А. Татаринская
от « 25 » августа 2015 г.
« 25 » августа 2015 г.
Приказ № __367_____
от « 28 » августа 2015 г.
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета.
Протокол № 1 от 27.08.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Биология»
10 класс
на 2015 - 2016 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ
Зонова Елена Дмитриевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 55
РЕЦЕНЗЕНТ
Жукова Валентина Николаевна, заместитель директора по УВР
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии общеобразовательных учреждений
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Биология. 10 класс» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии, авторской программы1, учебного плана МБОУ СОШ № 55 на 2015-16 учебный год.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
Используемый учебно-методический комплекс
Пономарева И.Н. биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2012
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
• освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Учебно-тематический план 10 класс
№ п/п
Тема
Количество часов
В том числе:
лабораторные,
практические работы
Экскурсии
1
Введение в курс общебиологических понятий
6
1
2
Биосферный уровень организации жизни
9
3
Биогеоценотический уровень организации
8
1
4
Популяционно-видовой уровень организации жизни
12
2
Итого
35
3
1
Содержание учебного предмета
1. Введение в курс общебиологических явлений - 6 часов
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.
Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.
Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент, моделирование).
Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
Экскурсия в природу 1. Многообразие видов. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.
2. Биосферный уровень организации жизни - 9 часов
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А.И. Опарина и Дж. Холдейна.
Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи.
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Значение экологических факторов в жизни организмов.
3. Биогеоценотический уровень организации жизни - 8 часов
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа №1.
Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.
4. Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни - 12 часов
Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Человек как уникальный вид живой природы. Происхождение и эволюция человека. Человеческие расы. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторные работы.
№2. Морфологические критерии, используемые при определении видов.
№3. Выявление признаков ароморфоза и идиоадаптаций у растений и животных.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и
объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
2. Учебно-методическое обеспечение
Для ученика:
1. Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2011;
2. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2009. -224с.
Для учителя:
1.Лернер Г.И. Биология. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы.- М.: Аквариум. ГИППВ, 2014
2. Батуев, Гуленкова, Еленевский: Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. Издательство: Дрофа, 2011 г. Серия: Большие справочники для школьников и поступающих в ВУЗы.
3. Грин П., Стаут V, Тейлор Д. Биология. 3 издание - М.: Мир, 2004. Т. 1-3
4. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2014;
4. Кириленко А.А. Биология. Эволюция органического мира. -Изд.2-е, перераб.и дополнен. -Ростов н/Д: Легион,2014
5. Материалы с тестами по ЕГЭ
6. О. П. Дудкина Развёрнутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономарёвой - Волгоград: Учитель, 2012г.
7. Пономарева И.Н. биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2012
8. Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева и др. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана -Граф, 2010
Интернет-ресурсы:
1. Всероссийский экологический портал (http//ecoportal.ru)
2. school-collection.edu.ru
4. bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
5. bio.nature.ru - научные новости биологии.
6. Сайт «Антропогенез» (http//antropogenez.ru)
7. Сайт «Большая энциклопедия школьника» (http//for-scoolboy.ru)
8. Сайт «Проблемы эволюции» (http//evolbiol.ru)
7. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.)
1 Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева и др. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана -Граф, 2010