Конспект урока

Тема урока: Генетические основа эволюционной теории  Задачи: систематизировать знания о хромосомной теории наследственности и эволюционной теории Ч. Дарвина; продолжить формирование знаний о теории эволюции на основе данных науки генетики и умения объяснять ее положения с использованием основных понятий генетики.   Методические рекомендации.   I.   Проверка знаний о фенотипической изменчивости, сравнении ее с генотипической изменчивостью, роли в эволюции; норме реакции как пределе фенотипической изменчивости, ее статистических закономерностях.   II.   Изучение нового материала.   1.   Основные положения теории эволюции Ч. Дарвина. (Беседа с учащимися.) 2.   Генетическое обоснование положений теории эволюции. (Организация самостоятельной работы учащихся в группах по заданиям с последующим их обсуждением; при выполнении заданий учащиеся могут пользоваться учебником, записями в тетради, дополнительной литературой.)   Задание № 1. «Изменчивость» 1) Что такое наследственность и изменчивость? 2) Какие формы изменчивости выделял Ч. Дарвин? 3) Под какими названиями они известны науке и почему? 4) Что между ними общего, чем они различаются? 5) Какова их роль в эволюции?   Задание № 2. «Неопределенная изменчивость»   1) Под каким названием в современной науке известна выделенная Ч. Дарвином неопределенная изменчивость? 2) Назовите ее виды и дайте их генетическое обоснование. 3) Что между ними общего и чем они различаются? 4) Какова их роль в эволюции?   Задание № 3. «Вид». 1) Дайте современное определение вида. 2) Назовите критерии вида. 3) Охарактеризуйте генетический критерий и покажите его связь с другими критериями. 4) Виды характеризуются относительным постоянством. Существует ли связь между постоянством видов и свойством генов?   Задание № 4. «Популяция». 1) Что такое популяция? 2) Каким законам подчиняется свободное скрещивание внутри популяции? С.С. Четвериковым установлено, что в результате свободного скрещивания появляющиеся рецессивные мутации сохраняются в генофонде вида в гетерозиготном состоянии неопределенно долгое время. Так ли это? Покажите на примере скрещивания особей, отличающихся одной парой признаков. С помощью генетической символики запишите схему скрещивания гомозиготной и гетерозиготной особи, содержащей рецессивную мутацию признака. Проследите за нас...   Задание № 5. «Естественный отбор» 1) Что такое естественный отбор? 2) Можно ли популяцию считать результатом действия естественного отбора? 3) К чему может привести появление в популяции полезной для особи мутации в условиях изменяющейся среды? 4) К чему может привести появление в популяции вредной для особи мутации?   III.   Задание на дом. 1. Изучите записи в тетради. 2. Повторите гл. 3, 4. 3. Подумайте, почему популяцию называют элементарной единицей эволюции. 4. Подготовьте сообщение «Вклад Н.И. Вавилова в развитие биологической науки».     Задание № 1. «Изменчивость»  1) Что такое наследственность и изменчивость? 2) Какие формы изменчивости выделял Ч. Дарвин? 3) Под какими названиями они известны науке и почему? 4) Что между ними общего, чем они различаются? 5) Какова их роль в эволюции?   Задание № 2. «Неопределенная изменчивость» 1) Под каким названием в современной науке известна выделенная Ч. Дарвином неопределенная изменчивость? 2) Назовите ее виды и дайте их генетическое обоснование. 3) Что между ними общего и чем они различаются? 4) Какова их роль в эволюции?   Задание № 3. «Вид». 1) Дайте современное определение вида. 2) Назовите критерии вида. 3) Охарактеризуйте генетический критерий и покажите его связь с другими критериями. 4) Виды характеризуются относительным постоянством. Существует ли связь между постоянством видов и свойством генов?   Задание № 4. «Популяция». 1) Что такое популяция? 2) Каким законам подчиняется свободное скрещивание внутри популяции? С.С. Четвериковым установлено, что в результате свободного скрещивания появляющиеся рецессивные мутации сохраняются в генофонде вида в гетерозиготном состоянии неопределенно долгое время. Так ли это? Покажите на примере скрещивания особей, отличающихся одной парой признаков. С помощью генетической символики запишите схему скрещивания гомозиготной и гетерозиготной особи, содержащей рецессивную мутацию признака. Проследите за нас...   Задание № 5. «Естественный отбор»   1) Что такое естественный отбор? 2) Можно ли популяцию считать результатом действия естественного отбора? 3) К чему может привести появление в популяции полезной для особи мутации в условиях изменяющейся среды? 4) К чему может привести появление в популяции вредной для особи мутации?
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ.

Задачи: систематизировать знания о хромосомной теории наследственности и эволюционной теории Ч. Дарвина; продолжить формирование знаний о теории эволюции на основе данных науки генетики и умения объяснять ее положения с использованием основных понятий генетики.

Методические рекомендации.

I. Проверка знаний о фенотипической изменчивости, сравнении ее с генотипической изменчивостью, роли в эволюции; норме реакции как пределе фенотипической изменчивости, ее статистических закономерностях.

II. Изучение нового материала.

1. Основные положения теории эволюции Ч. Дарвина. (Беседа с учащимися.)

2. Генетическое обоснование положений теории эволюции. (Организация самостоятельной работы учащихся в группах по заданиям с последующим их обсуждением; при выполнении заданий учащиеся могут пользоваться учебником, записями в тетради, дополнительной литературой.)

Задание № 1. «Изменчивость»

1) Что такое наследственность и изменчивость?

2) Какие формы изменчивости выделял Ч. Дарвин?

3) Под какими названиями они известны науке и почему?

4) Что между ними общего, чем они различаются?

5) Какова их роль в эволюции?

Задание № 2. «Неопределенная изменчивость»

1) Под каким названием в современной науке известна выделенная Ч. Дарвином неопределенная изменчивость?

2) Назовите ее виды и дайте их генетическое обоснование.

3) Что между ними общего и чем они различаются?

4) Какова их роль в эволюции?

Задание № 3. «Вид».

1) Дайте современное определение вида.

2) Назовите критерии вида.

3) Охарактеризуйте генетический критерий и покажите его связь с другими критериями.

4) Виды характеризуются относительным постоянством. Существует ли связь между постоянством видов и свойством генов?

Задание № 4. «Популяция».

1) Что такое популяция?

2) Каким законам подчиняется свободное скрещивание внутри популяции? С.С. Четвериковым установлено, что в результате свободного скрещивания появляющиеся рецессивные мутации сохраняются в генофонде вида в гетерозиготном состоянии неопределенно долгое время. Так ли это? Покажите на примере скрещивания особей, отличающихся одной парой признаков. С помощью генетической символики запишите схему скрещивания гомозиготной и гетерозиготной особи, содержащей рецессивную мутацию признака. Проследите за наследованием рецессивной мутации в трех поколениях.

Задание № 5. «Естественный отбор»

1) Что такое естественный отбор?

2) Можно ли популяцию считать результатом действия естественного отбора?

3) К чему может привести появление в популяции полезной для особи мутации в условиях изменяющейся среды?

4) К чему может привести появление в популяции вредной для особи мутации?

III. Задание на дом.

1. Изучите записи в тетради.

2. Повторите гл. 3, 4.

3. Подумайте, почему популяцию называют элементарной единицей эволюции.

4. Подготовьте сообщение «Вклад Н.И. Вавилова в развитие биологической науки».

Задание № 1. «Изменчивость»

1) Что такое наследственность и изменчивость?

2) Какие формы изменчивости выделял Ч. Дарвин?

3) Под какими названиями они известны науке и почему?

4) Что между ними общего, чем они различаются?

5) Какова их роль в эволюции?

Задание № 2. «Неопределенная изменчивость»

1) Под каким названием в современной науке известна выделенная Ч. Дарвином неопределенная изменчивость?

2) Назовите ее виды и дайте их генетическое обоснование.

3) Что между ними общего и чем они различаются?

4) Какова их роль в эволюции?

Задание № 3. «Вид».

1) Дайте современное определение вида.

2) Назовите критерии вида.

3) Охарактеризуйте генетический критерий и покажите его связь с другими критериями.

4) Виды характеризуются относительным постоянством. Существует ли связь между постоянством видов и свойством генов?

Задание № 4. «Популяция».

1) Что такое популяция?

2) Каким законам подчиняется свободное скрещивание внутри популяции? С.С. Четвериковым установлено, что в результате свободного скрещивания появляющиеся рецессивные мутации сохраняются в генофонде вида в гетерозиготном состоянии неопределенно долгое время. Так ли это? Покажите на примере скрещивания особей, отличающихся одной парой признаков. С помощью генетической символики запишите схему скрещивания гомозиготной и гетерозиготной особи, содержащей рецессивную мутацию признака. Проследите за наследованием рецессивной мутации в трех поколениях.

Задание № 5. «Естественный отбор»

1) Что такое естественный отбор?

2) Можно ли популяцию считать результатом действия естественного отбора?

3) К чему может привести появление в популяции полезной для особи мутации в условиях изменяющейся среды?

4) К чему может привести появление в популяции вредной для особи мутации?

Тема: Поток энергии и цепи питания.

Задача:

Изучить: 1) как осуществлять поток энергии в БГЦ; 2)пищевые связи и выяснить, как происходит потеря энергии в цепях питания; 3) экологические пирамиды.

Ход урока.

1. Фронтальный опрос:
Назовите основные отличия БЦ и БГЦ; БГЦ и ЭС.
Дайте определение понятиям «биоценоз», «биогеоценоз», «фитоценоз», «биотип», «экосистема». Назовите основные структурные компоненты БГЦ.
Может ли БГЦ существовать без каких-либо составляющих? Ответ поясните.
Перечислите показатели БГЦ.

2. Изучение нового материала.

Лекция.


1. Любой уровень биологический организации (от клетки до БГЦ) для длительного существования нуждается в обмене веществ с окружающей средой. В БГЦ постоянно происходит перенос вещества, который заключен в пище. Перенос осуществляется через пищевые цепи.

Цепи

выедания разложения

растение травоядное Растительные и животные остатки микроорганизмы животное хищное животное

На суше цепь питания обычно состоит из 3-4 звеньев: дерево гусеница синица ястреб. В водной среде цепь длиннее: фитопланктон (одноклеточные растения) зоопланктон (одноклеточные животные) мирные рыбы хищные рыбы человек
При каждом очередном переносе энергии большая ее часть (80-90%) переходят в тепло, поэтому ограничивается число звеньев в цепи до 4-5.При схематическом изображении пищевой цепи звенья изображают в виде прямоугольника, длина или площадь которого зависят от количественного состава звена. Расположение звеньев пищевой цепи в определенной последовательности носит название экологической пирамиды.
3.Существует три типа экологической пирамиды:
1 Пирамида чисел (на каждом уровне откладывается численность отдельных организмов);
2 Пирамида биомасс (характеризует общую сухую или сырную массу организмов всех уровней);
3. Пирамида энергии (показывает величину потока энергии).

Пирамида энергии


Единиц условной энергии остается.
Единиц условной энергии запасают растения в процессе фотосинтеза.
Организмы, получающие пищу через одинаковое число этапов, считаются одним трофическим уровнем. В БГЦ пищевые цепи переплетаются, образуя трофические сети.

4.Может ли быть пирамида энергии перевернутой? Нет, т. к. при переходе с одного уровня на другой происходит потеря энергии. В любой цепи не вся пища используется на рост, большая часть расходуется на дыхание, размножение, движение, поддержание температуры тела. При этом биомасса предыдущего звена не может быть полностью переработана. Иначе исчезли бы все ресурсы для развития живой материи.
5. Вывод по уроку. Количественный учет потока энергии и продуктивности БГЦ имеет большое практическое значение. Точный расчет потока энергии и продуктивности позволяет регулировать в экосистемах вывод выгодной человеку биомассы и хорошо представлять допустимые пределы ее изъятия.


Урок 12
Тема: Свойства биогеоценозов.
Задачи: Изучить основные свойства БГЦ: самовоспроизведение, устойчивость, саморегуляцию; выяснить причины, нарушающие равновесие между приходом и расходом необходимых веществ и энергии.
Оборудование: карточки-задания.



© 2010-2022