- Преподавателю
- Биология
- Выступление на семинаре Система контроля учащихся на уроках естественного цикла
Выступление на семинаре Система контроля учащихся на уроках естественного цикла
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Анчугова А.Н. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Система контроля и диагностики учащихся на уроках естественного цикла.
Современные условия жизни требуют от учащегося самостоятельности в принятии решений, приобретении знаний и творческого подхода в их применении. Основы этого закладываются школьным образованием. Между тем традиционная система образования исключает ученика из процесса контроля за своими учебными достижениями - учитель, управляя деятельностью ученика, берет на себя все функции контроля. Современная методика позволяет включить учащегося в процесс контроля за своими учебными достижениями на каждом этапе обучения. А если ученик умеет анализировать свои результаты, то повышается качество знаний. Только осознав свой результат, проведя самоконтроль и рефлексию, ученик может планировать свои последующие шаги по реализации поставленных целей.
Обязательным компонентом процесса обучения, его завершающим этапом, является контроль (проверка результатов обучения). Введение Государственного образовательного стандарта (ГОС) вносит значительные изменения в методику проверки и оценки знаний и умений учащихся, которые направлены на повышение качества обучения.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», в ГОС «...нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности, …тот, без которого невозможно развитие личности, продолжение образования». В нем реализуются как бы четыре ступени, постепенно приближающие к тем результатам обучения, которыми должен овладеть учащийся: общая характеристика образовательной области или учебной дисциплины; описание содержания курса на уровне предъявления его учебного материала школьнику; описание самих требований к минимально необходимому уровню учебной подготовки школьников; «измерители» уровня обязательной подготовки учащихся, то есть проверочные работы и отдельные задания, включенные в них, по выполнению которых можно судить о достижении учащимися необходимого уровня требований.
На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций (проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, а также выставление отметок), входящих в состав диагностики процесса и результатов обучения.
1. Что такое контроль? Наиболее удачное определение контроля дано М. Д. Касьяненко:
(в узком понимании) изучение состояния процесса в данный
момент и его сопоставление с планируемым или нормативным. В зависимости от целей и содержания проводимой проверки в значении контроля используют понятия: обратная связь, педагогический срез и др.;
(в широком значении) комплексный контроль включает не только оценку состояния процесса в соответствии с нормативными его характеристиками, но и разработку рекомендаций на будущее, коррекцию процесса, помощь учителю и учащимся.
2. Основная цель контроля знаний и умений. Обнаружение достижений, успехов учащихся, указание путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность.
3. Функции контроля.
- характеристика функций контроля
4. Принципы контроля: а) наглядность; б) объективность ; в) всесторонность ; г) систематичность .
5. Виды контроля: Предварительный Итоговый Текущий Тематический
6. Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:
1) устные;
2) письменные;
3) графические;
4) практические;
5) программированные;
6) тесты.
-
Устная проверка знаний. Она дает возможность проверить каждого ученика, поэтому называется индивидуальным опросом.
-
Устный ответ ученика может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характера работы "с одним учеником".
-
(устный опрос у доски или с места, сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений, защита реферата, участие в дискуссии по решению проблемного вопроса, доклад на заданную тему, устный зачет по теме)
-
Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Как правило, такая форма активизирует детей, педагог может "поднять" с места слабо- и среднеуспевающих.
используется для:
-
выяснения готовности класса к изучению нового материала,
-
определения сформированности понятий,
-
проверки домашних заданий,
-
поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
-
при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
(участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ), викторина и др.)
-
Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью.
-
Вопросы, заданные ученикам, должны быть понятны настолько, чтобы не пришлось дополнительно их объяснять. Одни учащиеся поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, рисунок на доске, другие отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, третьи выполняют письменную работу.
-
2. Письменная работа часто используется и до настоящего времени является самой объективной формой проверки знаний по биологии.
-
Ее результаты объективно свидетельствуют об уровне усвоения материала, о правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности и эффективности обучения.
-
(биологический диктант, самостоятельная работа, заполнение рабочей тетради, решение биологических задач, письменное заполнение дидактических карточек; написание «сочинения-фантазии», «сказки с биологическими ошибками» на заданную тему, написание реферата, составление модельной схемы ответа, контрольная работа)
-
3. Тестирование (от англ., test - проба, испытание) считается объективным инструментом для выявления уровня знаний.
-
Педагогический тест характеризуется как система фасетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности.
-
4. Графический метод: вычерчивание графиков, диаграмм, схем, гистограмм;
-
составление и заполнение матриц, таблиц ;
-
составление опорных конспектов.
-
метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у слушателей умений и навыков применения знаний, полученных на уроке и в ходе самостоятельной работы.
-
5. Практические занятия
-
Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
-
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
-
2. Метод практических работ - углубление и закрепление теоретических знаний и проверка научных выводов. Апробация научных истин и положений, всегда связанная с их практической реализацией. В школьной практике они проводятся после изучения больших по содержанию тем и разделов.
-
Практические работы могут носить характер учебно-тренировочных или опытно-конструкторских
6. Наглядные и практические приемы контроля знаний
-
- монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков, магнитных карточек и пр.);
-
- выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения;
-
- самостоятельное выполнение лабораторной работы;
-
- узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой;
-
- узнавание объекта по рисункам, фотографиям.
ОЦЕНКА.
-
контролирующие и констатирующие функции оценка проявит на итоговом уроке, при итоговом тестировании или зачете, в общем, тогда, когда подводится итог изучения учебного материала;
-
оценка на уроке должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим;
-
она в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные; - оценка не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя;
-
оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика, а отсюда необходимое условие - постоянно учить детей самооценке и саморефлексии;
-
оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная;
-
оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество; нельзя абсолютизировать роль оценки на уроке, учащийся должен понимать: это не самое главное в процессе обучения, и роль учителя во многом состоит в том, чтобы разъяснить детям, зачем нужна оценка на уроке; оценку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу.
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8
Система контроля и диагностики учащихся на уроках естественного цикла.
Работа учителя химии, биологии Анчуговой А.Н.
2014 г.
г.Волгодонск