Урок на тему: Развитие половых клеток. Мейоз. 9 класс. Технологическая карта

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

Цель: изучить процесс образования половых клеток, выявить его преимущества.

Задачи: 1.Познакомить учащихся с сущностью мейоза, как одного из способов деления клетки; с его основными фазами и процессами; изучить процесс образования половых клеток, выявить его закономерности и преимущества перед бесполым размножением.

2.Развивавать умение работать с учебником, таблицей, анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать выводы; работать с модулем ЦОР.

3.Продолжить формирование эмоционально-целостного отношения к изучению сложнейших процессов, происходящих в клетке при её делении; убедить школьников в закономерности и логичности их протекания, половое воспитание на примере образования мужских и женских половых клеток.

Оборудование: ПК, экран, проектор, модуль - «инфо»: «Мейоз» -контроль, видео -фильм «Мейоз», рабочие листы.

Тип урока: комбинированный.урок изучение нового.

Метод проведения: беседа,работа с опорным конспектом (рабочие листы),использования ИКТ, модулей ЦОР.

Внутридисциплинарные связи: зоология,анатомия,физиология человека, цитология, генетика.

Планируемый результат: Учащиеся узнают особенности мейоза, понимают его значение для образования половых клеток.



Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1

Орг момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя

2мин

2

Актуализация знаний

Для актуализации знаний учитель предлагает вводные вопросы, позволяющие вспомнить ранее изученный материал. Обсуждение этих вопросов подводит учащихся к необходимости познакомиться с механизмом мейотического деления клетки, выяснить особенности и отличия его от митоза.

Фронтальная беседа по вопросам:

1).Одно из основных свойств живого? (Размножение).

2).Основные способы размножения?(Половое и бесполое)

3)Какие виды бесполого размножения вы можете назвать?

4)Перечислите виды вегетативного размножения у высших растений?

5)В чём заключается недостаток бесполого размножения?

Отвечают на поставленные вопросы

7мин

Изучение нового

А. Преимущество полового размножения перед бесполым.

?При участии каких клеток осуществляется половой процесс?(Гамет: яйцеклетка и спермии)

Посмотрим строение их.с 88 рис 45. и рис 44 модуль цор «Половые клетки» (4-8мин)

1-Гаметы , строение яйцеклетки и сперматогенеза.

2Образование половых клеток

3.Строение сперматозоида .Учебник с 88 рис 45

4.Строение яйцеклетки. Учебник с 88 рис 44

5Жизнеспособность половых клеток.

Б,Развитие половых клеток.

Процесс образования половых клеток наз.гаметогенезом.

В гаметогенезе выделяют стадии:

1.Период размножения.Пол.кл.делятся митозом,кол-во увели-ся.У самцов до глубокой старости этот процесс идёт, а у самок первичные клетки делятся только в период внутриутробного развития плода и до наступления полового созревания сохраняются в покое.

2.Перид роста будущих гамет.Будущие сперматозоиды увел. незначительно-малы, яйцек-и во мн раз увелич.

3.Период созревания или мейоз.

При нём число хромосом в дочерних клетках уменьшается в 2раза.Это нужно чтобы сохр постоянство числа хромосом.у человека диплоид набор хромосом 2н=46.чтобы у ребёнка было 46 хр нужно что в спермат и яйцекл был гаплоид набор 1н=23хромосомы

Смотрим видео фильм «Мейоз) и отвечаем на вопросы.(5мин)

Смотрим рис47 с 90 учебника

Предлагает заполнить таблицу «Мейоз» в раб листах



4.Оплодотворение сам.р уч-ся с текстом учебника на с.92-93.



Записывают в раб листах

гаметы репродуктивные клеткиимеющие одинарный набор хромосом и участующие в половом размножении.

Запис «половые железы

Смотрят видео «Движение сперматозоида» и «Движение яцеклетки».


. Вопросы для учащихся (в раб.листах)

на столах рабочие листы заполняют

Работаю с учебником.

25мин


Закрепление

Модуль «контроль» позволяет осуществить самоаттестацию, выполняется индивидульно каждым учеником или всем классом вместе,а 1 ученик у ПК

Самоаттестация

7мин

Рефлексия

Ребята, продолжите следующие предложения:

1. Сегодня на уроке я …..

2. Сегодняшний урок показал мне ...

3. Больше всего на уроке мне понравилось.

Оценивают работу на уроке всего класса (Л); записывают домашнее задание (К); под музыку учащиеся заканчивают предложения.

3мин

Домашнее задание

Параграф 3.2-3.3.Выполнить модель мейоза.

1мин

Результативность урока:

1.Полное усвоение материала за счёт многократного повторения элементов.

2.Оперативность предоставления информации.

3.Высокая производительность урока за счёт эффективности учебной нагрузки.

4.Расширение познавательной активности учащихся и включение его в единую информационную систему.



Рабочий лист к уроку «Половое размножение. Мейоз».

Дополни предложение:

Гаметогенез - процесс образование _________________клеток (сперматогенез, овогенез).

Гаметы - _____________________________________________________________________________

Зигота - оплодотворенная _________________________

Мейоз - это особый вид деления, при котором число хромосом в дочерних клетках _______________________ в два раза.

Гаплоидный набор клеток -клетки с ________________набором хромосом, т.е. содержащие только половину каждой пары хромосом

Диплоидный набор клеток - это клетка, содержащая ____________ набор хромосом (2n).

Коньюгация - происходит ___________________и переплетение парных гомологичных хромосом

Кроссинговер -_________________ участков гомологичных хромосом

Оплодотворение - представляет собой процесс слияния _____________ с ________________, в результате чего возникает первая - одноклеточная стадия развития зародыша - стадия зиготы

Урок на тему : Развитие половых клеток.Мейоз. 9 класс.Технологическая карта.Урок на тему : Развитие половых клеток.Мейоз. 9 класс.Технологическая карта.Урок на тему : Развитие половых клеток.Мейоз. 9 класс.Технологическая карта.Гаметогенез

1_________________ 3_________________

2__________________

А теперь делаем табличку в тетради и работаем вместе со мной.

Интерфаза. Каждая хромосома удваивается.

фазы

рисунок

Что происходит

Мейоз I (редукционное деление)

Профаза 1

Ядерная оболочка рассасывается, ядрышко исчезает, начинают образовываться нити веретена деления, формируется 2 полюса деления клетки.

Происходит сближение и переплетение парных гомологичных хромосом -конъюгация.

И обмен участков гомологичных хромосом - кроссинговер.

Метафаза 1

Хромосомы выстраиваются на экваторе клетки. Нити веретена деления прикрепляются к центрам хромосом.

Анафаза 1

Хромосомы расходятся к полюсам клетки.

Телофаза 1

Короткая фаза. Образуется ядерная оболочка. Клетка делится на 2 гаплоидные клетки.

Интерфаза

Практически отсутствует. Удвоение ДНК не происходит.

Мейоз II (эквационное деление)

Профаза 2

Непродолжительна. Ядерная оболочка рассасывается, формируются нити веретена деления.

Метафаза 2

Хромосомы прикрепляются к нитям веретена деления и выстраиваются на экваторе клетки.

Анафаза 2

Хроматиды расходятся к полюсам клетки.

Телофаза 2

Завершается расхождение хромосом к полюсам клетки, деление цитоплазмы (цитокинез): все органоиды распределяются более или менее равномерно. Формируется ядерная оболочка и ядрышко.

Результат:1) из одной диплоидной клетки формируется ______________ гаплоидные.

2) благодаря кроссинговеру достигается ________________________________ гамет каждого организма. Благодаря взаимодействию хромосом отца и матери гаметы всегда обладают новыми, неповторимыми комбинациями хромосом. Эти комбинации у потомства выражаются в новых сочетаниях признаков.Появляющееся множество комбинаций хромосом увеличивает возможность вида вырабатывать приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды, что очень важно для эволюции.

Гомологичные хромосомы - пара хромосом диплоидной клетки, содержащих одинаковый набор генов и имеющих одинаковую морфологию.

Промежуток между мейозом 1 и мейозом 2 называется интеркинезом.

Вопросы к фильму. Фильм 5мин

  1. Что такое мейоз?(способ деления клеток.из диплоидных становятся гаплоидными клетками)

  2. Что происходит в интерфазе? (удвоение хромосом)

  3. В профазе происходит коньюгация.Что это?(сближение и переплетение)

  4. Перекрёст гомологичных хромосом как назыв=я? (кроссинговер).

5.Сколько фаз в процессе мейоза?( 1 деление= 2, 2 деление-4)

6.Сколько в результате мейоза образуется клеток? Какие это клетки.













© 2010-2022