• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа по Экологическим основам природопользования для специальности информационные системы

Рабочая программа по Экологическим основам природопользования для специальности информационные системы

Данная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по различным специальностям СПО. Программа учебной дисциплины может быть использована профессиональной подготовке следующих профессий рабочих и должностей служащих:монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.О4 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


по специальности

230401 Информационные системы (по отраслям)






















2011 г.



Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 230401 Информационные системы (по отраслям) (базовой подготовки)

Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Нижегородский радиотехнический колледж»

Разработчик: Макшаева Елена Павловна, преподаватель естественнонаучных дисциплин


Рекомендована ПЦК

математичсеких и естественнонаучных дисциплин

Протокол № ____ от _______.

Председатель ПЦК

____________________ __________________________________

подпись расшифровка подписи

Программа учебной дисциплины соответствует ФГОС и требованиям к структуре и оформлению, рекомендуется к утверждению.

Эксперт (рецензент) _______________ __________________________

М.П. Подпись расшифровка подписи

_____________________________________________________________

должность, организация

__________________________________________________________________________________________________________

_«____» _______________ 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»


1.1.Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО: Информационные системы (по отраслям) (базовой подготовки).

Программа учебной дисциплины может быть использована профессиональной подготовке следующих профессий рабочих и должностей служащих: оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, наладчик технологического оборудования при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл естественно - научных дисциплин, является дисциплиной вариативной части.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;

  • определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • правовые вопросы экологической безопасности;

  • об экологических принципах рационального природопользования;

  • задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.

1.4. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.

Техник по информационным системам должен обладать общими

компетенциями, включающими в себя способность (по базовой

подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться

с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий

в профессиональной деятельности.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов;

практические занятия 14 часов.


















  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


Внеаудиторная самостоятельная работа

9

Реферат по заданной тематике

9


Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Экология и природопользование.


18

Тема 1.1. Современное состояние окружающей среды в России.

Экологически неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения региона.

2

1

Тема 1.2. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы.


Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса.

Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.

4

2












Тема 1.3.

Природные ресурсы и рациональное природопользование

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

2

2

Тема 1.4.

Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.

Принципы и правила охраны природы.

Ресурсные циклы. Система управления отходами.

2

2

Тема 1.5.

Мониторинг окружающей среды.


Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».

Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

2

2

Тема 1.6.

Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах.

Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения.

Классификация загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения.

2

2

Тема 1.7.

Физическое загрязнение.

Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

4

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение.

Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе

6


Раздел 2.

Охрана окружающей среды.


8


Тема 2.1.

Рациональное использование и охрана атмосферы.


Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров.

2

2

Тема 2.2.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.


Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы.

2

2

Тема 2.3.

Рациональное использование и охрана недр.


Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления по использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель.

2

2

Тема 2.4. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.


Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.

2

2,3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Пищевые ресурсы человечества.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Примерная тематика рефератов.

Молочные продукты - в любом возрасте.

Генетически модифицированные продукты.

Добавки в пищевых продуктах.

Соя, и ее польза для здоровья.

Экология и здоровье человека.

Пища Франкенштейна.

6

Раздел 3. Мероприятия по защите планеты.


10


Тема 3.1 Охрана ландшафтов.


Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории.

Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.

2

1

Тема 3.2. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Организация рационального природопользования в России.

2

2

Тема 3.3. Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания.


Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов. Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения

2

2

Тема 3.4. международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы

4

2,3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы.

6



Итого

54



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ».

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по «Экологическим основам природопользования»;

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования»;

  • контрольно-измерительные материалы: тестовые вопросы, карточки с заданием, методические указания по выполнению практических заданий.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;

  • телевизор с видеомагнитофоном;

  • ноутбук;

  • проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.

  2. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2010.

  3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2011.

Дополнительные источники:

  1. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов.: Высшая школа, 2008.

  2. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев.: Ученик для вузов, М, 2009.

  3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 2010

  4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ».


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

  • осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;

  • определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;

  • оценивать эффективность природоохранных мероприятий;

  • оценивать качество окружающей среды;

  • определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды;

  • утилизировать неисправные элементы радиоэлектронной техники.

знать:

  • правовые вопросы экологической безопасности;

  • об экологических принципах и направлениях рационального природопользования;

  • основные определения и понятия природопользования;

  • современное состояние окружающей среды России и мира;

  • задачи и цели природоохранных органов управления и надзора

Текущий контроль:

- рейтинговая оценка знаний

студентов по дисциплине

(ежемесячно).

Промежуточный контроль:

-Рубежный тестовый контроль по

темам разделов 1, 2, 3.

- Реферативная работа

студентов по предлагаемой

тематике.

Итоговый контроль:

- аудиторная контрольная работа.


6

© 2010-2022