Из опыта работы Организация экологической тропы

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный конкурс творческих работ среди педагогов

Номинация «Организационно-методическая»









Организация экологической тропы

«Удивительное рядом»




Автор:

Никитина Светлана Андреевна, учитель биологии

МБОУ «Ирхидейская СОШ имени А.И.Балдунникова»



2014 год

Оглавление


Введение

  1. Методические рекомендации

  1. Отличительные особенности данной экологической тропы

  2. Маршрут экологической тропы

  1. Практическая часть

  1. Экологическая характеристика экологической тропы

  2. Станции маршрута экологической тропы

  3. Описание станций экологической тропы

  4. Разработка правил поведения на экологической тропе

  5. Организация экскурсий и лекций

5.1.Младшая возрастная группа (1-4 классы)

5.1.1. Примерный текст лекции для младшей возрастной группы

5.2.Средняя возрастная группа (5-8 классы)

5.2.1. Ботаника

5.2.2 Зоология

5.3. Старшая возрастная группа (9-11 классы)

5.4. Преподаватели биологии в школе и педагоги дополнительного образования

III. Выводы и перспектив работы

IV. Cписок литературы

V. Приложения




Введение

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором обучающиеся получают устную (с помощью руководителя) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения детей.

Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом, она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания обучающихся об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность детей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Цели и задачи учебной экологической тропы «Удивительное рядом»

Данная экологическая тропа, как и любая другая, преследует ряд целей и задач:

а) образовательную - расширение у школьников знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.

Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.

б) воспитательную - способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

в) развивающую - помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха обучающихся на природе как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.

С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с обучающимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) - для уроков природоведения, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) - для уроков ботаники, зоологии, экологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) - для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений.

В воспитательных целях необходимо перед походом по тропе разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Педагог, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на тропе.

Дополнительно тропа может использоваться учителями другого профиля, например, преподавателями физической подготовки - для проведения кроссов по пересеченной местности, ОБЖ - для разъяснения принципов ориентирования на местности и оказания первой медицинской помощи в условиях похода, географии - для наглядного усвоения основ картографии, ИЗО - для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов. Однако эти возможности экологической тропы выходят за рамки биологии и экологии и поэтому здесь не рассматриваются.

  1. Методические рекомендации

  1. Отличительные особенности данной экологической тропы

Большинство разработок маршрутов экологических троп включают в себя лишь карту маршрута тропы, некоторые ее характеристики, список станций и иногда перечень наиболее интересных объектов, которые можно встретить по ходу экскурсии.

Нам кажется, что этого недостаточно: во-первых, состояние живой природы на станциях меняется в зависимости от времени года, одни объекты растительного и животного мира можно встретить весной, другие - летом или осенью, поэтому разработка экологической тропы должна учитывать фенологические изменения в природе; во-вторых, разработчикам тропы следует создать примерные тексты экскурсий, рассчитанные на разные возрастные контингенты учащихся: младший, где дети получают первые знания по природоведению и экологии родного края; средний, где упор делается на закрепление знаний школьной программы по экологии, ботанике и зоологии; старший, где, помимо расширения школьных знаний, важной задачей является самостоятельная исследовательская работа школьников, разработка ими проектов по экологии, биологии и географии.

Кроме того, данная тропа может использоваться для прохождения маршрута с педагогами дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей с. Ирхидей, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с обучающимися, помощи в выборе тем проектов.

Тропа, как источник биологического и геологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, галлов, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных, для уроков по географии по теме «Состав почвы» и др. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.

  1. Маршрут учебной экологической тропы

Маршрут учебной экологической тропы «Удивительное рядом» проходит по окрестностям с. Ирхидей, представляющим интерес в биологическом и экологическом отношении благодаря разнообразию ландшафтов, биоценозов, наличию некоторых редких, т.е. занесенных в Красную книгу видов животных и растений. На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с обучающимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии практически по любым темам ботаники, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.

Общая протяженность тропы составляет 1,5 км, что довольно много для проведения экскурсий среди учеников младших классов, поэтому для таких экскурсий используется лишь часть тропы. Для уроков на открытом воздухе по определенным темам по ботанике, зоологии, экологии, общей биологии тоже нет необходимости проходить весь маршрут целиком - достаточно лишь выйти к той либо иной станции, которая наиболее полно иллюстрирует данную тему.

Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет 1,5-2 часа; такие экскурсии возможны лишь со старшеклассниками (особенно при работе над экологическими проектами) или же с педагогами (в методических целях). В остальных случаях используется лишь часть от общей протяженности тропы, а на части станций остановок не делается и рассказ о них в экскурсию не включается.

  1. Практическая часть

  1. Экологическая характеристика экологической тропы

Экологическая тропа «Удивительное рядом» проходит по окрестностям села Ирхидей и, следовательно, содержит ряд типичных для этого района биоценозов, как естественного, так и искусственного происхождения. Леса как таковые на протяжении данной тропы отсутствуют, но их в какой-то мере заменяют лесополосы и посадки древесных растений, подчас одичалые и обогащенные новыми видами.

Растительный мир достаточно богат и разнообразен; среди травянистых растений в основном представлены виды, присущих лугам, но имеются и лесные, и болотные виды, а также культурные виды на искусственных агробиоценозах, дендрофлора представлена местными видами.

Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя на глаза бросаются в первую очередь беспозвоночные: особенно много насекомых, паукообразных, есть различные черви и моллюски, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо время и умение, чтобы их обнаружить.

Большой интерес представляют ручей, пересекающий тропу и два родника. Здесь можно встретить различные гигро- и гидрофиты, понаблюдать за водными насекомыми и их личинками, моллюсками, рептилиями, земноводными, проследить за их размножением.

Близость к селу имеет свои положительные и отрицательные особенности: к первым относится доступность тропы для посетителей, ко вторым - сильную антропогенную нагрузку, местами до неузнаваемости меняющей природу. Но даже этот фактор нужно использовать на благо: на наглядных примерах показывать детям, что означает бережное отношение к природе.

  1. Станции маршрута экологической тропы «Удивительное рядом»

На протяжении маршрута экологической тропы «Удивительное рядом мы запланировали 6 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее.

Всего маршрут тропы включает 6 станций:

1. Парк на пришкольном участке

2. Лесок

3. Луг

4. Ручей

5. «Баруун шэбэр» («Правый родник»)

6. «Зуун шэбэр» («Левый родник»)

Далее приводятся описания станций с биологической и экологической точек зрения, а также пути подхода и время, затрачиваемое на посещение каждой станции (приблизительно), расчет времени ведется от здания школы.

  1. Описание станций экологической тропы

Первая станция - «Парк на пришкольном УОУ»

Маршрут начинается в парке, который заложен на пришкольном участке с 2010 года. В парке высажены саженцы сосны, березы, акации, осины. Также дети выступили ландшафтными дизайнерами и оборудовали в парке следующие отделы: «Уголок Африки», «Цветник», «Озеро с лебедями», «В русском стиле». В перспективе - бурятская юрта и места для отдыха (беседки).

Вторая станция - «Лесок»

Далее вдоль за школой в южном направлении следует лесок, протянувшаяся примерно на 0,7 км. В связи с некоторым однообразием данного биоценоза не следует проходить ее всю, достаточно провести детей по участку около 300 м, что займет около 10 минут, а затем выйти из лесочка вправо с западной стороны школы.

Здесь можно познакомить экскурсантов с деревьями: осиной, березой, ивой; кустарниками: боярышником, черемухой, шиповником; лесными травами: звездчаткой, различными Зонтичными: снытью, борщевиками и другими; много здесь и рудеральных растений: крапивы, лопуха, марей, лебеды; после выхода из лесополосы можно увидеть пустырник, хвощи, льнянку, вьюнок, васильки - однолетние и многолетние.

В лесополосе можно послушать голоса птиц, увидеть различных насекомых - главным образом жуков и перепончатокрылых.

Осенью тут бывает много несъедобных грибов, на стволах и ветвях деревьев растут удивительные организмы - лишайники, на их примере удобно знакомить слушателей с понятием симбиоза. Здесь можно познакомиться и с таким типом экологических взаимоотношений между организмами, как паразитизм: увидеть на деревьях грибы-трутовики; можно увидеть на листьях галлы, образованные личинками насекомых, встретить наездников и даже проследить за откладкой ими яиц в насекомых-хозяев.

Третья станция - «Луг»

После выхода из лесополосы с запада от школы мы выходим прямо на луг, который используется человеком. Здесь проводят сенокосы, так как луг богат такими травами, как тимофеевка, клевер луговой. Роанней весной луг наполняется нежным ароматом и гудением пчел, также мы видим здесь одуванчики, донник лекарственный, клевер красный.

Четвертая станция - «Ручей»

От луга до ручья 10 минут ходьбы; вдоль насыпи растут хвощи, мать-и-мачеха, пижма, тысячелистник, с обеих сторон свисают свои ветви редкая черемуха (хотя лет 20 назад здесь были заросли этого кустарника), местами можно встретить черную и красную смородину.

Сейчас здесь можно увидеть лишь голые склоны насыпи. Тем не менее, эта станция представляет особый интерес с точки зрения экологии, т.к. тут можно проследить за процессом заселения живыми организмами измененных человеком ландшафтов, за постепенным формированием нового биоценоза.

Старшие школьники вполне могут выполнить здесь интереснейшее эколого-ботаническое исследование - как на голой насыпи появляются растения-пионеры, как растет видовое разнообразие, как происходит вытеснение одних видов другими и формируется биоценоз. Здесь можно наблюдать стрекоз и клопов-водомерок.

Пятая станция - «Баруун шэбэр»

Этот родник хорошо знакомо всем жителям села, так как это удобное место для забора питьевой ключевой воды. Родник располагается на холме (на котором располагается наше село) у дороги, ведущей на Рассветский тракт, а все сенокосные угодья располагаются именно в этом направлении, и отдыхающие, выезжающие из села проезжают по этой дороге, поэтому за водой заезжают именно на этот родник. Также родник является священным местом, куда приезжают «покапать» духам и принести жертвоприношение.

После начала экскурсии на этой станции хорошо просто отдохнуть, посидеть у воды, попить и утолить жажду, прежде чем двинуться в обратный путь. Ведь родниковая вода считается испокон веков лечебной: выпив ее, никогда не заболит горло, ежедневное умывание глаз может исцелить их заболевание.

Шестая станция - «Зуун шэбэр»

От «Правого родника», перейдя дорогу, спустившись с холма, следует идти вдоль подножия направо - тогда мы выйдем к следующему роднику «Зуун шэбэр». Здесь также как и на пятой станции рассказываем о роли родников в жизни наших предков, также о сохранении священных мест.


  1. Разработка правил поведения на экологической тропе

В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:

  • во всем слушаться экскурсовода

  • запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;

  • с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно "выносить" только знания, впечатления и фотоснимки;

  • в зоне тропы категорически запрещена любая охота;

  • топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах;

  • на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку - мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);

  • разводить костры можно только в специально отведенных местах;

  • движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны, включать на телефонах музыку;

  • по той же причине не стоит брать с собой собак;

  • после себя не оставлять никакого мусора.

  1. Организация экскурсий и лекций

Здесь мы приводим примерные темы и, частично, тексты экскурсий для 4 групп слушателей: младших школьников, учащихся среднего звена, старшеклассников и педагогов, ведущих уроки биологии, зоологии, ботаники, экологии и географии в школе, а также проводящих внешкольные занятия в кружках и факультативах биолого-экологического направления.

Тексты рассказов в конечном итоге должны составляться самими преподавателями, ведущими экскурсию или урок на открытом воздухе, желательно при этом учитывать темы школьной программы, чтобы пройденное на уроке было наглядно проиллюстрировано во время экскурсии. Для помощи педагогам в этом мы приводим списки объектов, которые хорошо иллюстрируют те либо иные темы школьных занятий. При проведении тех или иных индивидуальных работ по исследовательским проектам преподаватель сам должен выбирать тему и объекты исследований, согласуя их с желаниями и возможностями учащегося.

5.1.Младшая возрастная группа (1-4 классы)

Экскурсия для младших школьников рассчитана на 45 минут, т.е. равна по продолжительности одному уроку. Весь маршрут тропы за это время пройти невозможно, но в этом и нет необходимости - достаточно пройти по лесу до первого родника, посетив 5 станции. Рассказ должен строиться на основе первоначальных сведений по природоведению, экологии, ботаники, зоологии, географии, необходимо показать детям красоту родной природы, вред, который может нанести ей человек своими необдуманными действиями, разъяснить, как нужно вести себя на природе.

Младшие школьники особо любознательны, им все в новинку, поэтому они обычно с интересом слушают рассказ учителя по любой теме, особенно если сюда включаются элементы игры, викторины, детям приятно показать свои знания.

Дети вполне могут принять участие и в небольшом исследовании, особенно если оно происходит в форме игры: например, можно устроить соревнование, кто больше насчитает видов насекомых - для этого особо подходят цветущие виды различных Зонтичных: борщевики, сныть и другие, т.к. на них встречаются самые разные насекомые, питающиеся их нектаром. Разъяснив предварительно детям характерные особенности того либо иного семейства растений, можно устроить конкурс, кто за время экскурсии найдет больше представителей данного семейства - тут следует выбирать группы растений, которые легко узнать даже малышам и которые у нас представлены большим числом видов: Розоцветные, Зонтичные, Сложноцветные, Бобовые. Растения эти могут сразу же во время экскурсии собираться для гербария, лучший гербарий удостаивается поощрения.

Большое разнообразие диких лекарственных растений может служить основой для проведения тематической экскурсии, которую мы назовем «Лекарства под ногами». Примерный текст рассказа приводится ниже:

  1. Примерный текст лекции для младшей возрастной группы

ТЕМА: «Лекарства под ногами» (рассказ о лекарственных растениях, встречающихся на маршруте экологической тропы «Удивительное рядом», рассчитан на 15-20 минут).

-Дети, все мы знаем, что многие самые обычные растения являются лекарственными и помогают нам от разных болезней. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Вот, например, подорожник - очень интересное и полезное растение: его листья помогают при ушибах, ранах, их настой и сок лечит язву желудка. Но это еще не все - молодые листочки подорожника просто едят, как салат - они очень полезные и содержат много витаминов. А название свое это растение получило из-за того, что всегда селится вдоль дорог и тропинок; это происходит потому, что семена у подорожника липкие и прилипают к нашей обуви и колесам машин и таким образом распространяются на большие расстояния. В Америке нашего подорожника раньше не было, его привезли европейцы вскоре после открытия Америки Колумбом, и почти сразу же это растение стало распространяться по дорогам и тропинкам нового континента, сопровождая завоевателей. Американские индейцы оказались очень наблюдательными людьми и прозвали его «след белого человека».

А вот - ромашка. Она не очень похожа на те садовые цветы, которые растут у нас дома, она мелкая и невзрачная. Но именно эту дикую ромашку, а не ее садовую родственницу применяют как лекарство при разных воспалениях. Для этого ее заваривают как чай и пьют либо полощут рот, зубы, горло, прикладывают к ранам и ушибам.

У ромашки есть хорошо всем знакомый родственник - тысячелистник. Он назван так потому, что его листья состоят из многих очень маленьких листочков, хотя их, конечно, и не тысяча. Дети, сорвите, потрите и понюхайте лист или цветок у тысячелистника - вы ощутите сильный запах, так пахнет его эфирное масло. Применяют это растение так же, как и ромашку, но действие у тысячелистника сильнее.

Есть одно растение, похожее на тысячелистник, только цветы у него не белые, а желтые - это пижма. Она даже пахнет похоже, но вот лечиться ей

нужно очень осторожно, т.к. ее эфирное масло такое сильное, что убивает даже глистов, поэтому ее и применяют, как глистогонное средство; в больших дозах пижма может причинить вред и человеку, если он не посоветовался с врачом и пытается лечиться сам.

Еще одно интересное и полезное растение - лопух или репейник. Вы все его хорошо знаете, особенно его цепкие плоды. С их помощью растение распространяется по белу свету и заселяет новые земли. На огородах лопух - сорняк, от него очень трудно избавиться, если уж он поселился у вас на участке. Но, тем не менее, это - очень полезное растение: его листья помогают при ушибах, из семян добывают масло, а корни просто можно есть. Во время Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде, когда нечего было есть, лопух со своими толстыми и сочными корнями спас очень много жизней.

То же можно сказать и про одуванчик - это растение у нас считают сорняком, а вот во многих странах его молодые листочки едят, как салат - в них очень много витаминов и появляются они очень рано, когда других овощей еще нет. В Англии из цветочков одуванчика делают варенье и вино, а из жареных корней - заменитель кофе, который не оказывает вредного действия на сердце и очень полезен для печени.

Теперь мы пойдем в наш лес и посмотрим на лекарственные деревья и кустарники. Вот - боярышник, он очень полезен при больном сердце, причем используются и плоды, и цветы. Вот - шиповник, вы все его хорошо знаете. Это растение - тоже хорошее средство от кишечных расстройств.

Дети, присмотритесь вокруг! Какие еще лекарственные растения вы видите и знаете? Расскажите о них.

Примечание. При рассказе могут использоваться и другие растения, здесь все зависит от времени года, хотя растения нами подбирались с тем расчетом, чтобы их можно было встретить всегда, с ранней весны до поздней осени. Очень хорошо после рассказа провести игру-викторину, кто знает больше лекарственных растений и может их показать.

5.2.Средняя возрастная группа (5-8 классы)

Экскурсия для данного контингента учащихся рассчитана на 1,5 часа, этот срок позволяет пройти большую часть тропы, включая станции №№ 5,6, наиболее интересные в биологическом и экологическом отношении, т.к. школьная программа этих классов включает изучение ботаники и зоологии, необходимо сочетание рассказов во время экскурсии с пройденными в последнее время темами, причем акцент делается именно на ботанические либо зоологические объекты.

Далее мы приводим ряд тем по ботанике и зоологии, сопровождаемых списками объектов, которые легко обнаружить по ходу тропы и которые являются хорошей наглядной иллюстрацией пройденного материала.

5.2.1. Ботаника

Тема: «Типы листьев»

Формы листовых пластинок: округлая - осина, подорожник большой; продолговатая - ива, подорожник ланцетный; линейная - злаки, осоки.

Метаморфозы листьев: усик - чина, вика; колючка - боярышник; чешуя - почки деревьев; суккулентные листья - очиток.

Редукция листьев: хвощи.

Тема: «Соцветие»

Одиночные цветки: пион, тюльпаны (произрастают на участке).

Моноподиальные соцветия: кисть - черемуха; метелка - мятлик, мужское соцветие кукурузы; колос - подорожник, тимофеевка; сложный колос - пырей, другие Злаки; початок - женское соцветие кукурузы; сережка - ива, тополь; щиток - боярышник, рябина, калина; зонтик - примула, луки, вишня; сложный зонтик - Зонтичные; головка - виды клевера; корзинка - Сложноцветные.

Смешанные соцветия: собранные в щиток - тысячелистник.

5.2.2. Зоология

Тема: «Насекомые»

Большое разнообразие насекомых, питающихся нектаром, можно наблюдать на цветах Зонтичных. Здесь можно встретить многих представителей отрядов Перепончатокрылых, Двукрылых, Чешуекрылых и ряда других. Это связано с тем, что у этих растений нектар не спрятан в глубине цветка, а открыт и легко доступен насекомым с коротким хоботком. Особо полно представлены роды и виды ос и наездников, на примере которых можно познакомиться с насекомыми-паразитами, увидеть приспособления для откладки яиц в тело жертвы - яйцеклады различного строения и длины. Много здесь и различных мух. Для знакомства со специализированными насекомыми-опылителями хороши различные Бобовые, где можно наблюдать виды пчел, в том числе одиночных, и шмелей. Бабочек проще заметить на Сложноцветных; часто удается увидеть и их личинок - гусениц, кормящихся на тех или иных растениях.

Из других отрядов насекомых часто можно встретить: Жуков (особенно в лесу), Клопов (в изобилии встречаются на плодах Зонтичных, а водомерки - у «Ручья»), Стрекоз (обычно у воды), Прямокрылых (саранчовых особенно много на полях, кузнечиков - на лугу).

На пришкольном участке и в лесочке мы можем найти скрытноживущих насекомых и следы их жизнедеятельности: различные галлы на листьях и плодах, повреждения, вызванные минирующими насекомыми, ходы короедов.

Из других тем по зоологии экологическая тропа может быть использована при изучении моллюсков (несколько видов улиток и слизней), червей (обычны дождевые черви, но, если применить специальные методики сбора и наблюдения, можно познакомить учащихся с нематодами и коловратками), земноводных, в том числе их размножения и ряда других групп животных.

5.3. Старшая возрастная группа (9-11 классы)

В случае старшеклассников экскурсия может быть более длительной и охватить весь маршрут экологической тропы, т.е. 1-1,5 часа. Акцент здесь должен делаться на изучение общей биологии и экологии, а также на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, проявляющих интерес к этим наукам.

Объекты экологической тропы могут служить хорошей иллюстрацией к таким темам по общей биологии и экологии, как:

«Современная система растений» (грибы и лишайники, низшие растения - водоросли, высшие споровые: мхи, хвощи, высшие семенные: голосеменные и цветковые);

«Современная система животных» (простейшие, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые);

«Эмбриология. Развитие лягушки» (легко проследить на примере собранной в водоемах икры);

«Сезонные ритмы жизни организмов. Фенология»;

«Биоценозы» (на примере биоценозов леса, луга, водоема, агробиоценозов поля, сада и огорода);

«Межвидовые взаимоотношения организмов» (симбиоз - муравьи и тли; комменсализм - лишайники, мхи, паразитизм - растения-паразиты, грибы-трутовики, насекомые-паразиты; конкуренция - виды одной экологической ниши);

«Отрицательное воздействие человека на природу» (виды-пришельцы: колорадский жук; влияние хозяйственной деятельности: вывал мусора, вырубка леса, строительство, выпас скота, пахота);

«Клетка. Микроскопическое строение растительной клетки» (могут использоваться самые различные объекты: водоросли, водные цветковые растения, интересны для наблюдения под микроскопом видоизмененные клетки: волоски, железки, проводящие и водозапасающие ткани, нектарники, споры и пыльца);

«Приспособления организмов к образу жизни» (паразитическому, водному, околоводному, в тенистых и засушливых местообитаниях, в лесу, синантропных видов);

«Экологические группы и жизненные формы растений»(по отношению к влажности, освещенности, почве;);

«Беспозвоночные животные» (простейшие, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие: ракообразные, паукообразные, многоножки, насекомые);

«Воздействие человека на природу» (на примере участков хозяйственной деятельности, загрязнения окружающей среды, бесконтрольного развития видов-пришельцев и т.д.);

«Экологическая сукцессия и развитие биоценоза» (на примере формирования сообществ на измененных человеком участках и заброшенных агробиоценозах) и др.

Для самостоятельного выполнения учащимися исследовательских проектов следует выбирать темы, достаточно узкие, чтобы существовала реальная возможность полнее их осветить, актуальные для нашего региона и согласуясь с интересами и знаниями, как обучающегося, так и педагога-руководителя. На основе тропы с ее разнообразными объектами могут быть выполнены работы по ботанике (систематика, морфология, экология растений, геоботаника), зоологии (зоология позвоночных и беспозвоночных животных, экология животных и этология), общей биологии и экологии (биоценология, влияние человека на природу, внутривидовая изменчивость организмов, приспособления к образу жизни и борьба за существование, фенология и сезонные изменения в природе, межвидовые взаимоотношения и т.д.).

5.4. Преподаватели биологии в школе и педагоги дополнительного образования

Экскурсии для преподавателей биологии в школах и педагогов дополнительного образования проводятся в целях методической помощи по организации экскурсий с обучающимися, уроков на природе, ознакомлению педагогов с возможными темами исследовательских проектов детей, занимающихся в кружках эколого-биологической направленности, принципами ведения наблюдений над природными объектами и оформления их результатов. Общая продолжительность экскурсии в этом случае может достигать 2-х часов и охватывать весь маршрут экологической тропы либо ряд наиболее интересных станций.

Следует соизмерять поставленные задачи со своими реальными возможностями, например, работы по физиологии, загрязнению среды различными ксенобиотиками, требующие проведения сложных лабораторных измерений и анализов также вряд ли могут проводиться успешно на базе школ. Оптимальными областями для проведения исследований и выполнения обучающимися проектов могут являться такие дисциплины, как экология растений и животных, экология сообществ, геоботаника, ботаника и энтомология и ряд других.

  1. Выводы. Перспективы работы

Проведение экскурсии по экологической тропе - это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, результаты личного участия учеников в охране природных богатств родного края, результат исследовательской деятельности учеников. Для коллектива учителей экологическая тропа дает возможность реализовать учебные, научные и воспитательные цели. Для коллектива учеников экологическая тропа дает возможность реализовать творческий, научный, учебный потенциал. Для всего школьного коллектива и села экологическая тропа является предметом заботы и гордости.

Хотя экологическая тропа у нас была разработана только в прошедшем учебном году, значение и роль ее использования в процессе обучения и воспитания велика: решаются образовательные задачи по большинству предметов естественного цикла, воспитательные задачи по экологической культуре, патриотическому воспитанию школьников.

В дальнейшем планируется расширение экологической тропы до 10-12 станций, привлечение администрации и жителей села к оборудованию станций тропы, составление паспорта экологической тропы, альбома по деятельности всех педагогов, обучающихся на экологической тропе.

Список литературы


  1. Ванина Л.М. Экологической тропой. - Биология в школе, №3, 1989

  2. Добринова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. - М., Агропромиздат, 1988

  3. Заровный Г. М. Экологический отдел школьного учебно-опытного участка. - Биология в школе, №1, 1991

  4. Иванова Г.М. Экологическая тропа на школьном участке.- Биология в школе, №4, 1998

  5. Катайцева Р.А. Методические основы создания эколого-краеведческой тропы. - География в школе, №7, 2008

  6. Организация и использование экологических троп. - Челябинск, 1990

  7. Русских Р.Д. Лесные робинзоны. - Ижевск, Удмуртия, 1973

  8. Пугачева Т.А. Вместе с учителем.- Биология в школе, №5, 1989






Приложение 1. Фотографии станций.

Из опыта работы Организация экологической тропыИз опыта работы Организация экологической тропы





Станция №1. Парк на пришкольном участке

Из опыта работы Организация экологической тропыИз опыта работы Организация экологической тропы



Станция №2. Лесок за школойИз опыта работы Организация экологической тропыИз опыта работы Организация экологической тропы





Станция № 3. Луг

Из опыта работы Организация экологической тропыИз опыта работы Организация экологической тропы



Станция № 4. РучейИз опыта работы Организация экологической тропыИз опыта работы Организация экологической тропы

Станция № 5. «Баруун шэбэр»Из опыта работы Организация экологической тропы

Из опыта работы Организация экологической тропы

Станция № 6. «Зуун шэбэр»





Приложение 2. Достопримечательности тропыИз опыта работы Организация экологической тропыИз опыта работы Организация экологической тропы

Плакаты развесим За школой у лесочкаИз опыта работы Организация экологической тропы

Из опыта работы Организация экологической тропы



Как красиво!

А кто это тут живет?Из опыта работы Организация экологической тропы

Из опыта работы Организация экологической тропы



Осень золотая Вид на холмы

© 2010-2022