- Преподавателю
- Биология
- Урок Многообразие земноводных. Редкие и исчезающие земноводные Ульяновской области
Урок Многообразие земноводных. Редкие и исчезающие земноводные Ульяновской области
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Филина Е.В. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
7 класс Урок 43
Тема: Многообразие земноводных. Редкие и исчезающие виды Ульяновской области (РК)
ЦЕЛИ
ЗАДАЧИ
1.Образовательные
2.Развивающие
3. Воспитательные
- организовать деятельность учащихся по формированию умений узнавать изученных земноводных, обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; по обобщению и систематизации знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше.
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету на основе выполнения заданий с текстом, находить сведения для составления таблиц; развитию логического мышления, развитию умений навыков сравнения и анализа.
- содействовать привитию навыков коммуникативного общения; способствовать развитию в ходе работы нравственных качеств учащихся, воспитание бережного отношения к живому и любви к своему краю; формированию экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека.
Метод: частично - поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, диск с видеорезурсами.
Формируемые УУД:
Личностные:
-
Принятие социальной роли учащегося.
-
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные:
-
Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.
-
Умение планировать и регулировать свою деятельность.
-
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
-
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
-
Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
-
Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.
-
Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.
-
Смысловое чтение.
Коммуникативные:
-
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.
-
Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.
-
Использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии земноводных.
-
Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике
Предметные:
-
Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных,
-
Определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам. фотографиям, рисункам.
-
Устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания
Структурно-логическая схема урока
Основные части урока
Методы и методические приёмы
Пособия
Время
1.Орг.момент
2.Проверка знаний
3.Изучение нового материала
4. Закрепление изученного
5. Домашнее задание
Словесный
Устный опрос
Рассказ с элементами беседы
тетсировние
Инструктаж
3'
10'
25'
5'
2'
Содержание урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.
Здравствуйте те, кто весел сегодня! Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью! Здравствуйте те, кто молчит!
Я очень рада встречи с вами! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи!
Слайд 1: У вас на столах лежат листочки, на которых изображён символ «Сосуд знаний» (Приложение 1). Заполните свои сосуды ровно настолько, сколько знаний вы принесли с собой на урок, а с помощью цветных карандашей покажите своё настроение.
Давайте проверим, насколько вы угадали с уровнем своих знаний.
2. Проверка знаний:
Слайд 2: Рубрика «Вставьте пропущенное слово». (демонстрация вопросов на слайде).
1. У них есть позвоночник, они первыми научились…(поворачивать голову)
2. Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)
3. Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу у них появились …..( слюнные железы)
4. В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо)
5. Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)
6. Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)
7. Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало...(трехкамерным)
8. Чистой артериальной кровью снабжается….(головной мозг)
9. Амфибии первыми встали…. (на ноги)
3. Изучение нового материала:
Мы продолжим путешествие в загадочный мир земноводных.
Слайд 3: Тема урока: Многообразие земноводных, редкие и исчезающие виды Ульяновской области.
Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?
- варианты ответов, которые комментируются и обобщаются учителем совместно с учащимися.
Давайте перечислим ассоциации, которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными.
- варианты ответов: скользкие, холодные, противные, страшные, мерзкие, из-за них бывают бородавки.
У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Давайте сегодня на уроке возьмем на себя задачу оправдать или подтвердить негативное отношение к земноводным. Работа это непростая.
Прослушайте отрывка из книги М.Д.Махлина «О тех, кого не любят», рассказ «Заколдованные красавицы»
«… Третьим должен стрелять Иван-царевич. Взял он в белые руки золочёный лук, натянул тетиву и пустил стрелу за счастьем своим, за красой-невестою… Пролетела стрела через горы и леса и упала она на болоте, воткнулась во зелёный лист прямо перед зелёною лягушкой… Иван-царевич сначала был в отчаянье, что ему досталась невеста-лягушка, а потом заглянул в её глаза и сразу понял, что она - заколдованная красавица.
- Лягушка ! - испуганно вскрикнула Валентинка.
- Мишка, хватай камни! - закричал Саша. - Где она? Сейчас мы её…
Стоп, ребята! Опустите руки, выбросьте камни. Очень легко быть храбрым и смелым по отношению к крохотной безобидной лягушке. Попробуйте-ка лучше взглянуть на неё иначе, хотя бы глазами Ивана-царевича.
- Глазами Ивана-царевича? - удивлённо вскинула брови Валентинка. - А что он увидел?
Я нагнулся и взял сидевшую около берега лягушку. Посадил её на одну ладонь, прикрыл другой, стал поглаживать по спинке, медленно убирая руку всё дальше и дальше. И вот лягушка сидит неподвижно на ладони. Три головы - две стриженные, одна - с косичками - склонились над моей рукой.
-Ой, - вскрикнула Валентинка. - Какие у неё красивые глаза! Я никогда их раньше не замечала.
- Ага! - согласился Мишка. - Зрачок чёрный-пречёрный, а ободок золотой-золотой.
- Наверное, в такие глаза и влюбился Иван-царевич, правда, Саша?»
2) Проблемный вопрос. А вы, ребята, заглядывали в глаза лягушки? О чём они говорят? (выслушиваются высказывания учащихся)
К нам на урок пришёл Крези фрог, чтобы вместе с вами выполнить физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА в сопровождении клипа.
Слайд 4: Внимание! Проблемный вопрос: Перед вами различные представители класса земноводных. Чем они отличаются друг от друга.
(Выслушиваем ответы ребят).
Действительно, у одних есть хвост, в у других его нет. У одних ноги одинаковые, а у других их совсем нет. У третьих конечности разной длины. Правильно!
Сейчас вы назвали признаки трех отрядов класса земноводные.
Какие это отряды?
- варианты ответа: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие.
Слайд 5: Запишем схему в тетрадях
А сейчас послушаем сообщения, которые подготовили ваши товарищи к сегодняшнему уроку. В процессе прослушивания вы должны составить таблицу:
Название отряда
характерные признаки
Представители
Сообщения учащихся: Безногие (Слайд 6), Хвостатые (Слайды 7-8), Бесхвостые (Слайды 9-10).
4. Закрепление изученного материала:
1. УГАДАЙКА:
1. Это предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?
- Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г.
2.Этот объект человек придумал, когда подсмотрел окраску лягушки.
- камуфляжная ткань.
3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза
- ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.
Очень сложный вопрос. Но не думайте, что вы проиграли. Вы победили, потому что познакомились с новым словом из области бионики.
2. Ребята, все вы знаете детскую песенку «В траве сидел кузнечик». А кто сейчас сможет сказать, какие ошибки допустил автор с биологической точки зрения?
1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми.
2. Лягушка не может ходить, она передвигается прыжками.
А кто из вас может сказать, какое значение имеют земноводные?
Слайд 11: Значение земноводных.
1.Регуляторы численности беспозвоночных животных.
2.Объект питания позвоночных.
3.Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных.
4.Объект для научных исследований.
Индикаторы чистоты окружающей среды.
5.Пища для человека в некоторых странах.
А сейчас познакомимся с земноводными Ульяновской области.
Современная фауна амфибий Ульяновской области включает 11 видов, относящихся к 6 родам 5 семейств и двух отрядов.
Cписок земноводных Ульяновской области:
Отряд Caudata - Хвостатые
Семейство Salamandridae - Саламандровые
Обыкновенный тритон
Гребенчатый тритон
Отряд Anura - Бесхвостые
Семейство - Жерлянки
Краснобрюхая жерлянка
Семейство - Чесночницы
Чесночницы
Обыкновенная чесночница
Семейство - Жабы
Обыкновенная, или серая жаба
Зеленая жаба
Семейство - Лягушки
Озерная лягушка
Прудовая лягушка
Съедобная лягушка
Травяная лягушка
Остромордая лягушка
Слайд 12: Красная книга Ульяновской области: амфибии
1. Тритон гребенчатый - Triturus cristatus (Laurenti, 1768)
2. Лягушка травяная - Rana temporaria (Linnaeus, 1758)
Список видов амфибий, не включенных в Красную книгу Ульяновской области, но нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природе на территории Ульяновской области:
1. Тритон обыкновенный - Triturus vulgaris (Linnaeus, 1758)
2. Лягушка съедобная - Rana esculenta Linnaeus, 1758
3. Серая жаба - Bufo bufo (Linnaeus, 1758)
6.Домашнее задание:
• Изучите п.38
• Приготовить биологическую сказку про земноводных
• Интересные сообщения о земноводных.
Используемая литература:
1. Шакенова Т.Ж., Утилова А.М. Биология. Справочник школьника 6-11 классы серия «Талапкер». Астана: «Арман-ПВ», 2011г.
2. Шакенова Ш.Ж.,Утилова А.М. Биология .Электронные таблицы и схемы для 6-11кл. общеобразоват.шк. Астана: «Арман-ПВ», 2012г.
3. М.Д.Махлина «О тех, кого не любят», рассказ «Заколдованные красавицы»
4. Абрахина И.Б., Осипова В.Б., Царев Г.Н. Позвоночные животные Ульяновской области. - Ульяновск: Симбирская книга, 1993. - С.50-63.
5. Красная книга Ульяновской области Кривошеев В.А. // Земноводные и пресмыкающиеся (стр. 377-383) - Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с.
ped-kopilka.ru/
ulrgo.ru/region/wiki/