• Преподавателю
  • Биология
  • Тема Мастер-класса «Вовлечение учащихся в процесс обучения слабомотивированных детей через создание ситуации успеха на уроках биологии»

Тема Мастер-класса «Вовлечение учащихся в процесс обучения слабомотивированных детей через создание ситуации успеха на уроках биологии»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема Мастер- класса «Вовлечение учащихся в процесс обучения слабомотивированных детей через создание ситуации успеха на уроках биологии»Волковская Лариса Павловна

[email protected]

Учитель биологии ГУ «Банновской средней школы»

Федоровского района. Костанайской области.


Тема Мастер- класса «Вовлечение учащихся в процесс обучения слабомотивированных детей через создание ситуации успеха на уроках биологии»

Цель:

формирование потребности у педагогов способствованию создания ситуации, где успех является основным фактором личностного роста ребенка.

Задачи:

- познакомить педагогов с научно-методическими и психологическими подходами к принципу обучения и воспитания успехом;

- развивать умения проектировать действия для создания ситуаций успеха в учебном процессе;
- формировать осознание и осмысление членами педагогического коллектива основных условий ситуации успеха.

Оборудование: ИКТ, флипчарты,А-4,стикеры,маркеры.

План проведения.

I. Презентация педагогического опыта.

II. Представление системы учебных занятий.

III. Имитационная игра.

IV. Моделирование.

V. Рефлексия .


«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»

П.Н.Чернов.

I. Презентация педагогического опыта

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы будем говорить с Вами о вовлечении учащихся в процесс обучения слабомотивированных детей через создание ситуации успеха на уроках биологии. Идея опыта возникла в связи с тем, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению биологии.

Как мне кажется, мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе; во-вторых, биология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во всех ВУЗах и колледжах предмет включен в списки вступительных экзаменов; в-третьих, плохие учебники и большой объем информации, который необходимо запомнить; в-четвертых, меняются времена, а вместе с ним и нравы и интересы детей. Теперь им интересны телевидение и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги, рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в занимательной и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, а сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.

Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришла к выводу, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать всегда.Поэтому основными задачами своей работы считаю:

1) формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения;

2) создание ситуации успеха для каждого ученика в классе;

3) развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей;

4)формирование компетентности учащихся;

5) возрождение желания ребенка учиться.

Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов: - повышение мотивации обучения,

- выполнение практических и творческих заданий,

- решение биологических задач,

- проведение уроков с применением ИКТ,

- проведение нестандартных уроков, дидактических игр,

- практическая направленность обучения,

- создание ситуации успеха,

- учет индивидуальных особенностей учащихся.

Результативность состоит в следующем:

-формируются такие качества, как ответственность, настойчивость, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;

- вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- создается ситуация общения на уроке, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- создается обстановка для естественного самовыражения ученика;

- развивается устойчивый интерес к предмету;

- на уроке создается ситуация успеха для каждого;

Основной из главных задач урока является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой личности. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ученика рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт , а не повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и старания проявлять познавательную активность даже при не удаче. Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по - другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

«Без мотива любая деятельность, в том числе и учебная, никогда не будет эффективной»

Э.М.Браверман.

К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у большинства современных учащихся нет стойкого интереса к учебе. Причины здесь разные, и для нас, педагогов, все более актуальным становится вопрос: как учить детей? К созданию условий относится и организация деятельности ученика, а деятельность не возможна без мотива Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать как я считаю- это одни из самых важных компонентов урока. И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы.

При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках биологии я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт.

II. Представление системы учебных занятий.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию занятие «Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы».

Каждый раз, составляя проект очередного урока, я задаю себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Различными технологиями, приемами и методами, поднимаю уровень учащихся, что становится трамплином на их пути к успеху:

-игровой технологии;

-технологии развития критического мышления;

-технология проблемного обучения;

-деятельностный подход;

-мини-проекты;

-коллективный способ обучения.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности в зависимости от сложности задания;

- руководители группы подбираются каждый раз новые (из хорошо подготовленных ребят). В группе могут быть ребята одного уровня обученности или разного уровня, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Групповая работа наиболее приемлема и целесообразна при изучении темы, повторении материала уроков, закреплении знаний во всех типах и на всех этапах урока, а также при проведении познавательных игр, при дифференцированном подходе к обучению.Групповая работа позволяет каждому ученику считать себя полноправным участником учебного процесса, раскрывая в нем такие качества, как уверенность в себе, формирует мотивацию и создает высокую степень обученности.

III. Имитационная игра

Уважаемые участники мастер-класса, прошу Вас выступить в роли учащихся. Предлагаю Вам сюжет сказки « Грустная история» (создайте ситуацию успеха …)

- можно использовать сюжет сказки для ролевой игры - театрализованного представления,

- можно предложить самим придумать финал сказки,

- варианты формы работы свободные.

Вопросы для размышления педагогов:

- можно ли создать ситуацию успеха для всех учащихся сразу?

- можно ли ожидать, что учащиеся одинаково отреагируют на предложенные учителем приемы и условия?

IV. Моделирование

Ситуация - сочетание условий, обстоятельств, которые обеспечивает успех.

Успех - результат такой ситуации. Он рождает сильный дополнительный импульс, который содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Ситуация успеха - фактор развития личности. Она субъективна и индивидуальна. Её переживает как слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. Успех порождает чувство удовлетворённости деятельностью и желание её повторения. Успех повышает самооценку и достоинство личности растущего ребёнка. Успех закрепляет социальные отношения, а, значит, содействует социализации личности. Ситуация успеха - это субъективное проживание человеком своих личностных достижений в контексте своей жизни и индивидуального развития Алгоритм педагогического воздействия личностного успеха деятельности ребёнка:

1) при развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности;

2) помните, что учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения, основанном на прошлом опыте;

3) как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели;

4) помогайте ученикам ставить перед собой реалистические цели,

5) помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи;

6) помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда;

7) сделайте ситуацию успеха достижимой.

Умело использованные приемы делают урок интересным и творческим! Уважаемые коллеги, я познакомила вас с некоторыми приемами, позволяющие активизировать познавательную активность учащихся на уроке. Я предлагаю Вам смоделировать свою формулу успеха и поделиться своим опытом со мной.

V. Рефлексия .

Твой завтрашний успех начинается сегодня!

Успех порождает успех!

Спасибо за внимание!


Приложение 1.



Памятка для педагога

При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности. Спрашивайте ученика: «Ты удовлетворён результатом?» вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой».

Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

Помните, что учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения, основанном на прошлом опыте.

Учащиеся, которые уже усвоили материал, могут отдохнуть. Приготовьте для них некоторые дополнительные, интересные для них, задания.

Ученикам, ориентированным на избегание неудач, могут понадобиться такие задания, которые защитят их от публичного осуждения и критики.

Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели.

В начале изучения темы информируйте учеников о том, чему они должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора. Предложите выбрать способ достижения цели.

Предложите одарённым и отстающим ученикам вместе разработать индивидуальные планы обучения.

Помогайте ученикам ставить перед собой реалистические цели.

Поощряйте учеников, которые ставят перед собой достижимые цели, чтобы усложнять их со временем. Когда ученики ставят перед собой нереально высокие цели, предложите им альтернативу.

Попросите учеников записывать в специальной тетради цели и задачи, которые они ставят перед собой на день, неделю или четверть. Расспросите учеников о том, когда и где они будут работать над достижением своих целей, какие материалы им для этого понадобятся и когда они предполагают закончить. Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.

Если вы делаете ошибку или ваша работа не выполнена на достаточно высоком уровне, обсуждайте это с учениками. Будьте самокритичны и ответственны за свои ошибки. Приглашайте на уроки гостей, которые рассказали бы о своих удачах и неудачах. Попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми. Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда.

После выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудно и как они с этим справились. Обсуждайте причины не только успехов, но и неудач. Постарайтесь избегать быстрых собственных выводов о причинах успехов и неудач. Сделайте ситуацию успеха достижимой. Выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач. Если у учеников возникают проблемы, разделите изучаемый материал на более мелкие порции.

Выбирайте адекватную методику преподавания предмета.

Твой завтрашний успех начинается сегодня! Успех порождает успех! Спасибо за внимание!

Приложение 2.

Приемы мотивации

«Парадоксальные факты»

Известный врач А. Везалий поводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Может быть, А. Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека?

Картофель имеет красивые цветки - белые и фиолетовые. Однако насекомые их мало посещают. Почему?

«Создание проблемной ситуации»

В известном опыте итальянского ученого Моссо человека кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит испытуемому несколько пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, опустилась. А при решении сложной математической задачи опустится другой конец. Почему?

В опытах по изучению утомления мышц руки И.М. Сеченовым была обнаружена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если работают мышцы другой руки. Как объяснить это явление?

Оводы ничего не едят, они лишены даже ротового аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются врагами с/х животных?

«Использование художественной литературы»

Оцените правдоподобность следующего утверждения Б.Заходера: «говорил термит термиту: ел я все по алфавиту: ел амбары и ангары, барабаны, вазелин, гуттаперчу, деготь, еле съел жестянку, еле-еле канифоль, лук, мазут и мыло, натриевый цианид, папиросы и папирус, резину с содой, из аптеки стрептоцид, но ни разу не был сыт.». Что из перечисленного термит мог действительно есть, а что не мог?

В. Шекспиру принадлежат следующие строки: «Врачующий бальзам больной души, сон - это чудо матери-природы, вкуснейшее из блюд в земном пиру». Насколько прав великий поэт?

«Анализ жизненных ситуаций»

Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Д значительно больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как можно это объяснить?

Давно подмечено, для того, чтобы не чихнуть сильно, надо потереть переносицу или стиснуть зубы. Как объяснить это явление с научной точки зрения?

Идя по улицам города, мы встречаем массу людей с различной окраской волос: блондины, брюнеты, шатены, седые. Почему каждый из нас имеет неповторимый цвет волос?

«Использование произведений искусства»

И.С.Тургенев, рассказ «Живые мощи». Каким заболеванием страдала Лукерья? Можно было бы вылечить Лукерью в наши дни?

В каких литературных произведениях упоминаются люди маленького роста? («Дюймовочка», «Оле Лукойе», «Мальчик с пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Повесть о Малыше и Карлсоне», «Незнайка»).

В одном из фрагментов балета «Лебединое озеро» балерина может делать 34 оборота за 24 секунды. Почему это возможно? «Черный ящик» (прием скрытости изучаемого объекта).

Приложение 3.

Создание ситуации успеха

Успех порождает чувство удовлетворённости деятельностью и желание её повторения. Успех повышает самооценку и достоинство личности растущего ребёнка. Успех закрепляет социальные отношения, а, значит, содействует социализации личности. Ситуация успеха - это субъективное проживание человеком своих личностных достижений в контексте своей жизни и индивидуального развития.

Алгоритм педагогического воздействия личностного успеха деятельности ребёнка:

  • «снятие страха» - Ничего страшного, если не получится, мы тогда…. (попробуем ещё раз, вернёмся позднее к данному заданию и т. д.);

  • «авансирование» - У тебя, конечно, получится, ведь ты… (стараешься, у тебя есть способности, если не будешь лениться и т. д.);

  • «скрытая инструкция» - Ты же помнишь, что… или Тут главное, чтобы…

  • «персональная исключительность» - Именно у тебя должно получиться, так как ты …

  • «высокая мотивация» - Нам это нужно… или Для тебя ведь это так важно….

  • «педагогическое внушение» - Начинай же! или Приступай!

Завершающий шаг:

  • «высокая оценка детали полученного результата» - Эта часть получилась отлично… или Особенно хорошо было…

Приложение 4.

Неделя

День 15 02 13.

Занятие 11 класс

«Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого.
Пока .Аэродромы ,пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше-окружающей природы.
Все больше- окружающей среды!»

Р.Рождественский

Тема занятия

Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.

Ресурсы

Учебник 11 класса ,компьютерная презентация, карточки с тестовыми заданиями, видео, интерактивная доска ,фломастеры, стикеры.

Цель:

систематизировать и обобщить знания учащихся о взаимосвязи организма и окружающей среды

Задачи:

Образовательная: обобщить знания о среде обитания организмов, экологических факторах

Развивающая: продолжить развитие навыков и приемов умственной деятельности учащихся: сравнение, анализ, обобщение; развивать творческое мышление, внимание.

Воспитательная: воспитывать в учащихся бережное отношение к природе, уважительное отношение друг к другу, чувства взаимопомощи и коллективизма.

Результаты обучения:

В конце занятия ученики могут:

- Определять среду обитания и экологические факторы, влияющие на живые организм;

-через групповую работу давать характеристику ,вести исследовательскую работу;

-сравнивать, анализировать, обобщать; развивать творческое мышление, внимание, аргументировать.

Ключевые понятия:

Среда обитания, экологические факторы, биосфера.

Ход занятия

Этап занятия

Действия учеников и учителя

Время

Начало занятия

1.Организационный момент.

Деление на группы.

Ученики распределяются на 3 группы, распределение роли в группах.

Критерии оценки работы учащихся в группе

-умение распределить работу в команде;

-умение выслушать друг друга;

-согласованность действий;

-правильность и полнота выступлений.

-активность

3 минуты


3 минуты

Введение в тему

Мотивация учебной деятельности

1Этап вызова.

Просмотрите видео и дайте ответ на следующие вопросы.

Для чего нужны знания об основных средах жизни? Как можно применить эти знания?

Определение цели урока

знать многообразие организмов и среда обитания.

уметь определять факторы среды. научиться определять экологические группы организмов по воздействию абиотических факторов.

Презентация « Среда обитания организмов и ее факторы»


4 минуты


ИКТ

Реализация цели занятия

2 Этап осмысления.

Задание 1.

Вот перед нами словосочетание "среда обитания", что означает данное понятие? Работая со справочной литературой представленной вам, дайте наиболее полное определение данному понятию, составить кластер.

А теперь продемонстрируйте свое умение производить наблюдения. Какие среды обитания представлены в данном видеофрагменте?

Демонстрация видеофрагмента о животных и растениях, обитающих в разных средах , дополните кластер.

Задание 2.

Среда обитания (понятие и определение).

Итак, первое, что мы должны с вами вспомнить, что такое среда обитания? А что значит место обитания? Давайте вместе сформулируем это понятие. Что для вас учащихся будет средой обитания? (Ответы учащихся).

Записать определение в тетрадь.

Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм.

Место обитания - наиболее благоприятные условия среды обитания

Задание 3.

Типы сред обитания и приспособленность к живых организмов к ним

Вспомните, какие среды обитания вам известны. Сколько их?

Мы разберём три природные среды обитания так как они наиболее заселённы живыми организмами.

На ваш стол пришли телеграммы, в которых пропущены слова.

Вам дано задание, вставить пропущенные слова, и прочитать что получилось (приложение 3).

Просмотрите фрагменты видео и выполните задание (приложение 2).

Группа 1. Наземно-воздушная среда характеризуется достаточным количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает влаги. Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например, кактус запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения температуры в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные птицы улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по земле.

Обратите внимание на слайд. Наземно - воздушная среда очень разнообразная. Сухие пустыни, высокие горы, влажные леса, холодная арктика.

Группа 2. Водная среда характеризуется достаточным количеством воды. Температура меняется не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой кислородом воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это плавники (у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).

Обратите внимание на слайд.

Группа 3. Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком кислорода. Температура более ровная, чем на поверхности земли, свет практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют маленькие глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми обонянием и осязанием.

Задание 4.

Экологические факторы

Просмотрите фрагмент видео и попытайтесь ответить на следующие вопросы. Составить мини проект.

Что может влиять на среду обитания, на живые организмы которые в ней обитают? (Неживая природа, другие живые организмы и деятельность человека.)

Вы уже знаете, что природа делится на живую и неживую. В связи с этим различаются факторы живой и неживой природы. Перечислите их. (Факторы живой природы: микроорганизмы, грибы, растения, животные, человек. Факторы неживой природы: свет, температура, влажность.) Эти факторы называют экологическими.

Абиотические факторы по-разному влияют на живые организмы. Приведите примеры влияния света, воды и температуры на животных и растения. (Ответы учащихся)

При биотических факторах живые организмы вступают в различные взаимоотношения. Приведите примеры этих взаимоотношений. (Защита проекта).

Задание 5.

А вот какое влияние оказывает на живые организмы антропогенный фактор, мы узнаем из сказки которая называется "Грустная история".

Прочитайте и дайте ответ на вопросы.

Как вы думаете, почему сказка называется "Грустная история?"

Как люди вели себя в сказке?

А как вы будете вести себя в лесу? А на другой природной территории?

Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести. (Антропогенный фактор может привести к сокращению и гибели видов живых организмов.)

Задание 6.

Распределите признаки по факторам.

Абиотические факторы -1 группа.

Биотические факторы -2 группа.

Антропогенные факторы - 3группа.

Радиоактивное загрязнение почвы, воды, атмосферы.

Поедание крестоцветной блошкой капусты

Солнечный свет, влажность, температура воздуха

Заражение человека вирусом гриппа

Газовый состав атмосферы

Минеральный состав и содержание гумуса в почве

Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий

Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами

Ультрафиолетовое излучение

Рельеф местности

Загрязнение водоемов промышленными и бытовыми стоками

Взаимоотношения рыбы - прилипалы и акулы.

Давайте проверим правильность выполнения задания (взаимопроверка)

Ответы:

Абиотические факторы: "3-5-6-9-10"

Биотические факторы: " 2-4-7-12"

Антропогенные факторы: " 1-8-11"

Самооценивание .Формативное оценивание.


4 минуты

Критическое

мышление

(синтез идей).


4 минуты



15 минут

Учет талантливых и одаренных












4 минуты





5 минут

Управление и лидерство.

Новые подходы в обучении. Диалог.


Групповая работа.





Рефлексия

Обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Выразите свои эмоции, полученные в ходе урока на флипчарте.

2 минуты

Размышление над обучением

Самооценка и самоконтроль личности «Лист успеха».

Последующее задание

Сегодня мы с вами узнали, как важны для животных условия среды обитания. Но и мы с вами можем помочь живым организмам. Мы поняли, что большое влияние на жизнь животных оказывает антропогенный фактор, т. е. люди. Давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы животные могли комфортно существовать. Напишите сочинение на тему "Как вести себя на природе".

Создать математическую модель экологической ниши любого живого организма.

3 минуты

Последующее чтение

Параграф 39-40, тематическое повторение подготовка к ЕНТ, коррекционная работа, вопросы, новые термины.


Приложение 5.

Начертить таблицу в тетради.

Характеристики наземно-воздушной среды

Характеристики водной среды

Характеристики почвенной среды

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Из предложенных характеристик сред обитания, выписать в таблицу по три основных:

1. Является самой разнообразной;

2. достаточное количество кислорода;

3. бывает нехватка влаги, для чего ее обитатели (растения и животные) приспосабливаются для добывания, запасания воды. (Привести примеры);

4.очень разнообразные ареалы (сухие пустыни, высокие горы, влажные леса, холодная Арктика);

5.изменения температуры в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов (осенью опадает листва, перелетные птицы улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую);

6.животные передвигаются по воздуху и по земле.

1. Достаточное количество воды;

2. Плотность воды в 1000 раз больше плотности воздуха;

3.нередкая нехватка кислорода;

4.температура меняется не так значительно;

5. меньшее количество света;

6. организмы могут передвигаться в воде или по дну;

7. приспособления для плавания у животных - плавники (у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).

1.большим количеством воды, углекислого газа, недостатком кислорода;

2.температура более ровная внутри, чем на поверхности земли;

3.свет практически не проникает;

4.обитатели имеют маленькие глаза (или лишены органов зрения), но обладают хорошо развитыми обонянием и осязанием. (Привести примеры);

Приложение 6.

Задание - Распределить!!!

Абиотические факторы

  • Радиоактивное загрязнение почвы, воды, атмосферы.

  • Поедание крестоцветной блошкой капусты

  • Солнечный свет, влажность, температура воздуха

  • Заражение человека вирусом гриппа

  • Газовый состав атмосферы

  • Минеральный состав и содержание гумуса в почве

  • Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий

  • Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами

  • Ультрафиолетовое излучение

  • Рельеф местности

  • Загрязнение водоемов промышленными и бытовыми стоками

  • Взаимоотношения рыбы - прилипалы и акулы.

Приложение 7.

Грустная история

Автор: Как-то раз, в один из холодных ненастных летних дней, когда пронизывающий ледяной ветер, выворачивая наизнанку листья деревьев, с силой сгибал до самой земли каждую травинку, а потом, будто оставшийся без присмотра озорной мальчишка, подбрасывал их в самую высь, встретились маленький ежик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища.

Муравей: Ну и погодка сегодня! Льет как из ведра! Я только на пять минут из муравейника выбежал - и нате вам: все тропинки кругом водой залило, никакой возможности домой вернуться.

Кукушка: Да если бы только сегодня! Третий день уже поливает! От дождя все по щелям, да по норам забились - ни одной живой души кругом! Никакой еды не сыскать! Еще один такой дождливый день, и я от голода погибну!

Муравей: Скорее бы этот дождик кончился, я бы сразу домой, в мура­вейник побежал - там сейчас тепло и сухо!

Кукушка: Да и мне пора посушить мокрые перышки.

Ёж: Что вы все одно заладили - «погода плохая», мокро вам, го­лодно! В жизни всякое бывает. Плохая погода - это не повод для нытья. Это еще не самая плохая штука. Потерпите немного - скоро погода наладится.

Муравей: Куда уж хуже. По мне, так хуже плохой погоды ничего на свете нет!

Кукушка: А я очень поесть люблю, и хуже голода для меня ничего нет.

Ёж: Эх, вы! Заладили одно - голодно, холодно! Если хотите знать - мне-то хуже вас пришлось, да я ничего, терплю, не жалу­юсь!

Кукушка: А что с тобой случилось?

Муравей: Расскажи, что за беда с тобой случилась, может, мы тебе поможем. Мы же все-таки твои друзья.

Ёж: Обидели меня! Так обидели! Даже жить не хочется! Шел я по своим ежиным делам по лесу, искал, чем бы поживиться. Слышу, по тропинке люди идут - грибники вроде. Идут и между собой разговаривают: «Что-то, - говорят, - грибов в лесу не стало. Ходим с самого утра, а ничего не нашли. И места-то здесь грибные - раньше мигом целую корзину набирали. А сегодня ничего нет. Куда все грибы делись?» Тут я нечаянно старыми ли­стьями зашуршал да на глаза им и попался. «Так вот куда грибы делись! Это еж противный, наверное, все грибы слопал», - закричал один из грибников и на меня палкой замахнулся. Тут уж я быст­ренько клубком свернулся и покатился от этого места куда подаль­ше. И так горько и обидно стало, что решил я вообще из леса уйти куда глаза глядят. Вот какое горе у меня!.

Кукушка: И верно, незаслуженно тебя, ежик, обидели. Это уж хуже всего, когда тебя без вины виноватым делают, Эти горе-грибники просто неучи какие-то. Всем известно, что ежи едят всех насекомых. Ну, бывает, иногда мышку, лягушку, скушать могут. А грибы - это уж в сказках да мультфиль­мах. Не из-за ежей грибов в лесу мало стало!

Меня вон тоже обижают. Вспоминают кукушку только тем, что мы деток своих на воспитание чужим птицам подбрасываем. Вот, мол, какая мать плохая! А того не вспомнят, что большинство кукушек нежные и заботливые родители - сами и гнезда строят, и высиживают яйца, и птенцов выкармливают. И только представители 50 видов из 130 подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Ну, да еще люди кукушку вспоминают, когда мою скромную песню в лесу услышат. Услышат и давай глупые вопросы задавать: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?» А я-то почем знаю?! Моя песня вовсе не для этого предназначена.

Мне обидно, что про меня люди только плохое говорят. А сколько я добра делаю и не вспоминают. Одних только волосатых гусениц, да жуков, да других вредителей леса каждая кукушка за лето тысячи съедает! Правильно ты, ежик, говоришь, незаслуженно нас люди обижают. Может, и правда уйти нам из этого леса куда подальше, где людей рядом нет? Как ты, муравьишка, думаешь?

Муравей: Не знаю, что вам и посоветовать. Но раз уж вы со мною своими бедами поделились, я вам тоже правду открою. Меня нужда в дождливую погоду из муравейника на улицу погнала. Я ведь за строительным материалом побежал - чинить наш муравейник срочно надо.

Теперь вы послушайте мою печальную историю. Перед са­мыми дождями забрел в наш лес мальчик лет десяти. Как только он в лес зашел - сразу безобразничать начал. Мухомор увидит - сши­бет его палкой; ветка на пути попадется - сломает. А потом нашел старую брошенную консервную банку и давай по ней стучать-бренчать, как будто не знает, что в лесу шуметь нельзя, а то всех птиц распугаешь.

Да это еще что, дальше хуже было! Решил он костер под ста­рым дубом развести. Уж и спички из кармана достал, и веток сухих в кучу сгреб, только мы, лесные муравьи, и комары его остановили. Если бы он костер разжег, тут и до лесного пожара дело могло дойти. Но мы не побоялись этого юного поджигателя. Комары на него сверху налетели, а мы, муравьи, под рубаху да в штаны заполз­ли и давай его кусать! Начал он от нас отбиваться, не до спичек ему стало, и про костер позабыл. Такая битва тут началась! Многих наших братьев он побил, придавил, но мы все равно не отступили - продолжали его кусать да жалить. До тех пор кусали, пока он наутек бежать из лесу не бросился. Когда бежал - ногой на наш муравейник наступил, разрушил часть нашей постройки. Теперь ремонтировать надо. Такая вот печальная история. Ну да, ничего, мы, муравьи, народ работящий. Восстановим все как было. Главное, чтобы такие безобразники к нам в лес больше не приходили.

А из леса я уходить не собираюсь. Тут я родился, вырос, туг мой дом, мои друзья и родные живут. Нельзя лес без защиты оставлять! Вы как хотите, а я остаюсь и ни за что не уйду.

Автор: Призадумались ежик с кукушкой, приумолкли. Пока наши друзья думали, дождик кончился, ветер приутих, из-за тучи выгля­нуло долгожданное солнышко. На душе у них сразу стало весело.

Кукушка: Никуда мы из нашего леса не пойдем! Лес - это наш дом, нам его беречь и охранять надо!

Ёж: Спасибо тебе, муравей, ты самым мудрым и рассудительным оказался. Ты хоть и маленький, но смелый.

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

  1. Можно использовать сюжет сказки для ролевой игры - театрализованного или кукольного представления.

  2. Можно предложить детям самим придумать финал сказки?

  3. Ответить на вопросы:

а) Какую пользу приносят в лесу ежи?

б) Чем питаются кукушки?

в) Какую пользу приносят муравьи?



Приложение 8.




Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за­пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те­чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

Пропущенные слова: доста­точным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле



Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным ко­личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко­торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю­щих птиц).

Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники



Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется боль­шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи­чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Пропущенные слова: кислорода, маленькие , свет, обонянием



Приложение 9.

Критерии оценки работы учащихся в группе

  • умение распределить работу в команде;

  • умение выслушать друг друга;

  • согласованность действий;

  • правильность и полнота выступлений.

  • активность



Приложение 10.

Критерии самооценки работы в группы

Критерий
(за каждый критерий - от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я пытался внести максимальный вклад в работу группы

Я умею выслушивать чужие аргументы, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я отстаиваю свое мнение корректно

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

Я пытаюсь выяснить все взгляды на проблему, чтобы решить ее комплексно

Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные задачи

Я умею работать в команде: иногда - брать на себя ответственность, иногда - подчиняться



Утверждение

Ваш комментарий

Наша группа работала как единая команда


Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе


Мы обсуждали решения и принимали решения вместе


Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу


В нашей группе уважается мнение каждого


В нашей группе ценятся таланты и способности каждого




© 2010-2022