Выступление на семинаре Система контроля учащихся на уроках естественного цикла

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система контроля и диагностики учащихся на уроках естественного цикла.

Современные условия жизни требуют от учащегося самостоятельности в принятии решений, приобретении знаний и творческого подхода в их применении. Основы этого закладываются школьным образованием. Между тем традиционная система образования исключает ученика из процесса контроля за своими учебными достижениями - учитель, управляя деятельностью ученика, берет на себя все функции контроля. Современная методика позволяет включить учащегося в процесс контроля за своими учебными достижениями на каждом этапе обучения. А если ученик умеет анализировать свои результаты, то повышается качество знаний. Только осознав свой результат, проведя самоконтроль и рефлексию, ученик может планировать свои последующие шаги по реализации поставленных целей.

Обязательным компонентом процесса обучения, его завершающим этапом, является контроль (проверка результатов обучения). Введение Государственного образовательного стандарта (ГОС) вносит значительные изменения в методику проверки и оценки знаний и умений учащихся, которые направлены на повышение качества обучения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», в ГОС «...нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности, …тот, без которого невозможно развитие личности, продолжение образования». В нем реализуются как бы четыре ступени, постепенно приближающие к тем результатам обучения, которыми должен овладеть учащийся: общая характеристика образовательной области или учебной дисциплины; описание содержания курса на уровне предъявления его учебного материала школьнику; описание самих требований к минимально необходимому уровню учебной подготовки школьников; «измерители» уровня обязательной подготовки учащихся, то есть проверочные работы и отдельные задания, включенные в них, по выполнению которых можно судить о достижении учащимися необходимого уровня требований.

На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций (проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, а также выставление отметок), входящих в состав диагностики процесса и результатов обучения.

1. Что такое контроль? Наиболее удачное определение контроля дано М. Д. Касьяненко:

(в узком понимании) изучение состояния процесса в данный
момент и его сопоставление с планируемым или нормативным. В зависимости от целей и содержания проводимой проверки в значении контроля используют понятия: обратная связь, педагогический срез и др.;

(в широком значении) комплексный контроль включает не только оценку состояния процесса в соответствии с нормативными его характеристиками, но и разработку рекомендаций на будущее, коррекцию процесса, помощь учителю и учащимся.

2. Основная цель контроля знаний и умений. Обнаружение достижений, успехов учащихся, указание путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность.

3. Функции контроля.

- характеристика функций контроля

4. Принципы контроля: а) наглядность; б) объективность ; в) всесторонность ; г) систематичность .

5. Виды контроля: Предварительный Итоговый Текущий Тематический

6. Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:

1) устные;

2) письменные;

3) графические;

4) практические;

5) программированные;

6) тесты.

  1. Устная проверка знаний. Она дает возможность проверить каждого ученика, поэтому называется индивидуальным опросом.

  • Устный ответ ученика может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характера работы "с одним учеником".

  • (устный опрос у доски или с места, сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений, защита реферата, участие в дискуссии по решению проблемного вопроса, доклад на заданную тему, устный зачет по теме)

  • Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Как правило, такая форма активизирует детей, педагог может "поднять" с места слабо- и среднеуспевающих.

используется для:

  • выяснения готовности класса к изучению нового материала,

  • определения сформированности понятий,

  • проверки домашних заданий,

  • поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,

  • при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

(участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ), викторина и др.)

  • Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью.

  • Вопросы, заданные ученикам, должны быть понятны настолько, чтобы не пришлось дополнительно их объяснять. Одни учащиеся поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, рисунок на доске, другие отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, третьи выполняют письменную работу.

  • 2. Письменная работа часто используется и до настоящего времени является самой объективной формой проверки знаний по биологии.

  • Ее результаты объективно свидетельствуют об уровне усвоения материала, о правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности и эффективности обучения.

  • (биологический диктант, самостоятельная работа, заполнение рабочей тетради, решение биологических задач, письменное заполнение дидактических карточек; написание «сочинения-фантазии», «сказки с биологическими ошибками» на заданную тему, написание реферата, составление модельной схемы ответа, контрольная работа)

  • 3. Тестирование (от англ., test - проба, испытание) считается объективным инструментом для выявления уровня знаний.

  • Педагогический тест характеризуется как система фасетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности.

  • 4. Графический метод: вычерчивание графиков, диаграмм, схем, гистограмм;

  • составление и заполнение матриц, таблиц ;

  • составление опорных конспектов.

  • метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у слушателей умений и навыков применения знаний, полученных на уроке и в ходе самостоятельной работы.

  • 5. Практические занятия

  1. Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

  • Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

  • 2. Метод практических работ - углубление и закрепление теоретических знаний и проверка научных выводов. Апробация научных истин и положений, всегда связанная с их практической реализацией. В школьной практике они проводятся после изучения больших по содержанию тем и разделов.

  • Практические работы могут носить характер учебно-тренировочных или опытно-конструкторских

6. Наглядные и практические приемы контроля знаний

  • - монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков, магнитных карточек и пр.);

  • - выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения;

  • - самостоятельное выполнение лабораторной работы;

  • - узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой;

  • - узнавание объекта по рисункам, фотографиям.

ОЦЕНКА.

  • контролирующие и констатирующие функции оценка проявит на итоговом уроке, при итоговом тестировании или зачете, в общем, тогда, когда подводится итог изучения учебного материала;

  • оценка на уроке должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим;

  • она в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные; - оценка не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя;

  • оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика, а отсюда необходимое условие - постоянно учить детей самооценке и саморефлексии;

  • оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная;

  • оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество; нельзя абсолютизировать роль оценки на уроке, учащийся должен понимать: это не самое главное в процессе обучения, и роль учителя во многом состоит в том, чтобы разъяснить детям, зачем нужна оценка на уроке; оценку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу.

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8





Система контроля и диагностики учащихся на уроках естественного цикла.

Работа учителя химии, биологии Анчуговой А.Н.



















2014 г.

г.Волгодонск



© 2010-2022