Рабочая программа по биологии Неживая природа 6 класс

Изучение биологии в коррекционной школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышле­ние, устанавливаются простейшие причинно-следственные от­ношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой при­родой, влияние на нее.  Программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать пре...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Рассмотрено: на заседании Педагогического совета ОГКОУ СКОШ №23VIII вида

протокол №_1____

от «__28____»__08______2014 г.





УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_____________

И.Н.Дешевых

«_01__»___09_____2014 г.













Рабочая программа

по биологии

Неживая природа

6 класс

на 2014-2015уч.г.






Срок реализации программы: 1 год.

Количество часов за год: 68 ч.









Разработчик: Абулева Нина Ивановна, учитель высшей квалификационной категории



Пояснительная записка



Рабочая программа по биологии Неживая природа в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2001 год и допущена Министерством образования Российской Федерации,

  • Устава школы № 23 VIII вида,

  • Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов»,

  • Программы обучения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - областного центра диагностики и консультирования «Развитие», Ульяновск, 2010г.

  • Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов»,

  • Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья,2009 г.

При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

Уровень программы - коррекционно-развивающий

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока - экскурсии, урока-зачёта. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, в том числе практические работы; экскурсии.

Виды и формы контроля:

Текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

Для реализации программного содержания используется учебник Н.В.Королёва, Е.В.Макаревич Естествознание Неживая природа для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», ГИЗ «Владос», Москва, 2008г

Структура документа:

Рабочая программа имеет следующие разделы:

-пояснительная записка

-содержание образовательной области

-календарно-тематическое планирование

-мониторинг образовательной области

-КИМ по предмету

-учебно-методический комплекс

Общая характеристика программы:

Изучение биологии в коррекционной школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышле­ние, устанавливаются простейшие причинно-следственные от­ношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой при­родой, влияние на нее.

В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.

Цель обучения: Формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- формирование представлений учащихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);

- развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Естествознание»; - нравственно - экологическое воспитание учащихся при изучении предмета.

Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется на уроках естествознания при ознакомлении учащихся с природными условиями своей местности.

Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю в специально оборудованном кабинете биологии, практические работы - на учебно-опытном участке, экскурсии проводятся в природных местах парка «Семья».

В 6 классе обучаются 5 учащихся. Учащиеся разделены на группы по уровню обучаемости и обученности:

1 группа: Краснова Кристина, Усачёва Елизавета

2 группа: Алиева Юлия, Краснов Евгений

3 группа: Баранова Полина

Дети второй и третьей групп испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы на вопросы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Детям этих групп на разных этапах урока предлагается дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Учащимся 3 группы при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для детей 3 группы сокращается количество и объём заданий и упражнений

Содержание образовательной области

Введение- 3 часа

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой при­роды, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей - в газы. Земля-планета, на которой мы живём. Для чего нужно изу­чать неживую природу.

Вода-15часов

Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состоя­ния воды. Способность воды растворять некоторые твердые веще­ства (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в при­роде: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использо­вание свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.

Демонстрация опытов:

  1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

  2. Растворение соли, сахара в воде.

  3. Очистка мутной воды.

  4. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

  5. Определение текучести воды.
    Практическая работа:

- измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Воздух-15 часов

Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Исполь­зование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Ис­пользование этого свойства воздуха в быту.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свой­ство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. При­менение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борь­ба за чистоту воздуха.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

  2. Объем воздуха в какой-либо емкости.

  3. Упругость воздуха.

  4. Воздух - плохой проводник тепла.

  5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

  6. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного -в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые-20 часов

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, масляни­стость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработ­ки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для по­лучения металлов (железная и медная руды и др.), их вне­шний вид и свойства.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Демонстрация опытов:

  1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископае­мых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

  2. Определение растворимости калийной соли.

Практическая работа:

- распознавание черных и цветных металлов по образцам и раз­личным изделиям из этих металлов.

Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).

Экскурсии:

  • в краеведческий музей.

Почва-10 часов

Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органи­ческая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества - мине­ральная часть почвы.

Песчаные и глинистые почвы.

Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впи­тывать воду, пропускать ее и удерживать.

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Срав­нение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы - плодородие.

Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в на­родном хозяйстве. Охрана почв.

Демонстрация опытов:

  1. Выделение воздуха и воды из почвы.

  2. Обнаружение в почве песка и глины.

  3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

  4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практическая работа:

- различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Экскурсия:

- к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Повторение.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песча­ной и глинистой почвы;

некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на при­мере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжа­тие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Обучающиеся должны уметь:

обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Календарно-тематическое планирование

Биология 6 класс-68 часов






Тематика занятий

Кол-во часов/

сроки

Качество образования как результат коррекционной направленности.

Содержание (ФК,НРК).

Виды коррекции на уроке

Предметно - информационная

Деятельно-

коммуникативная

Ценностно - ориентационная

Учебно-методический комплект.



Введение

3






1

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменение природы . Твёрдые тела. Жидкости. Газы. Превращение веществ.

1

Понятия: «природные тела: твёрдые, жидкие, газообразные».


Формирование умений находить отличительные признаки живых и неживых тел, а также твёрдых тел, жидкостей и газов.

Воспитывать бережное отношение к природе.


Дать общие представления о предметах и явлениях неживой природы, их изменениях, об отличительных признаках живых и неживых тел, твёрдых тел жидкостей и газов

Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнений в сравнении

2

Планета-Земля, на которой мы с вами живём. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи, времён года

1

Понятия: «небесные тела», форма и величина Земли


Формирование умений

Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания

Дать общие представления: Планета земля, звёзды, смена дня и ночи, смена времён года

Коррекцию недостатков умственного развития учащихся

3


Для чего нужно изучать неживую природу. Охрана воздуха, воды.

1

Создать условия для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира, помочь выделить признаки, присущие только объектам неживой природы

Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия, устной речи средствами предмета биология

Воспитывать интерес и изучению окружающего мира

Дать общие представления о группах предметов окружающего мира.

Коррекция мышления


Вода

15






4

Вода в природе, быту. Бережное отношение к воде

1

Понятия вода в природе, знания учащихся о воде.


Беседа, наблюдение, опыты


Воспитывать бережное отношение к воде.

Дать общие представления о свойствах воды.

Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия

5

Непостоянство формы и текучесть воды.

1

Систематизировать и обобщить знания, текучесть.

Беседа, наблюдение, опыты


Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания

Дать общие представления о свойствах воды

развитие умения анализировать природные материалы

6

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении .

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся некоторые свойства воды: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении

Формирование умений пользоваться элементарным лабораторным оборудованием

Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия.

Дать общие представления о свойствах воды, её состояниях

коррекция

наблюдательности

7

Термометр и измерение температуры

1

Дать понятия: «термометр, температура».


Формирование умений измерять температуру воды.

опыты

Формирование умений измерять температуру воды.

коррекция

наблюдательности

8

Свойства воды при замерзании

1

Дать понятия о свойствах воды, её состояниях

Беседа, наглядный. практический метод

Работа с тетрадью

Дать общие представления о свойствах воды, её состояниях

Коррекция речемыслительной деятельности

9

Превращение воды в пар при нагревании

1

Дать понятия о свойствах воды, её состояниях о превращении воды в пар при нагревании

Беседа, наглядный. практический метод

опыт

Дать общие представления о свойствах воды, её состояниях

коррекция мышления

10

Свойство воды растворять некоторые твёрдые вещества.


1

Дать понятия: «растворимые вещества»


Беседа, наглядный.

Практический метод

опыт

Рисунки, иллюстрации, лабораторное оборудование

Обогащение активного словаря учащихся

11

Нерастворимые в воде вещества

1

Дать понятия: нерастворимые вещества»


Беседа, наглядный.

Практический метод

опыт

Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания

Обогащение активного словаря учащихся

12

Вода прозрачная и мутная

1

Дать понятия:

Вода прозрачная и мутная

Беседа, наглядно-

практический метод

Опыт «Очистка мутной воды»


Коррекция зрительного восприятия, мышления

13

Водные растворы в природе:

Минеральная, морская и питьевая вода Их использование

1

Дать понятия: «растворы в природе»,

Познакомить учащихся с растворами в природе.

Словесно- иллюстративный метод

работа с тетрадью, учебником


Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия

14

Использование воды в быту и хозяйстве человека. Что мы узнали о воде.

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся об использовании воды в быту, промышленности и с/х.

Беседа, наглядный.

Практический метод

Воспитывать положительную мотивацию к учёбе.

Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов

Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнений в сравнении

15

Ценность воды и необходимость бережного к ней отношения.

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся об использовании воды в быту, промышленности и с/х.

Метод материализации

Беседа, демонстрация,

объяснение, практический метод.


Работа с тетрадью, учебником

Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов

Коррекция речемыслительной деятельности

16.

Температура воды и её измерение, кипение

1


Дать понятия:

«термометр, температура

Беседа, наглядный.

Практический метод

Практическая работа

Рисунки, иллюстрации, лабораторное оборудование, учебник «Естествознание» Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич

Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнений в сравнении

17

Обобщающий урок по теме «Вода»

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся об использовании воды.

Текущий контроль

Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания.

Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов

Обогащение активного словаря учащихся , умения объяснять значение некоторых слов и выражений с помощью словаря

18

Материал для повторения.

1


Тестирование, найди правильный ответ

Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания.

Рисунки, иллюстрации, лабораторное оборудование, учебник «Естествознание» Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич



Воздух

15






19

Что такое воздух? Его свойства.

1

Дать понятия: «воздух»,

Беседа, наглядный.

Практический метод

Практ. работа « Обнаружение воздуха в пористых телах: сахар, сухарь. Уголь.



Обогащение активного словаря учащихся

20

Упругость воздуха. Использование этого свойства.

1

Дать понятия: «упругость».

Формирование умений обращаться с самым простым лабораторным оборудованием

Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия, устной речи, мышления средствами предмета биология.

Воспитывать положительную мотивацию к учёбе. Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.

Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха.

Коррекция недостатков умственного развития учащихся

21

Воздух занимает место

1

Дать понятие:»Воздух занимает место»

Беседа, наглядный.

Практический метод

Работа с тетрадью, с учебником, с таблицей


Умения объяснять значение некоторых слов и выражений с помощью словаря

22

Воздух сжимаем и упруг. Использование упругости воздуха.

1

Дать понятия: «упругость», «сжимаемость»,

Беседа, наглядный.

Практический метод

Практ. работа «Упругость воздуха»


Коррекция недостатков умственного развития учащихся

23

Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства в быту.

1

«теплопроводимость»,

Беседа, наглядный.

Практический метод

Практ. работа

Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства в быту.

Коррекция мышления

24

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

1

Дать понятия: «Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

Беседа, наглядный.

Практический метод

Демонстрация опытов Работа с тетрадью

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Коррекция

наблюдательности

25

Движение воздуха в природе. Ветер

1


Беседа, наглядный.

Практический метод

Работа с тетрадью, книгой

Движение воздуха.


Коррекция

наблюдательности

26

Состав воздуха

1

«Дать понятия: состав воздуха: «азот», «кислород», «углекислый газ», «примеси»

Беседа, наглядный.

Практический метод

Работа с тетрадью, книгой

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.

Коррекция мышления

27

Кислород, его свойства.

1

Дать понятия: «кислород», «жидкий кислород».

Беседа, наглядный.

Практический метод

Демонстрация опытов, работа с тетрадью, книгой

Кислород

Коррекция недостатков умственного развития учащихся

28

Значение кислорода в природе и жизни человека.

1

Дать понятия упругость «Значение кислорода в природе и жизни человека».

Беседа, наглядный.

Практический метод

Формирование умений обращаться с самым простым лабораторным оборудованием

Значение кислорода и его применение в медицине.

Коррекция мышления

29


Углекислый газ, его свойства. Значение в природе и жизни человека.

1

Дать понятия: «упругость», «углекислый газ», «примеси»,

Беседа, наглядный.

Практический метод

Демонстрация опытов, работа с тетрадью, книгой

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

коррекция мышления

30

Значение воздуха и борьба за его чистоту.

1

Требования: учащиеся должны знать свойства воздуха и его движение.




Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания.

Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе. Борьба за чистоту воздуха.


коррекция мышления

31

Повторение темы «Воздух»

1


текущий контроль

Работа с тетрадью, книгой, таблицей


коррекция мышления

32

Материал для повторения

1

Требования: учащиеся должны знать свойства воздуха и его значение


Тестирование, найди правильный ответ.


Развитие памяти, внимания, устной речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета биология


Полезные ископаемые

20






33

Разнообразие полезных ископаемых.

1

Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения

Беседа, наглядный.

Практический метод

Распознавание пол. ископаемых из коллекций

Дать общие представления о полезных ископаемых и их значении.

Развитие мышления, речи, активизация словаря

34

Полезные ископаемые, использование в строительстве. Гранит, известняки.

1

Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения», «гранит», «известняк»

Формирование умений распознавать полезные ископаемые.


Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняки

Развитие самостоятельности, активизация словаря

35

Песок, глина

1

Дать понятия: «полезные ископаемые». Песок, глина

Словесно- иллюстративный метод

Распознавание пол. ископаемых.



Развитие самостоятельности, активизация словаря

36

Горючие полезные ископаемые

1

Дать понятия: «горючие полезные ископаемые»

Формирование умений распознавать горючие полезные ископаемые


Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Горючие полезные ископаемые.


Умение более обдуманно составить рассказ, тщательно проверять его, развитие чувства самоконтроля

37

Торф, его свойства.Значение.

1

Дать понятия: «горючие полезные ископаемые»

Беседа, наглядный.

Практический метод

Демонстрация опыта «Влагоёмкость торфа

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит.

Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия

38

Каменный уголь, его свойства, виды угля. Значение.

1

Дать понятия: «месторождения «горючие полезные ископаемые»

Формирование умений распознавать полезные ископаемые.


Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование

Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия

39

Нефть. Внешний вид, свойства. Значение.

1

Дать понятия: «месторождения «горючие полезные ископаемые»

Беседа, наглядный.

Практический метод

Распознавание пол. ископаемых из

коллекций

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие

Коррекция внимания , речемыслительной деятельности

40

Природный газ, его свойства

1

Дать понятия: «горючие полезные ископаемые»,

Формирование умений распознавать полезные ископаемые


Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Природный газ. Свойства газа: запах, бесцветность, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Коррекция внимания , речемыслительной деятельности

41

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.

1

Дать понятия: «полезные ископаемые», «минеральные удобрения»

Беседа, наглядный.

Практический метод

Демонстрация пол. ископаемых из

коллекции


Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнений в сравнении

42

Калийная соль. Свойства, их переработка

1

Дать понятия «Калийная соль»

наглядный.

Практический метод

Демонстрация пол. ископаемых из

коллекции

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Коррекция мышления

43

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов

1

Дать понятия: «месторождения «чёрные и цветные металлы».

Формирование умений распознавать чёрные и цветные металлы по образцам, находить на карте «Полезные ископаемые России» места добычи полезных ископаемых.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.


Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия

44

Железная руда

1

Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения «чёрные металлы».

наглядный

Демонстрация пол. ископаемых из

коллекций


Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия

45


Медная и алюминиевая руды

1

Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения цветные металлы».

Беседа, наглядный

Демонстрация пол. ископаемых из

коллекций

Коллекции полезных ископаемых

Карта «Полезные ископаемые России».

Рисунки, иллюстрации.

Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия

46

Чёрные металлы. Их свойства и получение

1

Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения «чёрные и металлы».

Формирование умений распознавать чёрные и цветные металлы по образцам, находить на карте «Полезные ископаемые России» места добычи полезных ископаемых.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Коллекции полезных ископаемых

Карта «Полезные ископаемые России».

Рисунки, иллюстрации.


Коррекция мышления

47

Сталь.Чугун

1

Дать понятия: «месторождения «чёрные металлы».

Беседа, наглядный.

Практический метод

Демонстрация пол. ископаемых из

коллекции.

Коллекции полезных ископаемых

Карта «Полезные ископаемые России».


развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия

48-49

Цветные металлы. Их свойства, получение. Алюминий, медь, олово

2

Дать понятия: «месторождения «цветные металлы»

Беседа, наглядный.

Практический метод

Демонстрация пол. ископаемых из

коллекции.

Коллекции полезных ископаемых

Карта «Полезные ископаемые России».


развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия

50

Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам.

1

Дать понятия: «месторождения «цветные металлы»

Беседа, наглядный.

Практический метод

Практическая работа

Коллекции полезных ископаемых

Карта «Полезные ископаемые России».


51

Что мы узнали о полезных ископаемых.

Материал для повторения.

1

Понятия: «месторождения полезных ископаемых, «чёрные» и «цветные металлы»

Беседа, наглядный.


Тестирование, найди правильный ответ.

Коллекции полезных ископаемых

Карта «Полезные ископаемые России».


Коррекция речемыслительной деятельности.

52

Самостоятельная работа.

1







Почва

10






53

Почва, состав почвы.

1

Дать понятия: Основное свойство почвы - плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Формирование умений проводить несложную обработку почвы, различать слои почвы.


Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания. Воспитывать трудолюбие.

Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Состав почвы: перегной, глина, вода, песок, минеральные соли, воздух.

Развитие внимания, , зрительного восприятия, мышления средствами предмета биология

54

Главная часть почвы - перегной.

1

Дать понятия: «почва», «плодородие», «перегной», «чернозём»

Беседа, наглядный.

Практический метод

Демонстрация пол. ископаемых. Опыт

Перегной - органическая часть почвы.

.

развитие умения анализировать природные материалы

55

Неорганическая часть почвы- песок, глина, минеральные соли.

1

Дать понятия: «почва», «песчаная почва», «удобрения», «обработка почвы».


Беседа, наглядный.

Практический метод

Демонстрация пол. ископаемых

Минеральная и органическая часть почвы.

Глина песок и минеральные вещества - минеральная часть почвы.

развитие умения анализировать природные материалы

56

Песчаные, глинистые и чернозёмные почвы

1

Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам

Беседа, наглядный.

Практический метод

Демонстрация пол. ископаемых

Требования: учащиеся должны знать характерные признаки песчаной и глинистой почвы их свойства

Развитие умения анализировать природные материалы

57

Почвы родного края.

1

Дать понятия: «Почвы Ульяновской области»

Беседа, наглядный.

Практический метод

Демонстрация пол. ископаемых

местные типы почв: название, краткая характеристика.

Развитие умения анализировать природные материалы

58-59

Обработка почвы (осенняя и весенняя обработка почвы)

2

Дать понятия: «обработка почвы»

Беседа, наглядный.

Практический метод

Работа на участке



60

Способность почв впитывать и пропускать воду

1

Дать понятия «Способность почв впитывать и пропускать воду»

Беседа, наглядный.

Практический метод

Демонстрация опыта « Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать и пропускать воду»


коррекция мышления

61

Значение почвы для народного хозяйства. Необходимость бережного отношения к ней. Охрана почвы

1

Дать понятия: «Значение почвы»

Беседа.

Практический метод

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам


Умение более обдуманно составить рассказ, тщательно проверять его, развитие чувства самоконтроля

62

Повторение по темы: «Почва»

1



Тестирование, найди правильный ответ


Умение более обдуманно составить рассказразвитие чувства самоконтроля

63-65

Обработка почвы на пришкольном участке

1


Беседа


Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.


66

Итоги года

1


Текущий контроль





При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные фильмы.

Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал:

-таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы;

-объемные плакаты;

-коллекции разнообразных полезных ископаемых.

На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся с использованием информационно-коммуникативных технологий (составлены тесты, проверочные и контрольные работы).










Контрольно-измерительный материал

Тест по теме «Вода»

1.Подчеркни правильное утверждение.

- Вода не имеет своей формы.

- Вода имеет квадратную форму.

- Вода не имеет формы, потому что она невидимая.

2. Температуру воды можно измерить

- термометром

- ножницами

-бумагой

3. Вода при нагревании

- остается такой же

- расширяется

- уменьшается

4.При кипении вода превращается в

- лед

- пар

- остается такой же

5.Соедини слово со значением

Раствор-это вещество, которое растворили

-это смесь веществ, в одном из которых растворено другое вещество

-это вода

6.Вода ,в которой содержатся минеральные соли и газы называется

- минеральной

- морской

- водопроводной

Тест «Полезные ископаемые»

Выбери правильные ответы и отметь их знаками +.

1.Горючее полезное ископаемое - это

- песок

- гранит

-нефть

-уголь

2.К металлам относят:

- известняк

- чугун

- калийную соль

3.К полезным ископаемым относят:

- асфальтовую дорогу

- каменный уголь

- облака

- воду в реке

4. Свойством магнита обладает:

- Железо

- золото

- алюминий

- медь

5.Основные свойства природного газа:

- обладает запахом, горит.

- имеет окраску, взрывоопасен.

- без запаха, без цвета, горит, взрывоопасен.

6.Полезные ископаемые, из которых получают удобрения:

- апатиты

Тест по теме «Почва»

Выбери правильный ответ.

1. Почва это:

А) скалы и камни

Б) каменный уголь

В) верхний плодородный слой земли

2. Плодородие это свойство:

А) выращивать растения

Б) получать богатый урожай сельскохозяйственных культур.

В) Полив почвы удобрениями

3. Органическая часть почвы - это:

А) воздух

Б) вода

В) перегной

4.Неорганическая часть почвы - это

А) песок

Б) глина

В) вода

Г) минеральные соли

4. К минеральным удобрениям относят:

А) навоз

Б) калийные и фосфорные удобрения

В) торф

5. Самая плодородная почва - это:

А) песчаная

Б) черноземная

В) глинистая








Учебно - методический комплекс

  1. Королева Н. В., Макаревич Е. В. Естествознание. Неживая природа. 6 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;

  2. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида, под ред. Воронковой, 2001 г;

  3. Новая иллюстрированная энциклопедия школьника 1000 вопросов-1000 ответов. Справочное изданиие для школьного возраста.-ООО ИД «Владис», 2012 .Сгиба Т.В.

  4. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 352 с. Агеева И.Д.

  5. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360 с. Миронов А.В.

  6. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Сост. Д.И. Трайтак. - М.: Просвещение, 1987. - 271 с.

  7. 100 великих загадок природы. - М.: ВЕЧЕ, 2005. - 480 с. Непомнящий Н.Н.

  8. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3класс. - М.: ВАКО, 2004. - 320 с. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В.

  9. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. - М.: ВАКО, 2004. - 368 с. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А.

  10. Природа: неживая и живая. 5 класс: поурочное планирование. Сост. Г.В.Чередникова.- Волгоград: Учитель, 2005. - 123 с..

  11. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5 за знания, 2005. - 208 с. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е.

  12. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003. - 56 с. Иванова Т.С.

  13. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 192 с. Буковская Г.В.

© 2010-2022