Рабочая программа по биологии 10 класс (И. Н. Пономарева)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55

СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ СОШ № 55

Протокол № 1

__________В.Н. Жукова

_________Т.А. Татаринская

от « 25 » августа 2015 г.

« 25 » августа 2015 г.

Приказ № __367_____

от « 28 » августа 2015 г.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета.

Протокол № 1 от 27.08.2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Биология»


10 класс

на 2015 - 2016 учебный год






СОСТАВИТЕЛЬ

Зонова Елена Дмитриевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 55


РЕЦЕНЗЕНТ

Жукова Валентина Николаевна, заместитель директора по УВР


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии общеобразовательных учреждений








Пояснительная записка


Программа учебного предмета «Биология. 10 класс» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии, авторской программы1, учебного плана МБОУ СОШ № 55 на 2015-16 учебный год.


Место предмета

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.

Используемый учебно-методический комплекс

Пономарева И.Н. биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2012

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

• освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Учебно-тематический план 10 класс

№ п/п



Тема

Количество часов

В том числе:

лабораторные,

практические работы

Экскурсии

1

Введение в курс общебиологических понятий

6


1

2

Биосферный уровень организации жизни

9



3

Биогеоценотический уровень организации

8

1


4

Популяционно-видовой уровень организации жизни

12

2



Итого

35

3

1

Содержание учебного предмета

1. Введение в курс общебиологических явлений - 6 часов

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.

Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.

Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент, моделирование).

Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

Экскурсия в природу 1. Многообразие видов. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.

2. Биосферный уровень организации жизни - 9 часов

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А.И. Опарина и Дж. Холдейна.

Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Значение экологических факторов в жизни организмов.

3. Биогеоценотический уровень организации жизни - 8 часов

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа №1.

Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

4. Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни - 12 часов

Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Человек как уникальный вид живой природы. Происхождение и эволюция человека. Человеческие расы. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс.

Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторные работы.

№2. Морфологические критерии, используемые при определении видов.

№3. Выявление признаков ароморфоза и идиоадаптаций у растений и животных.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и

объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе

(классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.






2. Учебно-методическое обеспечение

Для ученика:

1. Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2011;

2. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2009. -224с.

Для учителя:

1.Лернер Г.И. Биология. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы.- М.: Аквариум. ГИППВ, 2014

2. Батуев, Гуленкова, Еленевский: Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. Издательство: Дрофа, 2011 г. Серия: Большие справочники для школьников и поступающих в ВУЗы.

3. Грин П., Стаут V, Тейлор Д. Биология. 3 издание - М.: Мир, 2004. Т. 1-3

4. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2014;

4. Кириленко А.А. Биология. Эволюция органического мира. -Изд.2-е, перераб.и дополнен. -Ростов н/Д: Легион,2014

5. Материалы с тестами по ЕГЭ

6. О. П. Дудкина Развёрнутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономарёвой - Волгоград: Учитель, 2012г.

7. Пономарева И.Н. биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2012

8. Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева и др. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана -Граф, 2010

Интернет-ресурсы:

1. Всероссийский экологический портал (http//ecoportal.ru)

2. school-collection.edu.ru

4. bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

5. bio.nature.ru - научные новости биологии.

6. Сайт «Антропогенез» (http//antropogenez.ru)

7. Сайт «Большая энциклопедия школьника» (http//for-scoolboy.ru)

8. Сайт «Проблемы эволюции» (http//evolbiol.ru)

7. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.)

1 Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева и др. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана -Граф, 2010

© 2010-2022