Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы ЮНИОРОВ

Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны. Её решение во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Оптимистическая перспектива жизни ( прежде всего реальная и привлекательная профессия) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности учащихся. Это выдвигает перед педагогами проблему новых профессиональных восхождений.      А разви...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы ЮНИОРОВ.


Пособие для педагогов организующих исследовательскую деятельность с ЮНИОРАМИ.










Автор: Котельникова Яна Александровна

Учитель биологии; ГБОУ школы№ 471

194362 г.Санкт- Петербург; Выборгский район,

пос.Парголово Осиновая роща.

Адрес автора: 194362 г. СПб;

Выборгский район, пос.Парголово

Осиновая роща, Приозёрское шоссе д.14 к.4.кв19;

тел: 89818364376








Содержание:




  1. Введение.

2. Исследовательская работа в системе самостоятельной работы школьников.

3. Примерный алгоритм разработки программы исследования.

4. Основные этапы выполнения Исследовательской работы и их специфика.

5. Исследовательская часть работы.

6. Рекомендации по этапам оформления работы.

7.Рекомендации для организации исследовательской работы с юными школьниками:

Заключение.

Список литературы:









1.Ведение.

Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны. Её решение во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Оптимистическая перспектива жизни ( прежде всего реальная и привлекательная профессия) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности учащихся. Это выдвигает перед педагогами проблему новых профессиональных восхождений.

А развивающемуся обществу, думающему о будущем государства, необходим культ знаний. Ведь образованность и высокая культура народа - это высокая эффективность труда, рациональная экономика, научно - технический и социальный прогресс. И в то же время стремление к образованию, к познанию мира - это новый образ жизни, это одна из самых возвышающих человека духовных потребностей.

В последнее время, в подготовке учащихся в школе, продолжает доминировать парадигма знаний, школьники немало знают, но почти ничего не способны сделать на практике. Не могут сделать не потому что не знают, а потому, что не способны самостоятельно объединятся, на основе совместного предмета деятельности, не владеют приёмами проектирования, программирования, исследования и планирования. Не способны занимать и удерживать определённые позиции, и в частности осуществлять перевод идеальных разработок в плоскость практической реализации.

Чтобы достичь мировоззренческой зрелости, нравственного совершенства, высокой духовной культуры, развития творческих способностей человека, необходимы не только разносторонние знания, образованность, но и постоянное стремление к обновлению и пополнению знаний, приобретению новых умений и навыков самообразования.

Мысль о том, что в основе подготовки специалистов должен лежать самостоятельный труд, ни у кого не вызывает сомнений. Вот и любая научная работа по своей сути предполагает активность и определённую долю самостоятельности каждого обучающегося. Это проявляется и в организации работы, и в использовании целенаправленного восприятия, переработке, закреплении, применении знаний, в сознательном стремлении превратить усваиваемые знания на уроках в личные научные убеждения, неуклонно руководствоваться ими в своей дальнейшей повседневной жизни. Ведь зачастую научные работы, являются первой ступенью в самоопределении личности, и выборе дальнейшей профессии.

Очень важно, что бы каждый ученик занимающийся, научной работой понял, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путём приобщения к самостоятельной научной деятельности. А учитель является только направляющим звеном этой работы. И лишь только правильно поставленная работа будет иметь достойный результат.







2.Научная работа в системе самостоятельной работы школьников.


Многие под самообразование понимают образование, приобретаемое вне школьного заведения, путем самостоятельной работы дома. Это было правильно в те времена, когда оно в значительной степени заменяло образование в силу недостаточно развитой системы учебных заведений. Сегодня же такое понятие неверно по самой сути.

Ведь самообразование - систематическая и добровольная познавательная деятельность, основанная на внутренней потребности познания и реализуемая в процессе целенаправленной самостоятельной работы с целью углубления и расширения знаний, всестороннего развития интеллектуальных качеств личности, формирования научного мировоззрения.

Самообразование школьников - является составной частью всей системы учебной работы любого образовательного учреждения. Всё это предполагает умение учиться, самостоятельную работу с различными источниками знаний, выработку потребности познавать, формировать любознательность. Путём написания научной работы, где самообразованием получают большой объём знаний, а так же приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований, формируют готовность к постоянному обновлению и приобретению новых знаний и к последующему профессиональному самообразованию.

Польза от самостоятельной работы, в том числе и работы над научной работой, будет только в том случае, когда в её процессе студент воздействует не только на учебный материал, но и на самого себя. Это позволит ему познать собственные психологические особенности - сильные и слабые стороны своего типа восприятия, памяти, мышления, чувств и воли; учит объективно оценивать свою работоспособность, свои познавательные возможности. Тогда самостоятельная работа над учебным курсом и над самим собой, образует прочное единство, и будет способствовать сознательному, творческому овладению наукой.




























3.Примерный алгоритм. Разработки программы исследования.

Научно- исследовательская деятельность - такая форма организации учебно-воспитательной работы (УВР), которая связана с решением учащегося творческой, исследовательской задачи в разной области, но с заранее неизвестным результатом.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера интересующей его проблемы. И лишь потом, исходя из проблемы, ставятся цели и задачи предстоящей работы. После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал, которым располагает ученик, а так же оснащённости исследования и все свои возможности.

Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.

Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему. Очерчивает рамки исследования, конкретизирует основой замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость исследования.

Объект исследования - это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Например: « Объектом исследования является почва для выращивания комнатных растений. Предмета исследований - микрофлора почвы, её влияния на морфофизиологические признаки растений». Часто предмет близко совпадает с темой исследования. Часто предмет близко совпадает с темой исследования. Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Любая цель начинается с глаголов: « выяснить», « выявить», « сформировать», « обосновать», «провести» и т.д.

Цель конкретизируется и развивается в конкретных задачах исследования. В задачах выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента. Например: «Цель работы: вырастить в теплице арбуз на основании изучения основных видов агротехнической деятельности. Задачи: познакомиться с основными этапами агротехнического процесса; освоить технику работу с землёй, и вырастить необычную Северную ягоду-арбуз».

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Гипотеза исследования - это развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, методика, система мер, т.е. технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько - какие - то подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения ( «Если…, то…» или «Чем…, тем…»). В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.

Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика- это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.

Необходимым компонентом программы эксперимента является установление сроков исследования. Сроки должны быть достаточны для проверки воспроизводимости, надежности и стабильности результатов. Их обсуждения и апробации. Проведение эксперимента осуществляется по плану. Основанием плана являются этапы исследования, рекомендуется выделение нескольких этапов исследования, рекомендуется выделение нескольких этапов исследования. Первый этап исследования- подготовительный- включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования. Второй этап - конструирующий - это формирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение. Четвёртый этап - контрольный. Пятый - заключительный- подведение итогов и оформление результатов.

Формулировка ожидаемых результатов эксперимента связана с целями исследования и критерии оценки должны задаваться до начала эксперимента. Показателями эффективности любой научной работы, эксперимента могут быть критерии результативности.












4. Основные этапы выполнения научной работы и их специфика.

После того как ученик уже имеет представление о научной работе. Ему самостоятельно дома необходимо определиться с тем, что в данный момент времени его интересует больше всего, то есть самостоятельно продумать тему своей работы. Причём, придя к учителю, он не должен просто сухо сформулировать свою тему и цель работы. Он должен чётко и ясно объяснить преподавателю, почему именно это его заинтересовало, а ни что-то другое. В его пояснение должны быть уже заложены научные термины, статьи, гипотезы…. И как раз с этого момента начинается подготовительный этап выполнения научной работы.

Подготовительный этап включает в себя поиск литературы по выбранной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий, лабораторных практикумов, для последующей работы по теме.

Пред каждым учеником стоит, прежде всего, вопрос: какая литература вообще существует по данной теме. Количество книг, газет. Журналов и других произведений печати, изданных в прошлом и выпускаемых в настоящее время, настолько велико, что любой человек неминуемо потеряется в хаосе печатной продукции, если не подготовлен к работе с большим информационным потоком. Выдающийся учёный, академик С.И.Вавилов писал: «… Как узнать, где среди этих миллионов изданий скрывается то. Что действительно нужно данному читателю? Как из много выбрать лучшее? Как действительно получить в руки нужную книгу?» Среди множества книг, статей по нужному вопросу имеются произведения различной степени трудности и различной научной и практической ценности, могут встретиться работы устаревшие, утратившие свое значение, опровергнутые в дальнейшем развитием науки и опытом производства. Вот здесь и вступает в работу учитель, который должен научить ребят как правильно работать с литературой. Для этого преподаватель организует экскурсии в библиотеку, читальные залы, где ученику объяснит специалист, как правильно работать с литературой. Как раз здесь на помощь приходит библиография. А именно её задача состоит в том, чтобы разобраться, в научной ценности книг. Указать читателям лучшую литературу, и тем самым помочь выбрать из массы печатных изданий наиболее нужные. Роль педагога состоит в том, чтобы он непросто заранее договорился об экскурсии, а в том, чтобы он акцентировал внимание специалистов на моменты необходимые для лучшего написания работы. В частности необходимо, что бы ребятам объяснили, что в зависимости от общественного назначения библиография делится на: - государственную

- научно-вспомогательную

-рекомендательную

Молодым людям должны обязательно раскрыть значение каталогов и их классификацию в наших библиотеках, ведь являются зачастую необходимым ключом к поиску необходимой книги. Так же в библиотеке школьникам должны рассказать о специфике определения круга справочных пособий и как каждый из них сможет в них найти необходимые для написания своей научной работы. Ведь в условиях «информационного взрыва» велико значение справочной литературы, предназначенной для быстрого получения необходимых сведений научного - практического характера. Она будет являться своего рода гигантским аккумулятором знаний и щедро снабжать информацией тех, кто умеет ею пользоваться.

Когда школьник будет подготовлен, как читатель, он сможет самостоятельно ориентироваться в любом книжном фонде. Он сможет без особого труда находить необходимую ему книгу. И он станет успешным золотоискателем, о котором ранее писал С.И.Вавилов…современный человек, находится перед «Гималаями» библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка.

Этап чтения книг. Этому этапу ученика должен научить учитель. Значение этапа для написания научной работы велико, так как он включает в себя не только чтение книг и других источников, но и ведение записей прочитанного. Большую роль в этом будет играть то, как учитель психологически подготовил ученика к восприятию источника. Подготовка к восприятию с внутренней стороны означает максимальную активизацию всей системы мотивационных установок, ожиданий, предположений о том, что должно быть в тексте. Вот именно тогда материал ложиться на подготовленную почву.

Но не нужно заранее рассказывать, что вам уже известно о части решения поставленной вами задачи. Надо ученику создать проблемную ситуацию, и позволить ему самостоятельно её решить, глазами научного деятеля используя им же выбранную литературу. А лишь только после, используя схему, учитель-ученик её вместе разобрать. Используя такой метод, чтение и изучение необходимого источника будет носить активный характер. Но так же необходимо помнить, что в зависимости от характера материала, конкретных целей и условий учебной работы используются разные приёмы чтения: ознакомительное и изучающее, сплошное и выборочное, быстрое и медленное. А ведение записей прочитанного - один из важнейших признаков культуры умственного труда, что важно не только для написания научной работы, но и для полного развития нашего общества. Запись способствует лучшему пониманию текста, она облегчает запоминание, так как, записывая мысль, мы удлиняем процесс восприятия, как бы повторяем её. Запись будет дисциплинировать учащегося, она как бы заставит его внимательно отнестись к делу и одновременно повысит уровень культуры речи устной и письменной, что будет необходимо при защите работы.










5.Исследовательская часть работы .

Любая научная работа подразумевает в себе исследование, анализ и открытие. В этой части работы большая роль как раз и возлагается на педагога, как руководителя. Так молодым исследователям многое ещё непонятно. Если учитель сможет заинтриговать своего подопечного, в каком то новом открытие, или доказательстве чего-то необычного, то удача будет практически в его руках. Но это ещё только пол проблемы. Так как впереди практика и исследование. А здесь необходимо помнить, что научное исследование, по - существу отражает процесс перераспределения информации. Личность, выполнившая собственное научное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их всю жизнь. Известный русский революционер, писатель и учёный П.А.Кропотин писал, что каждый человек будущего будет иметь счастье и право на проведение собственных научных исследований. Важным здесь будет являться то, как учитель донесёт до учащихся, что исследовательские работы постоянно должны сопровождаться освоением нового материала. Что именно на нём и должен основываться лабораторный практикум. Важно, то как учитель докажет ребятам, что нет абсолютных истин и что в каждом предмете окружающего мира, будь то капля росы или даже мебель, стоящая в комнате, заключается множество удивительных и не всегда объяснимых фактов. Например, можно просто спросить, а что дети знают про воду? Конечно, здесь найдётся много смельчаков, которые будут приводить различные доводы. Но стоит спросить, а какая вода, будет являться живой и какая мёртвой, то круг знающих ребят сразу же сократиться. И здесь всё в руках учителя как он поведёт их по дороге открытий, чем заинтригует. Возможно, здесь одним из вспомогательных моментов будет простая экскурсия, в ваш родной с одной стороны и во многом неизвестный с другой город. Во время простой экскурсии можно задавать ребятам вопросы об отношении людей к природе, почему так много мусора, почему проходящие мимо люди так серьёзны и неулыбчивы…. И таких вопросов будет большое количество, если только у вас будет малейшее желание. Но всё же более правильным будет являться, если сами дети поставят пред собой проблему и попытаются сами с помощью руководителя её решить. Это не в коем разе не отстраняет учителя от работы. Здесь важно, что бы педагог встал на мгновение на одну ступень вместе с учеником и посмотрел на мир его глазами. Лишь только поняв внутренний мир дитя можно говорить о его будущем. После этого учитель должен незаметно подстёгивать своего подопечного, задавая ему наводящие, или проблемные вопросы. Тем самым незаметно корректируя работу. Важно чтобы при разговоре педагога с учеником много раз звучал вопрос «Почему?», что в свою очередь будет как раз и являться определённым двигателем выполнения работы. (Например: Почему фильтрование, должно осуществляться через складчатый фильтр? Почему надо пересчитывать результаты на 1 л. талого снега, почему нельзя сравнивать исходные данные? Почему в анализе витамина С происходит изменение окрашивания синего раствора фенолята на розовый?) Отвечая часто на вопрос, ребёнок будет ещё более проникновенен к своей работе, он будет буквально жить ей. Что в свою очередь будет его ещё более подталкивать на новые шаги. А если учитель найдёт в себе силы обмануть невзначай ребёнка показав, что в чём-то он не уверен, или ещё этого не слышал. То будьте уверены, он не разочаруется в вас, у него просто на какое-то время появятся дополнительные силы, или как многие привыкли говорить крылья, которые, и продвинут вашу работу ещё на несколько шагов вперёд.

Но не стоит увлекаться большим количеством исследований. Важно помнить, что должно быть описание организации исследований по данной проблеме. Необходимо подтолкнуть ребёнка на, то что бы он сделал краткий вывод о степени изученности и перспективах дальнейших исследований по данной проблеме. Нужно что бы он сформировал собственную гипотезу. Для этого лучше, если педагог ему только укажет путь гипотезы, возможно даже прибегнуть к мнению близких вашего ученика, или провести некоторый опрос грамотных в этом деле людей ( но не забудьте приложить ответы респондентов в вашу работу). А уж определение новизны логически должно выходить из содержания работы. И если ребёнок был внимателен и заинтересован в ходе выполнения всей работы, то он самостоятельно без вашей помощи определит, что у него в работе было новое, а что он подтвердил хорошо забытое старое. И если вы в этот раз не смогли что-то открыть, то самое главное, чтобы преподаватель не растерялся, а смог поддержать своего подопечного, нашёл утешительные слова для него. Например: « Это ведь первые твои шаги, в мир науки. И не один ученый с первого раза не достиг неизвестного, у многих уходит целая жизнь на какое-то открытие». И если вы сделаете всё правильно и найдёте нужные слова, то вы не потеряете, это юное дарование, а у него не опустятся руки. И общество юных исследователей не потеряет одного из своих деятелей.

Описание организации исследований следует начать с указания места проведения исследования, даты и авторов исследования, затем перечислить объекты и методы проведения исследования. Если применяемая в вашей работе методика ранее была описана в литературе, то необходимо указать ссылку на соответствующую работу без подробного изложения. Но если в известную методику были внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать их необходимость. А если ваша методика оригинальная, то она описывается подробно. Важно что бы вы подробно изложили полученные результаты, при необходимости иллюстрируя их с помощью таблиц, рисунков, графиков, фотографий…. Причём позвольте подбирать их самостоятельно ваше юному исследователю. Не забудьте, что все таблицы, рис., графики и фотографии должны быть в приложении, а тексте лишь ссылки с номерами. Например: «Результаты исследования сведены в таблицу 2» или : « В результате мы видим (рис1), что…».

Следует перечислять применяемые приборы и инструменты, не забывая указывать их точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

При первом упоминании живого, растения или микроорганизма в скобках указывается видовое название на латинском языке и автор, впервые описавший вид. Например: « В качестве объекта исследования использовались меченосцы (Xiphophourus hellepi Heck)…» Но не забудьте, что это всё должен выполнять ученик без вашей помощи. Вы можете ему только подсказать, каким воспользоваться определителем. Или где впервые и кем использовался этот прибор, а вот с какой целью ребёнок должен узнать сам.

Ну и конечно достоверность результатов должна подтверждаться расчётами. Примерами решения, макетами устройств….







6. Мои рекомендации по этапам оформления работы.

После того как ученик проанализировал необходимую литературу, учитель должен объяснить, какие необходимые требования предъявляются к оформлению работы. В этом случая необходимо объяснить всё, начиная с любой на первый ваш взгляд мелочи. Так как - то, что кажется элементарным для вас не всегда будет понятным для вашего подопечного (ученика), именно в этом он может допустить ошибку.

Объяснение оформления надо начинать с то, на каких листах вообще должна быть выполнена научная работа (цвет, формат). После рассказывается, каким шрифтом и через, какой интервал набирается информация. Надо так же напомнить ученику, что печатается всё только с одной стороны листа. Показать, что заголовки располагаются в середине строки без точки в конце, печатаются прописными буквами, не подчёркиваются и переносы слов в заголовке не допускаются. Все опечатки, описи и графические неточности допускается исправлять корректором с нанесением на том же листе исправленного текста.

Учащимся обязательно надо напомнить так же о размере всех полей.

Нельзя ни в коем случае забывать про нумерацию страниц. Она производится арабскими цифрами при соблюдении сквозной нумерации по всему тексту и начинается с «Введения»- стр. 3( титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется), номера ставятся в правом верхнем углу без точки в конце.

При написание научной работы необходимо помнить о научном стиле. А для него характерны следующие черты:

  • Логическая последовательность изложения;

  • Точность и однозначность;

  • Объективность высказываний и их конкретность;

  • А так же сжатость при насыщенности содержания.

Преподаватель обязан объяснить школьнику, что вся научная работа обычно состоит из следующих структурных элементов: титульный лист; содержание; введение; основная часть; вывод; список литературы; приложения. Причём необходимо сказать, что каждый из элементов начинается с новой страницы. А основная часть содержит обзор литературы; методика проведения исследования, организации исследования; результаты и обсуждения результатов.

Титульный лист- первая страница любой научной работы, которая должна содержать основные сведения о работе и её авторе. Чтобы оформление титульного листа было более понятно учащемуся, надо продемонстрировать ему титульные листы учебных пособий и любых других книг, которыми вы пользуетесь. Одновременно надо объяснить ребятам, что не сведения, имеющиеся на титульном листе книги, нужны для титульного листа научной работы. Объяснение должно быть обязательно подкреплено примерами и пояснениями. Так вам при оформлении совершенно не потребуются данные ни об утверждении, ни о повторности издания, ни о переводчике или художнике. Так же учащимся должны быть понятны все необходимые сведения на титульном листе, без которых нельзя обойтись. В этом случае надо весь титульный лист разделить на невидимые шесть пунктов. Для этого целесообразно воспользоваться наглядным материалом. Можно даже провести некий эксперимент, предложив детям самостоятельно сделать наброски титульного листа своей будущей работы, а потом на этих же листах и разобрать всё (ил взять один более приемлемый).

1пункт: Надзоголовочные данные.

В этом случае надо предложить самим ребятам пояснить, почему он так называется и лишь, потом поправить. Целесообразно просто сказать, что это данные, стоящие выше заголовка и имени автора. Для школьников это характерное указание какой-то конференции, где он собирается принять участие (название конкурса, на который подаётся работа).

2пункт: Заглавие (название работы)

Здесь необходимо обратить внимание на то что слово тема, или на тему не пишется.

3пункт: Заголовок (это фамилия автора).

В данном месте необходимо указать сведения об авторе: фамилия, имя отчество, населённый пункт, учебное заведение, класс.

4 пункт: Сведения об ответственности.

Здесь строчной ниже, соблюдая столбик, справа указываются данные о руководителе имеющем отношения к написанию работы. При это указывают: фамилию, имя, отчество, учёную степень и учёное звание, должность, место работы.

5 пункт: Выходные данные.

Надзоголовочные данные не дают ответа на вопрос, где и когда выполнялась данная работа. Поэтому в нижней части титульной листа пишут название города. И здесь же указывается год написания работы. При этом надо помнить, что слово «год», ни даже буква «г» не пишутся.

Особого труда при объяснении оформления титульного листа не возникает, если при этом использовать заранее подготовленный наглядный материал, или создавать проблемные ситуации, при выходе из которых в большинстве случаев учащиеся сами найдут правильный путь оформления (об этом говорилось чуть выше).

Необходимо объяснить ребятам, что все данные титульного листа - это самые нужные сведения о работе и авторе, и что здесь нет ничего лишнего.

Введение - В этом разделе дается просто краткая характеристика современного состояния проблемы или её история, обосновывается актуальность выбранной темы исследования, её научное и практическое значение, формулируются цели и задачи исследования, конкретизируются объект и предмет исследования. Рекомендуемый объём- дона страница текста.

Но не за будьте, что всё делает сам учащийся под вашем руководством, а как описывалось выше.

Основная часть работы.- В этом разделе демонстрируется знание основных работ по исследуемому вопросу, а также умение работать с литературой, проводить их анализ и сопоставление, сравнение. Заглавие основной части должно выражать основное содержание работы.

Главным содержанием основной части рекомендуют делать описание результатов исследования. Но я придерживаюсь другого мнения. Мы в основной части указываем лишь то, что мы узнали из источников по нашей проблеме. А всю работу исследователя помещаем в приложение. Тем самым мы как бы разделяем всё то, что было известно раньше от того, что проделали мы. В этом случае удобно сопоставить работы и определить её новизну. Да и к тому же, если работу будет оценивать человек, у которого не было, времени с ней ознакомится, то в момент её защиты он хотя бы сможет увидеть и проанализировать самостоятельную работу ученика.

Вывод - нами пишется только по теоретическому материалу, то есть здесь мы подчёркиваем всё то, что было известно до нас. Акцентировав внимание, на уникальные моменты предыдущих открытий и показывая необходимость их подтвердить сегодня. А быть может и дать им новую жизнь.

Заключение - В этом разделе мы кратко по пунктам формулируем результаты нашего труда. Содержание заключения чётко показывает позицию автора к проделанной работе.

Предложения - Здесь даём практические рекомендации и намечаем перспективы для дальнейшего исследования.

Такое разделение работы позволяет чётко проследить все этапы её выполнения, и облегчить труд проверки не только руководителю, но и комиссии какого-то конкурса, куда возможно будет представлена работа. Так на титульном листе они сразу смогут выявить кто, с кем, когда и по какому вопросу выполнял работу. На втором листе будут сразу помещены: актуальность, цели, задачи и методики выполнения работы, что тоже играет существенную роль в оценке работы. Далее идёт листок, показывающий все этапы работы по пунктам всем хорошо известное содержание с указанием всех пунктов и страниц работы, используя которое без труда мы откроем нужную или интересующую нас информацию. Введение просто вводит нас в курс дела. Основное содержание раскрывает всё, что известно из источников. Вывод это подтверждает. И разделяет первую часть работы от второй список анализируемой и используемой литературы. Вторая часть работы начинается с приложения где, начиная с самого первого листа, показывается вся научно- практическая работа ученика, которая раскрывается по шагам её выполнения, подтверждается практикой, таблицами, рис., фотографиями и т.п. В заключении прослеживаются чётки результаты самостоятельной работы. А в предложениях даются возможные перспективы работы.












7. Заключение.

Сколько бы знаний вы ни пытались передать молодому поколению, они скорее всего останутся невостребованными, если только не будут подкреплены практическими исследованиями. Вопрос выживания человечества определяет не только важность практических знаний, но, что самое главное, умение проводить собственные исследования, умение логично мыслить и принимать единственно правильные решения. Этому можно и нужно учить, потому что от этого зависит будущее цивилизации.

А я показала лишь то, как смогла вовлечь в столь трудный исследовательский труд, юных школьников. Они с увлечением выполняют свои исследовательские работы под моим руководством в разных областях: агротехнике, ботанике, физиологии и даже экономике. Что бы писать свою работу по экономике юным исследователям приходится дополнительно изучать столь неизвестную для них науку. Но у них ещё всё впереди, хотя многие из них, будучи учениками 6-х уже являются дипломатами в исследовательских конкурсах.

« Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения», - писал П.А.Кропоткин. И наше молодое поколение должно осознать, что каждый предмет, лист растения, капля росы, сам человек - это удивительные объекты природы, полные скрытых тайн.























Основные этапы выполнения исследовательской работы с юными школьниками:


  1. Первые шаги к исследовательской деятельности:

  • Заинтересовать ребят в выполнение исследовательской работы.

  • Выявить интересующую школьников проблему.

  • Предоставить ученикам возможность самостоятельно выбрать тему своей будущей работы.

  • Определить и обосновать актуальность будущей работы.

  • Определить объект и предмет исследования.

  • Постановка целей и задач предстоящего исследования.

2. Работа в библиотеке:

  • Подготовительный этап

-поиск литературы по выбранной теме с использованием различных библиографических источников;

-выбор литературы в конкретной библиотеке;

-определение круга справочных пособий, лабораторных практикумов, для последующей работы по теме.

  • Этап чтения:

-чтение книг;

- ведение записей прочитанного

3.Исследовательская часть работы:

  • Постановка гипотезы исследования;

  • Выбор конкретных методик и методов исследования;

  • Установление сроков исследования;

  • Проведение исследования и экспериментов;

  • Занесение результатов исследования и экспериментов в таблицу, или график;

  • Обсуждения и апробации полученных результатов исследования.

4.Оформление исследовательской работы:

  • Титульный лист;

  • Актуальность, цели, задачи, методы исследования;

  • Содержание;

  • Введение;

  • Основная часть;

  • Вывод;

  • Список используемой литературы;

  • Приложение:

- описание методик исследования;

- описание оборудования;

- результаты исследований(экспериментов);

- таблицы, графики…упомянутые в работе

- заключение;

-предложения

5. Подготовка стендовой защиты работы.

  • Подготовка выступления по защите работы;

  • Подготовка стенда;

  • Подготовка презентации работы.

Рекомендации для организации исследовательской работы с юными школьниками:


  1. Привлекайте детей, начиная с начальной школы.

  2. Всю свою работу постройте на анализе любимого детского произведения (сказки).

  3. При анализе произведения ставьте проблемные вопросы (хорошо, если они будут основываться на любимом герое). Почему, он тебе понравился? Почему ты решил, что другой герой плохой? А что было бы с твоим героем, если бы он не встретил… А вам нравятся мультфильм, где нет отрицательного героя.

  4. Просмотрите с учениками видеофильм, мультфильм и проанализируйте его.

Пусть дети кратко его запишут, тем самым, выбрав основное.

  1. Просмотрите с учениками видеофильм (сказку) один и тот же, но разного года выпуска. А может даже один мультфильм Российский, а другой зарубежный. В этом случае необходимо ребятам перед просмотром поставить задачи: проанализируйте и сравните эти фильмы; что в них одинаковое, а что разное; какой тебе понравился больше и почему; …

  2. Можно просто просмотреть мультфильм, но не говорить детям и не показывать, как он называется, пусть они сами дадут ему название. После анализа вновь придуманного названия, показать, как на самом деле он называется, и постараться найти этому объяснение. Тем самым вы научите детей давать грамотное название своей работы. Ребята научаться находить названия в своих работах.

  3. При чтении или просмотре любимого детского произведения попросите детей найти проблему, которая сопроваждает произведение от начала до конца.

  4. Попросите ученика поставить задачи, решение которых преследовал автор при написании произведения. Не забудьте их вместе проанализировать.

  5. Научить составлять план работы можно так же на любимых произведениях. Посоставляйте план сказки, мультфильма…

  6. Делать правильный вывод и заключение к научной работе, ребёнок может научиться, делая их к своей сказке.

  7. Научить делать предложения к работе можно, опять основополагаясь, на любимое произведение или кино. Спросите, а хотелось ли ему, что было продолжение книги, сказки, мультфильма. Получив ответ, попросите его сделать предложения, которые он бы отправил автору книги…

Пусть не всё у вас получиться с первого раза, но если есть желание результат неменуем. Успехов вам!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Архангельский С.Н. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе.- М.: Высшая школа, 1976.-200с

  2. Воронцов Г.А.Работа над рефератом: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Издательский центр «Март»,2002.-64с.

  3. Голубкина Н.А. и Шамина М.А. Лабораторный практикум по биологии: Учебное пособие -М.: Форум: ИНФРА-М, 2003.-56с.

  4. Графов и др. основы библиотековедения и работа с книгой: Учебное пособие.- М.: МГУ, 1981.-83с.

  5. Козаков В.А. Самостоятельная работа студентов и её информационно-методическое пособие: Учебное пособие.-Киев: Высшая школа, 1990.-248с.

  6. Лезер Ф.Рациональное чтение.- М.: педагогика 1980.-155с.

  7. Нумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов.-саратов: Изд-во ун-та, 1984-148с.

  8. Павлова В.П.Обучение конспектированию.- М., 1983











Тезисы к работе: « Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся младших классов».

- И лишь только правильно поставленная работа будет иметь достойный результат, не смотря на возраст исследователей.

-Первым с чего я начала это, заинтересовывала детей рассказывая им о моей исследовательской деятельности со старшеклассниками.

-Что бы научить, самостоятельно работать юниоров мне приходилось начинать с простого анализа прочитанного ими книги.

- Логика каждого исследования специфична. Я исходила из характера интересующей проблемы исследователя. Но вначале мне было необходимо ввести юных исследователей в примерный алгоритм исследовательской работы. Здесь я им просто кратко с различными примерами характеризовала каждый этап работы.

-После того как ученики уже имели представления об исследовательской работе. Им было необходимо самостоятельно дома продумать тему своей работы. Причём, придя ко мне, они должны были чётко и ясно объяснить мне, почему именно это их заинтересовало, а ни что-то другое. В их пояснениях должны были быть уже заложены научные термины, статьи, гипотезы…. Всё это было ими сделано, но конечно с допущением ряда ошибок, которые мы вместе разбирали и исправляли.

-Для обучения правильно работать с литературой, я организовывала экскурсии в библиотеку, читальные залы, где ученикам всё объясняли специалисты. Чтению книг и ведению записей прочитанного я учила сама, т.к. для написания работы это очень важно. Во время чтения перед учениками создаю проблемную ситуацию, и позволяю им самостоятельно её решить, глазами научного деятеля. А запись дисциплинирует учащегося, она заставит его внимательно отнестись к делу и одновременно повысит уровень устной и письменной культуры речи, что будет необходимо при защите работы.

-Увлекая в мир исследований я доказываю ребятам, что нет абсолютных истин и что в каждом предмете окружающего мира, будь то капля росы или даже мебель, стоящая в комнате, заключается множество удивительных и не всегда объяснимых фактов. Более правильным будет являться, если сами дети поставят пред собой проблему и попытаются сами с помощью руководителя её решить. Например: «Группу моих исследователей заинтересовал ассортимент урожая, который они смогут вырастить в теплице на крайнем Севере». Для направления работы в нужное русло, я задавала им наводящие вопросы, отвечая на которые ребята делали свои уверенные шаги в новые исследования. Так они не только вырастили урожай, но ещё и определили содержание витаминов в овощах и т.п.

-Нужно что бы ребята сами сформировали собственную гипотезу. Для этого им надо только указать путь гипотезы, а дальше они всё сделают сами.

- А уж определение новизны логически должно выходить из содержания работы. И если дети были внимательны и заинтересованы в ходе выполнения всей работы, то они самостоятельно без вашей помощи определят, что в работе было новое, а что они подтвердил хорошо забытое старое.

- Мы в основной части указываем лишь то, что мы узнали из источников по нашей проблеме. А всю работу исследователя помещаем в приложение. Тем самым мы как бы разделяем всё то, что было известно раньше оттого, что проделали мы. В этом случае удобно сопоставить работы и определить её новизну. Да и к тому же, если работу будет оценивать человек, у которого не было, времени с ней ознакомится, то в момент её защиты он хотя бы сможет увидеть и проанализировать самостоятельную работу ученика. Вывод - нами пишется только по теоретическому материалу, то есть здесь мы подчёркиваем всё то, что было известно до нас. Акцентировав внимание, на уникальные моменты предыдущих открытий и показывая необходимость их подтвердить сегодня. В заключение - мы кратко по пунктам формулируем результаты нашего труда. Содержание заключения чётко показывает позицию автора к проделанной работе. В предложениях - даём практические рекомендации и намечаем перспективы для дальнейшего исследования.



© 2010-2022