- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по Экологическим основам природопользования для специальности информационные системы
Рабочая программа по Экологическим основам природопользования для специальности информационные системы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Макшаева Е.П. |
Дата | 03.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.О4 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
по специальности
230401 Информационные системы (по отраслям)
2011 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 230401 Информационные системы (по отраслям) (базовой подготовки)
Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Нижегородский радиотехнический колледж»
Разработчик: Макшаева Елена Павловна, преподаватель естественнонаучных дисциплин
Рекомендована ПЦК
математичсеких и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ____ от _______.
Председатель ПЦК
____________________ __________________________________
подпись расшифровка подписи
Программа учебной дисциплины соответствует ФГОС и требованиям к структуре и оформлению, рекомендуется к утверждению.
Эксперт (рецензент) _______________ __________________________
М.П. Подпись расшифровка подписи
_____________________________________________________________
должность, организация
__________________________________________________________________________________________________________
_«____» _______________ 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО: Информационные системы (по отраслям) (базовой подготовки).
Программа учебной дисциплины может быть использована профессиональной подготовке следующих профессий рабочих и должностей служащих: оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, наладчик технологического оборудования при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл естественно - научных дисциплин, является дисциплиной вариативной части.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;
-
определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
правовые вопросы экологической безопасности;
-
об экологических принципах рационального природопользования;
-
задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.
1.4. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.
Техник по информационным системам должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность (по базовой
подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов;
практические занятия 14 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
практические занятия
14
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа
9
Реферат по заданной тематике
9
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Экология и природопользование.
18
Тема 1.1. Современное состояние окружающей среды в России.
Экологически неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения региона.
2
1
Тема 1.2. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы.
Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии.
Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.
Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса.
Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.
4
2
Тема 1.3.
Природные ресурсы и рациональное природопользование
Природные ресурсы и их классификация.
Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.
Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
2
2
Тема 1.4.
Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.
Принципы и правила охраны природы.
Ресурсные циклы. Система управления отходами.
2
2
Тема 1.5.
Мониторинг окружающей среды.
Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».
Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов.
Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
2
2
Тема 1.6.
Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах.
Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения.
Классификация загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения.
2
2
Тема 1.7.
Физическое загрязнение.
Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.
4
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение.
Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе
6
Раздел 2.
Охрана окружающей среды.
8
Тема 2.1.
Рациональное использование и охрана атмосферы.
Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров.
2
2
Тема 2.2.
Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы.
2
2
Тема 2.3.
Рациональное использование и охрана недр.
Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления по использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель.
2
2
Тема 2.4. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.
Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.
2
2,3
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Пищевые ресурсы человечества.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Примерная тематика рефератов.
Молочные продукты - в любом возрасте.
Генетически модифицированные продукты.
Добавки в пищевых продуктах.
Соя, и ее польза для здоровья.
Экология и здоровье человека.
Пища Франкенштейна.
6
Раздел 3. Мероприятия по защите планеты.
10
Тема 3.1 Охрана ландшафтов.
Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории.
Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.
2
1
Тема 3.2. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.
Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Организация рационального природопользования в России.
2
2
Тема 3.3. Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания.
Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов. Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения
2
2
Тема 3.4. международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.
История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы
4
2,3
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.
Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.
Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы.
6
Итого
54
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ».
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по «Экологическим основам природопользования»;
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования»;
-
контрольно-измерительные материалы: тестовые вопросы, карточки с заданием, методические указания по выполнению практических заданий.
Технические средства обучения:
-
мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
-
телевизор с видеомагнитофоном;
-
ноутбук;
-
проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
-
Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2010.
-
Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2011.
Дополнительные источники:
-
Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов.: Высшая школа, 2008.
-
Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев.: Ученик для вузов, М, 2009.
-
Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 2010
-
Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ».
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
-
осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;
-
определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;
-
оценивать эффективность природоохранных мероприятий;
-
оценивать качество окружающей среды;
-
определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды;
-
утилизировать неисправные элементы радиоэлектронной техники.
знать:
-
правовые вопросы экологической безопасности;
-
об экологических принципах и направлениях рационального природопользования;
-
основные определения и понятия природопользования;
-
современное состояние окружающей среды России и мира;
-
задачи и цели природоохранных органов управления и надзора
Текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний
студентов по дисциплине
(ежемесячно).
Промежуточный контроль:
-Рубежный тестовый контроль по
темам разделов 1, 2, 3.
- Реферативная работа
студентов по предлагаемой
тематике.
Итоговый контроль:
- аудиторная контрольная работа.
6