Урок Многообразие земноводных. Редкие и исчезающие земноводные Ульяновской области

Урок в 7 классе по программе Пономарёвой (ФГОС). Задачи: - организовать деятельность учащихся по  формированию умений узнавать изученных земноводных, обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; по обобщению и систематизации знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше. - способствовать развитию познавательного интереса к предмету на основе выполнения  заданий с текстом, находить сведения для составления таблиц; развитию логического мышления, развитию ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс Урок 43

Тема: Многообразие земноводных. Редкие и исчезающие виды Ульяновской области (РК)

ЦЕЛИ

ЗАДАЧИ

1.Образовательные

2.Развивающие

3. Воспитательные

- организовать деятельность учащихся по формированию умений узнавать изученных земноводных, обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; по обобщению и систематизации знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше.

- способствовать развитию познавательного интереса к предмету на основе выполнения заданий с текстом, находить сведения для составления таблиц; развитию логического мышления, развитию умений навыков сравнения и анализа.

- содействовать привитию навыков коммуникативного общения; способствовать развитию в ходе работы нравственных качеств учащихся, воспитание бережного отношения к живому и любви к своему краю; формированию экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека.

Метод: частично - поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, диск с видеорезурсами.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • Принятие социальной роли учащегося.

  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

  • Умение планировать и регулировать свою деятельность.

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

  • Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

  • Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

  • Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.

  • Смысловое чтение.

Коммуникативные:

  • Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

  • Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

  • Использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии земноводных.

  • Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике

Предметные:

  • Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных,

  • Определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам. фотографиям, рисункам.

  • Устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания


Структурно-логическая схема урока

Основные части урока

Методы и методические приёмы

Пособия

Время

1.Орг.момент

2.Проверка знаний

3.Изучение нового материала

4. Закрепление изученного

5. Домашнее задание

Словесный


Устный опрос



Рассказ с элементами беседы



тетсировние


Инструктаж

3'


10'



25'



5'



2'


Содержание урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

Здравствуйте те, кто весел сегодня! Здравствуйте те, кто грустит!

Здравствуйте те, кто общается с радостью! Здравствуйте те, кто молчит!

Я очень рада встречи с вами! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи!

Слайд 1: У вас на столах лежат листочки, на которых изображён символ «Сосуд знаний» (Приложение 1). Заполните свои сосуды ровно настолько, сколько знаний вы принесли с собой на урок, а с помощью цветных карандашей покажите своё настроение.

Давайте проверим, насколько вы угадали с уровнем своих знаний.

2. Проверка знаний:

Слайд 2: Рубрика «Вставьте пропущенное слово». (демонстрация вопросов на слайде).

1. У них есть позвоночник, они первыми научились…(поворачивать голову)

2. Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)

3. Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу у них появились …..( слюнные железы)

4. В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо)

5. Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)

6. Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)

7. Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало...(трехкамерным)

8. Чистой артериальной кровью снабжается….(головной мозг)

9. Амфибии первыми встали…. (на ноги)

3. Изучение нового материала:

Мы продолжим путешествие в загадочный мир земноводных.

Слайд 3: Тема урока: Многообразие земноводных, редкие и исчезающие виды Ульяновской области.

Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

- варианты ответов, которые комментируются и обобщаются учителем совместно с учащимися.

Давайте перечислим ассоциации, которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными.

- варианты ответов: скользкие, холодные, противные, страшные, мерзкие, из-за них бывают бородавки.

У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Давайте сегодня на уроке возьмем на себя задачу оправдать или подтвердить негативное отношение к земноводным. Работа это непростая.

Прослушайте отрывка из книги М.Д.Махлина «О тех, кого не любят», рассказ «Заколдованные красавицы»

«… Третьим должен стрелять Иван-царевич. Взял он в белые руки золочёный лук, натянул тетиву и пустил стрелу за счастьем своим, за красой-невестою… Пролетела стрела через горы и леса и упала она на болоте, воткнулась во зелёный лист прямо перед зелёною лягушкой… Иван-царевич сначала был в отчаянье, что ему досталась невеста-лягушка, а потом заглянул в её глаза и сразу понял, что она - заколдованная красавица.

- Лягушка ! - испуганно вскрикнула Валентинка.

- Мишка, хватай камни! - закричал Саша. - Где она? Сейчас мы её…

Стоп, ребята! Опустите руки, выбросьте камни. Очень легко быть храбрым и смелым по отношению к крохотной безобидной лягушке. Попробуйте-ка лучше взглянуть на неё иначе, хотя бы глазами Ивана-царевича.

- Глазами Ивана-царевича? - удивлённо вскинула брови Валентинка. - А что он увидел?

Я нагнулся и взял сидевшую около берега лягушку. Посадил её на одну ладонь, прикрыл другой, стал поглаживать по спинке, медленно убирая руку всё дальше и дальше. И вот лягушка сидит неподвижно на ладони. Три головы - две стриженные, одна - с косичками - склонились над моей рукой.

-Ой, - вскрикнула Валентинка. - Какие у неё красивые глаза! Я никогда их раньше не замечала.

- Ага! - согласился Мишка. - Зрачок чёрный-пречёрный, а ободок золотой-золотой.

- Наверное, в такие глаза и влюбился Иван-царевич, правда, Саша?»

2) Проблемный вопрос. А вы, ребята, заглядывали в глаза лягушки? О чём они говорят? (выслушиваются высказывания учащихся)

К нам на урок пришёл Крези фрог, чтобы вместе с вами выполнить физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА в сопровождении клипа.

Слайд 4: Внимание! Проблемный вопрос: Перед вами различные представители класса земноводных. Чем они отличаются друг от друга.

(Выслушиваем ответы ребят).

Действительно, у одних есть хвост, в у других его нет. У одних ноги одинаковые, а у других их совсем нет. У третьих конечности разной длины. Правильно!

Сейчас вы назвали признаки трех отрядов класса земноводные.

Какие это отряды?

- варианты ответа: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие.

Слайд 5: Запишем схему в тетрадях

А сейчас послушаем сообщения, которые подготовили ваши товарищи к сегодняшнему уроку. В процессе прослушивания вы должны составить таблицу:

Название отряда

характерные признаки

Представители


Сообщения учащихся: Безногие (Слайд 6), Хвостатые (Слайды 7-8), Бесхвостые (Слайды 9-10).

4. Закрепление изученного материала:

1. УГАДАЙКА:

1. Это предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?

- Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г.

2.Этот объект человек придумал, когда подсмотрел окраску лягушки.

- камуфляжная ткань.

3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза

- ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.

Очень сложный вопрос. Но не думайте, что вы проиграли. Вы победили, потому что познакомились с новым словом из области бионики.

2. Ребята, все вы знаете детскую песенку «В траве сидел кузнечик». А кто сейчас сможет сказать, какие ошибки допустил автор с биологической точки зрения?

1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми.

2. Лягушка не может ходить, она передвигается прыжками.

А кто из вас может сказать, какое значение имеют земноводные?

Слайд 11: Значение земноводных.

1.Регуляторы численности беспозвоночных животных.

2.Объект питания позвоночных.

3.Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных.

4.Объект для научных исследований.

Индикаторы чистоты окружающей среды.

5.Пища для человека в некоторых странах.

А сейчас познакомимся с земноводными Ульяновской области.

Современная фауна амфибий Ульяновской области включает 11 видов, относящихся к 6 родам 5 семейств и двух отрядов.

Cписок земноводных Ульяновской области:

Отряд Caudata - Хвостатые

Семейство Salamandridae - Саламандровые

Обыкновенный тритон

Гребенчатый тритон

Отряд Anura - Бесхвостые

Семейство - Жерлянки

Краснобрюхая жерлянка

Семейство - Чесночницы

Чесночницы

Обыкновенная чесночница

Семейство - Жабы

Обыкновенная, или серая жаба

Зеленая жаба

Семейство - Лягушки

Озерная лягушка

Прудовая лягушка

Съедобная лягушка

Травяная лягушка

Остромордая лягушка

Слайд 12: Красная книга Ульяновской области: амфибии

1. Тритон гребенчатый - Triturus cristatus (Laurenti, 1768)

2. Лягушка травяная - Rana temporaria (Linnaeus, 1758)

Список видов амфибий, не включенных в Красную книгу Ульяновской области, но нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природе на территории Ульяновской области:

1. Тритон обыкновенный - Triturus vulgaris (Linnaeus, 1758)

2. Лягушка съедобная - Rana esculenta Linnaeus, 1758

3. Серая жаба - Bufo bufo (Linnaeus, 1758)

6.Домашнее задание:

• Изучите п.38

• Приготовить биологическую сказку про земноводных

• Интересные сообщения о земноводных.

Используемая литература:

1. Шакенова Т.Ж., Утилова А.М. Биология. Справочник школьника 6-11 классы серия «Талапкер». Астана: «Арман-ПВ», 2011г.

2. Шакенова Ш.Ж.,Утилова А.М. Биология .Электронные таблицы и схемы для 6-11кл. общеобразоват.шк. Астана: «Арман-ПВ», 2012г.

3. М.Д.Махлина «О тех, кого не любят», рассказ «Заколдованные красавицы»

4. Абрахина И.Б., Осипова В.Б., Царев Г.Н. Позвоночные животные Ульяновской области. - Ульяновск: Симбирская книга, 1993. - С.50-63.

5. Красная книга Ульяновской области Кривошеев В.А. // Земноводные и пресмыкающиеся (стр. 377-383) - Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с.

ped-kopilka.ru/

ulrgo.ru/region/wiki/








© 2010-2022