Рабочая программа для элективного курса Тайна мира растений (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Программа элективного курса «Тайны мира растений» предназначена для учащихся 5-7 классов, проявляющих интерес к природоведению и биологии. Программа рассчитана на 1 час в неделю в течение полугодия (всего 17 часов). Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в раздел биологии «Ботаника». Программа курса существенно дополняет и компенсирует недостатки школьного базового образования, предоставляя каждому ребенку возможность погружения в мир живой природы, поэтому является целесообразной и актуальной. Новизна программы состоит в том, что она направлена на формирование определенного объема знаний у обучающихся в процессе их самостоятельной поисково - исследовательской деятельности и объединяет несколько биологических дисциплин (биология, экология, краеведение), что позволяет формировать у детей целостную картину окружающего мира.

Курс направлен на привлечение внимания к миру растений, а так же на повышение у учащихся интереса к изучаемому предмету и развитию творческой фантазии.

Учитывая возрастные особенности учеников, их практические знания и навыки, изучаемые объекты рассматриваются с использованием принципов доступности, образности, эмоционального воздействия, развития творческого воображения. Занятия элективного курса помогут подчеркнуть уникальность, неоценимое значение, таинственные взаимосвязи живых организмов в природе.

Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.

Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории.
Программа «Тайны мира растений» выполняет несколько функций:

  1. Углубляет знания по ботанике.

  2. Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии.

  3. Способствует более глубокому и качественному пониманию процессов, происходящих в мире растений.


Цель:
Развитие и реализация у обучающихся потенциала биологических знаний о царстве растений

Задачи курса:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с основными методами изучения биологии.

  2. Расширять и конкретизировать знаний о растениях.

  3. Разнообразить практическую деятельность учащихся по изучению растений.


Развивающие:

1.Развивать интеллектуальные способности и творческое воображение.

  1. Вовлекать учащихся в научно-исследовательскую работу.

  2. Совершенствовать приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).


Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, повышать экологическую культуру учащихся

Содержание программы

Раздел I. Разнообразие растений (3 часа)

Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения. Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они? Условия для существования растений.

Практические занятия. Фантастические растения. Работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. Определение растений в кабинете.

Раздел II. Строение растений (9 часов)

Как устроено растение. Лист, особенности строения. Виды листьев.

Лист - фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семени. Движение растений.

Практические занятия. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. Оформление альбома «Строение растений». Работа с карточками - определителями, с гербарием. Опыт №1 «Дыхание листьев». Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)». Опыт №3 «Испарение воды листьями». Составление паспорта дерева. Зарисовка строения цветка. Опыт №4 «Строение и состав семени». Отпечатки листьев. Опыт №5 «Движение стебля и листьев».

Раздел III. Размножение растений (5 часов)

Вегетативное размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян.

Практические занятия. Определение всхожести семян.

Определение выделения углекислого газа и тепла, прорастающими семенами. Разнообразие семян. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами. Опыт №6 «Проращивание картофеля».

Прививка. Опыт №7 «Можно ли прививать клубни картофеля?»

Опыт №8 «Размножение традесканции, фиалки, бегонии». Опыт №9. «Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?» Опыт №10 «Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян». Опыт №11 «Прививка томата на картофель».


Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать.

- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, их отличительные признаки;
- органы растений;
- способы размножения растений,
- значение растений в природе и жизни человека,

Учащиеся должны уметь.

- различать наиболее распространённые в регионе растения;
- устно описывать растения;
- пропагандировать знания об охране природы;
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за комнатными, овощными и цветочно-декоративными растениями;

Ожидаемые результаты.

Успешная самореализация школьников в изучении биологии, знание строения растения и его органов, желание наблюдать природу, повышение экологической грамотности. Умение наблюдать, прогнозировать результат работы.

Формы занятий.

Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, справочной литературой







Календарно - тематическое планирование для учащихся 5 классов

(количество часов в год - 18ч, количество часов в неделю - 0,5ч,

практических работ - 4, лабораторных работ - 2)

Тема занятия

Практические работы

Универсальные учебные действия

Основное содержание урока

Дата

практическая

Раздел I. Разнообразие растений

1

Организационное занятие. Разнообразие растений.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Лекция, практическая работа в парах, оформление альбома фантастических растений

2

Самые древние растения. Первые наземные растения.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Работа в группах, просмотр видеофильма, работа с гербарными материалами.

3

Растения у тебя дома. Значение растений Определение растений в кабинете

Практическая работа №1 «Растения моего дома»

Личностные познавательные, коммуникативные.

Практическая работа, экскурсия по школе

Раздел II. Строение растений

4

Как устроено растение

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов

5

Вегетативные и генеративные органы растений

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Работа с карточками - определителями, оформление альбома «Строение растений».

6

Лист - фабрика энергии. Космическая роль растений.

Лабораторная работа №1 «Дыхание листьев и испарение воды листьями».

Личностные познавательные, коммуникативные.

Лист, особенности строения, значение

7

Побег, его строение Видоизменения побегов

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Лекция, составление паспорта дерева

8

Экскурсия в природу

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Просмотр кинофильма «Зимний лес»

9

Для чего нужны цветы?
Хитрости цветов

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Рассматривание различных цветов. Зарисовка строения цветка.

10

Праздник цветов

Личностные познавательные, коммуникативные.

Доклады о необычных цветах

11

Семя. Строение и состав семени. Значение семени

Лабораторная работа №2 «Строение и состав семени»

Личностные познавательные, коммуникативные.

Рассказ о строение семени пшеницы.

12

Движение растений. Могут ли растения двигаться?
Цветочные часы.

Практическая работа №2 «Движение стебля и листьев».

Личностные познавательные, коммуникативные.

Особенности движения растений. Влияния биотических факторов на движения растений

Раздел III. Размножение растений

13

Размножение растений. Способы вегетативного размножения растений. (На примере комнатных растений)

Практическая работа №3 «Проращивание картофеля»

Личностные познавательные, коммуникативные.

Способы размножения растений. Оформление альбома

14

Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян.

Практическая работа №4 «Определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?»

Личностные познавательные, коммуникативные.

Разнообразие семян, значение семян для растений

15

Условия прорастания семян. Определение всхожести семян

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Благоприятные и неблагоприятные условия для прорастания семян

16

Хитрости семян. Распространение семян

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Способы распространение семян

17

Весенний лес

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Просмотр видеоролика «Весенний лес», фоторепортаж «Чудеса весеннего леса»

18

Подведение итогов

Личностные познавательные, коммуникативные.

Анализ изученного материала, задание на лето




Список литературы

  1. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. - 106 с. Ил.

  2. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. - 704 с.

  3. А. И. Тарасов. «Эколого-ботанические экскурсии в природу» (Учебно - методическое пособие) Сургут: информационно-издательский концерн. Х - М. «Северный дом» 1995 г.- 88 с., ил.

  4. В. В. Петров. «Лес и его жизнь» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1986 г. 159 с., ил.

  5. В. В. Петров. «Растительный мир нашей Родины» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1991г., 205 с +2

  6. В. И. Кузнецова. «Уроки ботаники» (Пособие для учителя) М. «Просвещение» 1985. - 173 с., ил. +2

  7. В. Н. Фёдорова, Н. И. Шапошников и др.; «Методическое обучение ботанике» Под общей редакцией Н.В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. - 3-е издание, переработка. М. «Просвещение» 1982. - 351 с. Ил.

  8. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст - пресс» 1999г., 430 с +2

  9. И. В. Ирмаилов, В. Е. Михмен , Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. «Биология. Экскурсии» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1983 г. 224 с., ил.+1

  10. drofa.ru/books/biology/27902o2.pdf


© 2010-2022